РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

На голод и холод обречены борцы с терроризмом

Не хочется быть банальным, начиная публикацию с того, что собака – друг человека. Эту простую истину все знают еще с детского сада, однако в жизни все намного прозаичней. Редкий выпуск новостей обходится без муссирования темы международного терроризма: то в ООН одобряют позицию Путина в том, что в определении «терроризм» не должно быть двойных стандартов, то в совете Европы представители Голландии, которую, к слову, Гитлер захватил без боя за один день, критикуют положение с правами человека в России. Это все не более чем словесная мишура, отбросив которую, мы увидим передний край необъявленной войны. Увидим уставшие от безденежья семьи солдат и офицеров, мечтающих о собственной квартире, рыдающих женщин и мужчин, которые хоронят своих детей, падающие самолеты и взорванные дома. А на передовой все те же бойцы с четвероногими друзьями, чей нюх, в 10 тысяч раз острее человеческого, спас жизни не одной сотне, а может, и тысяче человек. О собаках и пойдет речь.
Собачья работа
Мартовской ночью в Гае произошло двойное убийство. Оперативники, прибыв на место, обнаружили в квартире трупы мужчины и женщины. Когда установили личности, выяснилось, что пара вела разгульный образ жизни. При осмотре квартиры был обнаружен шарф, по всей вероятности, принадлежащий преступнику. Гайские милиционеры сразу же позвонили в Орск, в отделение кинологической службы. Через время на место преступления прибыл инспектор с собакой, которой дали понюхать шарф. Овчарка Урсула сразу же взяла след. Дело было ночью, и запах преступника еще не успел смешаться с тысячами других. Собака привела оперативников прямо к двери, и через минуту подозреваемый был задержан.
Эту историю мне рассказал старший инспектор кинологической службы К. Елизаров. «Наши собаки натренированы по разным программам. Есть такие, которые работают на розыск, есть минно-розыскные, наученные искать наркотики и оружие, а есть и защитно-караульные собаки, способные справиться с 2–3 вооруженными людьми», – рассказывал Константин.
В начале мая на контрольном посту милиции, что на Оренбургской трассе, была пресечена попытка контрабанды наркотиков. Мужчины из Казахстана пересекли границу, проехали Орск и вы-брались на трассу, но возле поста их остановил инспектор. При досмотре машины были обнаружены наркотики – марихуана и героин, а помог в этом спаниель по кличке Блэк.
Уже этим летом орский кинолог с овчаркой по кличке Чирон ездил в Нижний Новгород для обеспечения правопорядка во время празднования 300-летия Серафима Саровского. Из этой командировки инспектор привез благодарность за подписью полпреда президента С. Кириенко.
По сей день трудно представить какое-либо мероприятие город-ского масштаба без участия кинологов.
– В День города мы несли службу с утра и до глубокой ночи, – рассказывает Елизаров. – Несколько раз приходилось пресекать драки. Согласитесь, у большинства орчан, а особенно в молодежной среде, уважения к форме нет, могут и в спину плюнуть. Но, когда милиционер идет с собакой, конфликты прекращаются сами собой. Собаке надо только дать команду, и она может разорвать нарушителя на клочки.
После событий в Москве и Беслане был усилен режим безопасности в аэропортах. Коснулось это и Орска. Начальник аэропорта обратился в УВД с просьбой обеспечить предрейсовые досмотры, и теперь перед отправкой самолета судно, аэровокзал и взлетную полосу осматривают кинолог с собакой и взрывотехник ОМОН.
Кинологическая служба при УВД города действует в Орске уже около 30 лет, и за время своего существования не раз меняла место дислокации. Поначалу она располагалась в Старом городе в районе мечети. Там были вольеры для четырех собак. Потом питомник переехал в поселок мясокомбината, где раньше базировался отдел вневедомственной охраны. Там уже были построены вольеры на 15 собак. С 1995 года четвероногие стражи порядка прописались на территории ОМОН, и на сегодняшний день в питомнике живут 23 собаки. Из них 11 служат в милиции общественной безопасности, 8 – в криминальной и 4 в ОМОН. «Кинологи работают по всему восточному Оренбуржью, так что нагрузка на людей и собак очень большая. Сейчас в штате ОКС работают 7 кинологов, еще 4 – в ОМОН. Службой руководит майор милиции О. Данилов. Благодаря слаженности коллектива мы смогли организовать суточное дежурство. Один из сотрудников постоянно находится в командировке в Чечне», – рассказывает Елизаров.
