РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Четвероногие служаки снова будут голодать

середине октября прошлого года на страницах «ОХ» появился материал, вызвавший резонанс не только среди постоянных читателей газеты, но и людей, которые в рамках своих профессиональных обязанностей должны были исправить сложившуюся ситуацию, не дожидаясь выхода публикации в свет. В статье рассказывалось о работе орской кинологической службы, ее богатой событими истории и катастрофическом положении, в котором пребывала служба на тот момент: два десятка четвероногих служак добросовестно исполняли свой собачий долг с диагнозом «истощение».Несмотря на то, что кинологическая служба в Орске существует не один десяток лет, по-настоящему профессиональной она стала в 1999 г. До этого служба не располагала ни специальными собаками, ни профессиональными кинологами. Пугающая последовательность происшедших один за другим терактов, непрекращающиеся военные действия в Чечне побудили руководство МВД к повсеместному формированию профессиональных кинологических служб. Орским кинологам было выделено помещение на территории ОМОН, там же выстроили для собак 16 вольеров. К сожалению, имевшееся поголовье было выбраковано полностью, и УВД города выделило средства на приобретение в Свердловском спецпитомнике новых щенков. Предварительно получившие соответствующие дипломы специалисты-кинологи приступили к работе.
На сегодняшний день орская кинологическая служба является базовым отделением для всего восточного Оренбуржья.
Орские рексы не хуже…
Штат кинологической службы невелик – всего 8 человек, на плечи которых ложится забота о 24 служебных собаках. Практика показала, что для розыскной и следовой работы идеально подходят немецкая и восточно-европейская овчарки, а для поиска и обнаружения взрывчатых или иных веществ – спаниели. Качества, определяющие возможность собаки нести профессиональную службу, являются врожденными. Прежде всего, это отличный экстерьер, крепкая нервная система. Среди десятка щенков специалист, обладающий арсеналом разнообразных тестов, выберет настоящего служаку. Далее уже задача инструктора. Потому и ведется ежедневная, кропотливая работа.
– То, чем занимаемся, не укладывается в понятие «работа». Это отдых, удовольствие, жизнь. Ведь кинолог и собака практически всегда вместе, – говорят начальник орской кинологической службы О. Данилов и старший инспектор-кинолог по поиску взрывчатых веществ и взрывных устройств К. Елизаров. – Собаки, впрочем, как и люди, одно задание любят выполнять больше, другое меньше, при этом кинологу нужно учитывать и личностные качества животного, особенности характера. Так, например, спаниель по кличке Висла – способная ученица, с успехом прошедшая обучение в Уфе. Висла занимается обнаружением взрывчатых веществ и взрывных устройств. Эта собака обладает добрым нравом, никогда не тронет добропорядочного человека, однако преступника чует сразу.
А вот настоящий боец, смельчак – восточно-европейская овчарка Бакс – отлично работает по следу и на задержание. Пес настолько силен и отважен, что способен уложить двоих преступников одновременно, не боится ни выстрелов из автоматов, ни взрывов. Резкий хлопок стреляющего пистолета для него лишь сигнал к началу работы.
Гордостью Константина Владимировича является приобретенная на собственные деньги в Оренбурге (УВД средствами не располагает) восточно-европейская овчарка Альфа, привезенная для улучшения орского поголовья служебных собак. Ей почти год. И, хотя считается, что идеальными работниками являются все-таки кобели, способные круглый год «стоять на посту», атака в фазе защиты у Альфы намного превосходит атаку некоторых кобелей.
Благодаря небывало высокой работоспособности как собак, так и инструкторов за пять лет были раскрыты десятки преступлений, в том числе тяжкие.
На станции Новоорск было совершено убийство. Жертвой стал молодой мужчина, как выяснилось позже, пограничник. Группа хулиганов забила парня до смерти и ограбила. Кинолог А. Яковлев выехал на место преступления. Собака тут же взяла след и привела к дому, где находились правонарушители, распивавшие спиртные напитки. В доме оперативники обнаружили и принадлежащие потерпевшему вещи. Благодаря собаке преступление было раскрыто по горячим следам.
Работа собак и кинологов во многом зависит от умелых действий сотрудников милиции. Важно сохранить следы преступления, постараться сделать так, чтобы как можно меньше посторонних запахов появилось за то время, пока кинолог добирается на место преступления. Показательный случай: в районе улицы Ленинского комсомола была изнасилована и убита женщина. Приехав, кинолог сразу понял, что собака уже ничем не поможет. Место совершения преступления не было даже оцеплено, труп несчастной окружала толпа зевак, сотни следов и запахов перемешались с запахом преступника.
