РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Всегда рад помочь талантливым людям»

В музыкальной жизни восточного Оренбуржья хорошо известно имя А. Федорова, директора Орского колледжа искусств, председателя методического объединения детских школ искусств региона. В канун 50-летнего юбилея он поделился своими воспоминаниями, творческими планами, волнующими проблемами.– Александр Зиновьевич, почему все-таки музыка, а не другая профессия?
– С детства я связан с музыкой, прошел все этапы обучения музыкальному искусству: ДМШ Самары, Тольяттинское музыкальное училище, Челябинский государственный институт культуры. Баян для меня – не просто любимый инструмент, он часть моей души. Хотя основное мое призвание – оркестровое дирижирование. Немалую роль в выборе профессии сыграли и родители. Отец – гармонист-самоучка, но играет мастерски. Обладая отличным слухом, с удовольствием подбирает плясовые, хороводные народные песни, исполняет частушки. Мама также неравнодушна к музыке. Каждое событие в семье сопровождается пением. Вероятно, именно эта среда определила мое стремление к народным инструментам, да и музыке в целом.
– Кто из педагогов-музыкантов особенно повлиял на вашу профессиональную судьбу?
– В музыкальной школе – Давыдов. Он великолепно разбирался в детской психологии, умел правильно подобрать репертуар, постоянно играл со мной в ансамбле. Его рассказы о музыкальных произведениях, народных инструментах помню до сих пор. Идеалом педагога всегда был Беликов, у которого я занимался в училище. Благодаря ему я пришел к истинному пониманию инструмента.
– Когда началась ваша педагогическая деятельность?
– Мне, студенту 3 курса училища, предложили поработать преподавателем в музыкальной сельской школе. Там я приобрел свой первый педагогический опыт.
– Как вы попали в Орск?
– Во многом благодаря хорошо известному дирижеру Цхэ. Мы встретились в 1976 году, познакомились, я стал писать инструментовки для оркестра народных инструментов, которым он дирижировал. Именно он в 1979 году помог мне по окончании института сделать вызов в Орск. Ильясов, заведующий городским отделом культуры, предложил работу в только что открывшейся ДШИ № 5.
– Вы продолжили сотрудничество с Цхэ?
– Да, конечно. Мы наблюдали за работой друг друга. Многому у него научился. В 1979 г. Сергей Иванович уехал в Челябинск. Я отдал ему организованный мною оркестр народных инструментов в Челябинском госуниверситете. Он тоже преподнес мне подарок: я принял от него народный оркестр преподавателей в ДШИ № 3. Помню, он собрал коллектив, попрощался с ним и представил меня как будущего руководителя. Этот оркестр играл практически все – его профессионализм был очень высок. Вот так произошел творческий обмен.
– С какими учебными заведениями и известными людьми связала вас судьба?
– Помимо работы в ДШИ № 5, я подрабатывал в ДШИ № 2. Играл на контрабасе, а затем на баяне в оркестре народных инструментов Дульнева в ДК энергетиков. Этот оркестр ежегодно принимал участие в областном конкурсе «А песня русская жива», неоднократно получая призовые места. Совместно с солистами и хореографическим ансамблем под руководством Серикова он много и успешно гастролировал, выступал в Перми, Краснодаре, Риге и других городах.
Однажды на концерте я заметил человека, который ходил между оркестрантами, присматривался к нотам, интересовался автором инструментовки. Так я познакомился с орским композитором Куревлевым. В ту пору он был заведующим отделением народных инструментов в Орском музыкальном училище. Общие интересы сблизили и сдружили нас.
– Как началась ваша педагогическая деятельность в Орском музыкальном училище?
– Куревлев уговаривал перейти на работу в училище. Я долго сомневался, так как был наслышан о высоком профессионализме преподавателей училища и никак не мог поставить себя в один ряд с Дерюгиным, Гладковым, Котелевским, Якуниным. Смог решиться на этот шаг лишь в апреле 1982 года. Носе, директор училища, предложил класс дирижирования, классное руководство на народном отделении. С тех пор я с училищем не расстаюсь.
– Жизнь Орского колледжа искусств очень разнообразна. Какие события более всего запомнились?
– Из числа последних – государственная аттестация колледжа. Благодаря высокопрофессиональной работе моих коллег учебное заведение успешно выдержало испытание. В числе тех, кому хочу выразить особое признание, Новоселова, Чумак, Дергач, Бабушкин и другие. Неизгладимое впечатление на меня производят выступления творческих коллективов колледжа: оркестра народных инструментов под руководством Субботиной, академического хора (Дергач), камерного оркестра (Пацер). Горжусь студентами колледжа, особенно такими, как Спивак, Фахрудинова, Решетников, которые неоднократно становились лауреатами различных конкурсов.
– Какие из сфер деятельности колледжа являются ведущими и наиболее показательными?
– Основной задачей педколлектива является формирование будущего специалиста, творческой личности. Отмечу также необходимость постоянного контакта с ДШИ, музыкально-просветительскую деятельность студентов и преподавателей колледжа в городах и селах восточного Оренбуржья, а также сотрудничество с ведущими вузами страны, приглашение профессорского состава для повышения профессионального мастерства преподавателей.
– Вы совмещаете должность директора с обязанностями председателя методического объединения ДШИ восточного Оренбуржья. Расскажите об этом.
– Эта работа необходима. Ведь учащиеся детских музыкальных школ – фундамент всего музыкального образования. Без взаимовыручки и поддержки ДШИ немыслимо существование среднего профессионального звена, а также музыкальных вузов.
– Есть ли перспектива развития музыкального образования в восточном Оренбуржье?
– Перспективы всегда были и будут. Председатель управления администрации Оренбургской области по культуре и искусству Ренев и его первый заместитель Батеженко – творческие, целеустремленные люди. Пока они у руля, музыкальная культура в Оренбуржье будет держаться на хорошем уровне. У нас сохранены все 18 ДШИ региона, хотя депутатами Федерального собрания РФ поднимался вопрос о закрытии ДШИ, и некоторые области России прислушались к этому пожеланию. Конечно, хотелось бы лучшего финансирования колледжа. Это позволило бы качественно улучшить учебный процесс.А пока ощущается нехватка инструментов, нотной литературы, технической аппаратуры.
– И в заключение: ваше кредо?
– Всегда рад помочь талантливым людям. В профессиональном плане – быть полезным обществу.
Л. ЯСЬ,
преподаватель колледжа.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.