Спаниели и овчарки
Для служебной деятельности выбирают только породистых собак. Самые популярные породы – восточно-европейская, немецкая овчарка и спаниели. Овчарка – собака крупная, так что их используют для поиска взрывчатых веществ, обнаружения и задержания преступников. С этими целями используются и ротвейлеры. Спаниели – собаки любопытные и маленькие, так что их лучше всего использовать для обнаружения наркотиков. Когда кинолог досматривает автотранспорт, то спаниель без труда обнюхивает весь салон, включая самые укромные места, да и в квартире он запросто может проникнуть туда, куда не сумеет пролезть крупная собака. Когда речь заходит о дрессировке, то кинологи в милиции сразу же отметают спортивные методы. Здесь своя методика – служебная. Каждая собака проходит спецкурс.
– Домашняя собака, пройдя курс спортивной дрессировки, может научиться задерживать человека, но, схватив его за руку или за ногу, обязательно отпустит и будет ждать дальнейшей реакции. Наши собаки сразу же работают на поражение и не отпустят преступника, пока не получат команду, – говорит инспектор. – Мы не учим собаку команде «апорт», говоря проще, приносить палку. Представьте, собака найдет гранату и принесет ее кинологу.
У нас нет разделения между обычной жизнью и работой. Собака должна жить работой. Она должна спокойно пройти мимо человека, но сразу же атаковать его по команде. Для этого мы используем игровые методы обучения. С 2-, 3-месячного возраста начинаем развивать нюх и другие качества. По характеристикам собаки определяем, в каком направлении ее лучше использовать: для поиска взрывчатки, наркотиков, поиска или задержания преступников, конвоирования и т. д. Самый лучший защитник у нас – восточно-европейская овчарка Бакс. Его щенком привел к нам мужчина. Мы приняли его, научили, и теперь он может работать против двух и трех человек.
Также мы учим таких собак подавлять огневые точки. Эта методика была опробована еще в Афганистане, но там использовали черных терьеров. Скажем, в блиндаже засел пулеметчик противника. Одна группа отвлекает его внимание огнем, в то время как кинолог с собакой заходит с другого фланга. Правда, и вне военных действий собака реагирует на выстрел и клацанье затвора. В Чечне даже был случай, когда боец нашего ОМОН сидел и щелкал затвором автомата. Пару раз щелкнул, в третий ему в руку вцепился кобель Жак.
Сейчас в 70% случаев мы выезжаем на кражи, но главное внимание уделяем поиску наркотиков, взрывчатки и оружия. Конечно, если собака выведет сыщиков на преступника – это большая удача, но в любом случае она покажет направление, в котором тот ушел. Так, зимой в районе поселка Победа был убит таксист. От машины в сторону вел четкий кровавый след. Поначалу овчарка Урсула пошла по нему, но потом потеряла. Преступник умнеет. Наверняка, след был чем-то обработан, и собака оказалась бессильной. Когда досматриваем автобусы и машины, следующие из Казахстана в Россию, то постоянно замечаем разбросанный в салонах насвай. Это смесь измельченного табака с рядом компонентов. Контрабандисты используют его, чтобы сбить собаку со следа. Работать в городе тяжело – уж очень много запахов, но четвероногие друзья справляются.
Голодные годы
Слушая Елизарова, вспоминал армейские годы. На территории нашей бригады в Подмосковье находился учебный кинологический центр. О нем рассказывали разное. Слышал, что один курсант предпринял попытку самоубийства, когда собака, которую он воспитывал, сдохла. Возможно, пес стал для солдата самым родным существом. Рассказывали мне и о том, как тяжело расставаться со своими питомцами, когда приходит пора отправляться домой. Жалко до слез, ведь собака, пожалуй, единственное домашнее животное, которое ни за что не покинет своего хозяина и никогда его не предаст.
Когда лежал в госпитале, услышал песни полковника Владимира Кочергина. Одна из них посвящена кинологам. Песня основывалась на реальных событиях: пес по кличке Джой дотащил тяжелораненого солдата до места расположения батальона и тем спас бойцу жизнь.
