Мать или мачеха для забугорных россиян?
- Общество
- 02-02-2005
Ох, и помотало наш народ по отечественным
просторам!
В поисках лучшей доли или по службе Отечеству народ бросал насиженные предками места и по приказу партии и правительства ехал в любые закоулки необъятной страны Советов строить светлое будущее. Десятилетия пролетели одним днем, а годы согнули бывших служителей Отечества. Превратности судьбы сделали некоторых подданными других государств, и в Россию они могут въехать только по туристической визе.
Два деда, совершенно ошалевших от только что полученного стресса, глотали таблетки, запивая их минералкой, в закутке магазина в центре города. И продолжали обсуждать регистрацию иностранца в нашем городе. Один из них, офицер-строитель из Ульяновска, четверть века возводил гиганты стройиндустрии в Сибири, Узбекистане и Литве. Командовал ротами и батальонами строителей при возведении металлургических и химических заводов Заравшана, Навои, Учкудука, строил атомную станцию в Снечкусе. После выхода на пенсию остался в Литве, с годами получил гражданство прибалтийской республики. И вот приехал в Орск, возможно, последний раз навестить болеющих родственников.
Второй из дедов, глотающих таблетки в магазине по пр. Ленина, – его земляк, тоже с берегов Волги. Когда-то получил направление в наши края как молодой специалист, да так всю жизнь и отдал нашему городу.
В тот январский понедельник они выполнили, возможно, последний долг перед Россией. Один регистрировался как иностранец, временно прибывший на историческую Родину, другой регистрировал этого иностранца на своей жилплощади как принимающая сторона.
Пустая формальность стоила ветеранам много нервов, времени и здоровья. Они, бедолаги, не знали, что при районных отделах внутренних дел их и слушать не станут. А ехать надо через весь город на ул. Горького.
На регистрацию у стариков, так уж сложилось, из трех отведенных законом дней оставалось всего несколько часов. Гость приехал в Орск в конце рабочей недели, а половину понедельника пришлось потратить на поход в паспортный отдел Советского района, прием лекарств и поездку на ул. Горького.
Долг Родине по регистрации иностранного гражданина отдавать пришлось с боем. Надо было штурмовать лестницу на второй этаж паспортно-визовой службы.
Охранник может пускать народ, а может и не пускать. Этих дедов доблестная охрана на второй этаж бывшего детского сада пускать просто так не хотела: «Без вас народу много, приходите завтра». Пришлось прорываться с боем: и удостоверение офицера Советской армии предъявлять, и просто уговаривать.
На прием к начальству они все же попали, потом бегали в Сбербанк, чтобы оплатить регистрацию. В том же темпе мчались назад для получения заветного штампа в визе. Небольшим утешением в этой гонке послужило обещание принять их утром следующего дня без применения штрафных санкций.
Несколько часов бюрократической процедуры далось старым людям слишком тяжело. Таких трудностей в простом деле они вовсе не ожидали. Да, наверное, и не заслужили.
Отдышались и пришли в себя только на следующий день, когда немного притупилась обида, успокоились нервы и вовремя приняли обязательные лекарства.
Жалуясь на неуклюжий сервис Родины, гражданин Литвы немного рассказал о жизни в той стране. После карьеры военного, выйдя на пенсию, он несколько лет работал мастером на стройке, потом – рабочим. Позже попал под массовое сокращение. При разделе Союза он некоторое время даже не получал военной пенсии. А самыми тяжелыми были годы безработицы.
Несколько лет бывший офицер работал «челноком» (прежнее название – мешочник). По примеру других безработных ездил в Латвию, Польшу, Чехословакию. Куда-то вез сигареты, продавал их перекупщикам за местные деньги, назад тащил в рюкзаке и сумках наиболее ходовые продукты питания. Что-то продавали, что-то съедали сами.
Со временем этот бизнес стал почти бесприбыльным, челноков, пытавшихся провезти товар без таможенных формальностей, высаживали из автобусов и поездов. Говорит, что случалось ходить с рюкзаком по шпалам. Условные границы преодолевали пешком.
И, когда случайно пригласили чистить снег, эта работа оказалась в радость. Можно было бросить челночный бизнес, а на кусок хлеба зарабатывать метлой и лопатой.
Как будет дальше, он не представляет. В маленьком городе, где когда-то построили атомную станцию, вскоре появятся сотни и сотни безработных энергетиков. Вступая в Евросоюз, Литва пообещала ликвидировать производство ядерной энергии. Возможно, что и работа дворником станет для ветерана недоступной.
Пока же он считается обеспеченным человеком. Пенсия военного, присылаемая из России, заработок и пенсия супруги позволяют платить очень высокую квартплату за двухкомнатную квартиру, составляющую примерно 100 долларов. И можно каждый год ездить к родственникам в Россию.
Только вот последняя процедура с обязательной регистрацией может ограничить такие поездки.
С. ГРИГОРЬЕВ.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024