РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

"ЗВЕЗДУ НЕНАВИДИТ ЗВЕЗДА". Профессиональный взгляд на современную музыку

Орчанин Денис Ступников - аспирант Московского педуниверситета, по роду своей научной деятельности (он специализируется на русской рок-поэзии) изучает творчество многих известных групп. Интервью, взятое Денисом у Игоря Скляра, отца-основателя культовой рок-группы "Ва-Банкъ" и в эксклюзивном порядке предоставленное "Хронике", думается, покажется интересным нашим читателям. Оно о пути музыканта (да и не только), его направлении и окончательном выборе...Первым музыкальным альбомом, вышедшим в 2000 году, стала экспериментальная "Нижняя тундра". Музыканты записали своеобразный саундтрэк к одноименному рассказу Виктора Пелевина - форма, не освоенная в нашей стране. С вопроса о столь необычной работе и началось интервью с главным "Ва-Банкером" Александром Ф. Скляром.

- Я на самом деле абсолютно убеждён: то, что делал Виктор, было не просто рассказом. Так как это был будущий проект, он, конечно, создал такой рассказ, который потом должен быть реализован музыкально. Поэтому он и мог, в принципе, заложить в него некую идею громкости, идею современной музыки. Потому что музыки после семидесятых годов нет. Всё превратилось в шоу-бизнес. И, в общем, в каком-то смысле он абсолютно прав. Это и позиция Пелевина, и, если хотите, моя тоже. То есть, действительно, музыки в чистом виде, в том виде, в каком мы её ещё слышали во времена "Doors", "Led Zeppelin", "Deep Pearple", "Rolling Stones"… Всё, что сейчас делается, в первую очередь превращается в музыкальный продукт, что не есть хорошо. Другое дело те реалии, когда каждый музыкант, артист должен определиться, принимать ли в этом участие. Нужно определиться, что ты хочешь - оставаться при этом, в первую очередь, артистом или производить некий продукт, вписываясь тем самым в систему шоу-бизнеса. Конечно, ответ композиции "Агрессия созвучий" абсолютно однозначен в первую сторону, потому что там Женя (поэт Евгений Головин, давний соавтор "Ва-Банка") со свойственной ему прозорливостью, тонкостью изложения пишет:

Агрессия созвучий,
Звезду ненавидит звезда.
Дружить хорошо, но лучше
Смертельная вражда.

Что, в общем, мы и наблюдаем сейчас во всех тех, кто вписал себя в систему именно шоу-бизнесовских отношений. Другое дело, что неизбежно при этом постепенно теряются качество и глубина творческого процесса. Т. е. человек, вписавшийся в систему шоу-бизнеса, в принципе, ставит себя в безвыходную ситуацию постепенного угасания творческой, фаллической потенции. Тем самым он постепенно роет для себя магическую могилу. И, запродавшись туда, ты рискуешь уже никогда не выбраться на стезю настоящего артиста, на стезю настоящей музыки. Риск этот очень велик. Но во все времена, так или иначе, эта дилемма существовала. Во все времена артист выбирал, идти ли ему на поклон к власть предержащим или же идти по пути абсолютно одинокого, достаточно трагического, по своей сути, творца. Я думаю, что в том или ином смысле эти проблемы стояли перед человеком любой эпохи. Но у меня сложилось впечатление, что в нашу эпоху категоричность этой позиции стала гораздо более чётко выражена. Размываются грани между чистым искусством и искусством за деньги. Потому что, по сути дела, всё чистое искусство становится всё равно искусством за деньги. И вырулить в этой ситуации очень сложно.

- Александр, а насколько группа "Ва-Банкъ" избежала этого искушения шоу-бизнесом?

- Сказать, что мы полностью этого избежали, не можем. Это было бы нечестно. Но грань невозвратимости из шоу-бизнеса в творчество не перешли. Вот так бы я ответил. Потому что есть определённая грань, за которой пути назад, в искусство, тебе уже нет. То есть один ты, может, и думаешь, что есть, но, к сожалению, или к счастью, музыка - это такая штука, что ты можешь обмануть самого себя, а её обмануть невозможно. Я думаю, что это не только к музыке относится. Просто мы сейчас говорим о музыке, и вы меня конкретно спросили о группе "Ва-Банкъ".

- Меня всегда интересовал вопрос о месте группы "Ва-Банкъ" в "Рождественских встречах" Аллы Пугачёвой. По-моему, это 97-й год, с песней "Маршруты московские".

- Сейчас я думаю, что это был формально-вынужденный шаг. В силу обстоятельств, как это сложилось. Но именно этот шаг и показал, насколько мы разные, не вписываемся абсолютно. Потому что, как это ни парадоксально, за этим шагом не последовало ни одного предложения пролонгации в такой же системе. Это, с одной стороны, вроде странно, а с другой, наверное, закономерно. Все, кто имел отношение к этим "Рождественским встречам", с организационно-продюсерской точки зрения увидели в нас продукт, неудобный для шоу-бизнеса в их понимании. При этом помимо людей нашего цеха, рок-музыкантами, с которыми мы выступали всегда в едином блоке, тем не менее встретились с очень музыкально интересными людьми, например, группой "Любэ". Они оказались людьми, действительно по-настоящему преданными идее музыки, работающими над собой как исполнители. И при общении выяснилось, что у нас гораздо больше общего, чем различного. Но значит путь у нас всё-таки такой, и это уже изменить практически нельзя. Она каким-то образом предопределяется. Путь группового, коллективного мозга под названием "Ва-Банкъ", видимо, таковой, что он не позволяет даже вести жизнь, подобную "Любэ", которые, вроде и в шоу-бизнесе, и вроде остаются при этом нормальными людьми и музыкантами нормальными. Значит, наверное, мы изначально взяли другие ориентиры. И теперь уже трудно сказать, как так произошло. И нужно или принимать и вести именно эту линию до конца (а там уж - как получится), или вообще прекращать деятельность коллектива под названием "Ва-Банкъ".

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.