Собаки, прирученные человеком несколько тысячелетий тому назад, сейчас стали солдатами и выполняют задачи, которые людям не под силу. Определение «псы войны» на передовой можно употреблять в прямом смысле. В солдатский стаж на войне идет год – за три, а в собачий век и того больше, но за свою короткую жизнь они успевают сделать очень многое. Собаки стареют, у них притупляется нюх, и тогда их неизбежно списывают со счетов.
В 2001 году в Чечне тяжелейшую контузию получила овчарка Норма. Она находилась близко к позициям самоходных артиллерийских гаубиц. После артподготовки обнаружили, что Норма исчезла. Ее нашли в арыке. Собака вжалась в землю и смотрела на людей непонимающим взглядом. После командировки ее отдали в хорошие руки, и теперь она почти адаптировалась к мирной жизни, правда, до сих пор, услышав громкие звуки, прячется.
Жак, который укусил за руку омоновца, – это вообще легенда. Я раз слышал историю, как саперы приехали в школу, которую по телефону «заминировал» школьник. Кинолог с Жаком прошлись по классу, а когда боец открыл шкаф, оттуда выкатился детский мячик, с которым пес тут же стал играть. Весной 2003 года Жак вновь отправился в Чечню. Как вышло, в последний раз… Стрельба и взрывы – это колоссальная нагрузка на нервную систему собаки. Были случаи, когда пес, находящийся на привязи, перегрызал поводок и убегал, как только начинался обстрел. Не выдержали нервы и у Жака. Он ослабел и тихо умер на десятом году жизни. Но все-таки этот пес поставил своеобразный рекорд, отслужив верой и правдой 7 лет, – почти невозможный предел для служебной собаки. Теперь подрастает смена – пес Арес, названный в честь бога войны.
– Вот они, наши боги войны, – говорит Елизаров, приведя корреспондента «ОХ» в питомник. – Самые лучшие собаки в ОМОН. Это Блэк, Бета, Арес и Гефест. Недавно купили щенков немецкой овчарки: четверых в Екатеринбурге и двоих в Сибае. Нам говорят, что нужно увеличивать поголовье, но сказать проще, чем сделать.
Когда я пришел в питомник, то понял, о чем говорил Елизаров. Собаки исхудали от недостаточного питания. Из всех вольеров на меня смотрели умные, но голодные глаза. Собаки лаяли, увидев чужого, только лучший защитник Бакс сохранял спокойствие, изучая меня холодным взглядом.
– Хорошо, что нам помогает мясокомбинат, выделяет кости и жилы. Если бы не он, мы не смогли бы прокормить и четырех собак. Косточки собакам давать нельзя, это все равно, что кормить голодного сухарями. Они вывариваются, и на этом бульоне готовится каша с добавлением жил.
Находим понимание и со стороны командира ОМОН Томберга.
Местный бюджет не выделяет ни копейки, хотя только за этот год мы два раза выезжали в горадминистрацию по сигналу угрозы взрыва. Вот и получается, что все только говорят о борьбе с терроризмом, козыряют этим, а на деле собаки, без которых невозможен поиск взрывчатых веществ, обречены на голод. Сотрудники ОКС разобрали своих питомцев по домам, а остальным предстоит почти непосильная задача – пережить зиму. Собака согревается за счет внутреннего тепла, а для этого ее нужно хотя бы раз в сутки накормить теплой пищей. Сейчас наши питомцы живут на 4 рубля 60 копеек в сутки. Даже бомжи сбором бутылок зарабатывают больше. В идеале собаку нужно кормить 2 раза в сутки. С утра – сухим кормом, вечером – кашей. Корма сотрудники покупают на свои деньги (и это с милицейской зарплаты), – продолжает инспектор. - Некоторые собаки у нас и вовсе на четырехразовом питании – понедельник, вторник, среда, четверг.
Меня взяла злость на наших чиновников, которые привыкли только требовать да разбрасываться словами. А копни поглубже – внутри пустота и бездушие. Черт с ними, с городскими проблемами, коих множество. Здесь речь идет о правопорядке и собаках, и складывается впечатление, что люди напрочь забыли, что это существа живые – из плоти и крови. Жалко, что они не умеют говорить, а то наши власти, обрекшие псов войны на голодную смерть, услышали бы о себе много интересного.
В одном из вольеров к решетке подбежал сильно исхудавший ротвейлер. На табличке написана кличка – Черчилль.
– Наверное, отдам его в хорошие руки, а то он не переживет зиму, – говорит Елизаров. – Хоть одной парой голодных глаз станет меньше.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.