– Хотелось бы обратиться к гражданам, – говорит Данилов. – Если вам пришлось стать очевидцем следственных действий или, не дай Бог, его участником, свидетелем, постарайтесь не «протаптывать» место преступления, не трогать находящиеся рядом предметы. Был случай, когда собаку пригласили поработать на месте совершения кражи. Пес что-то унюхал, походил по квартире и сел около хозяйки. Оказывается, до приезда кинологов женщина уже успела подмести пол и сделать уборку.
Широко задействованы кинологи и собаки в патрульной и антитеррористической работе, регулярно выезжают в «горячие» точки.
Правила «игры»
Одним из ведущих звеньев многочисленных операций с общим названием «Антитеррор» является кинологическая служба. Именно собака и кинолог первыми входят в предположительно заминированное здание, чтобы найти взрывчатку. В последнее время по решению городской администрации ни одно массовое мероприятие не обходится без кинологов. Все новогодние праздники специалисты службы выезжали на места проведения праздничных мероприятий для предварительного осмотра. И заметьте, праздники для орчан прошли относительно спокойно. Руководители некоторых городских заведений, прежде чем собрать у себя большое количество народа, и сейчас регулярно приглашают кинологов для проведения осмотра на предмет обнаружения взрывчатого вещества. Нам удалось побывать на одном из таких выездов.
Первое, что я увидела, забравшись в милицейский «УАЗ» - это пронзительные и умные глаза немецкой овчарки Ареса (взгляд, наполненный такой искренностью, бывает только у собак). Тут же из-под обшарпанного сиденья показалась милая мордочка черного спаниеля Беты. С любопытством поглядывая на гостей, обе собаки вели себя тем не менее крайне сдержанно.
– Они такие серьезные, неужели догадываются о том, что впереди их ждет работа? – спрашиваю Олега Анатольевича.
– Конечно. Они все понимают.
Подъезжаем к зданию ДК. Инструкторы едва успевают за своими питомцами. Для того чтобы обследовать довольно большое здание, кинологи принимают решение разделиться. Мы следуем по пятам Ареса. «Ищи», – командует кинолог В. Гатилов. Влажный нос собаки начинает характерно подрагивать, втягивая воздух. Арес склоняет голову ниже и приступает к поиску. Пес, направляемый ловкими движениями и знакомыми командами кинолога, тщательно обнюхивает каждый миллиметр, потаенный уголок, незнакомые предметы. Для Ареса инструктор – друг, компаньон по игре, распределитель благ, иными словами «его жизнь». Он ни за что не хочет огорчать его. Собака, работая, играет. Играет по не раз отработанным правилам. Арес обязан выиграть, потому что приз – человеческие жизни… и ласковый «треп» по ушам так здорово пахнущей руки настоящего друга. В одной из комнат расположились строгого вида дамы, никак не желающие пускать к себе собаку. Арес, нетерпеливо повизгивая, стал топтаться на месте, всем своим видом говоря: «Ну, как же так, ведь я должен посмотреть, вдруг ловушка именно здесь». После долгих уговоров нас все-таки пустили. Диван, кресло, наспех брошенное пальто, пакет – взрывчатка может быть спрятана где угодно. Приятно, что к концу пути мы так и не обнаружили страшной находки. Но, по правилам, работа собаки не должна восприниматься ею как бесполезная. Олег Анатольевич припрятывает муляж взрывного устройства, содержащего небольшое, но достаточное для того, чтобы собака его учуяла, количество тротила. Шаг за шагом приближаемся к имитированной взрывчатке, внезапно Арес резко останавливается и садится – угроза здесь. Собак дрессируют так, чтобы в случае обнаружения заложенной бомбы она лишь обозначила место ее положения и ни в коем случае не пыталась взять устройство в зубы.
– Как поощряете собак за отличную работу?
– Да как их поощришь? Премии не дашь, отгула тоже. Поласкаешь, скажешь доброе слово – вот и все поощрение, – говорит Елизаров.
– А если собака сработала плохо, вы ее наказываете?
– Вы имеете в виду физическое наказание? Собак за неудачную работу не бьем. Но и хвалить, конечно, тоже не станем. По интонации инструктора она сама все поймет. Наша задача – выяснить, почему собака совершила промах, и провести работу над ошибками.
Возвратившись на базу, инструкторы разводят собак по вольерам. Пришло время отдыха и кормежки.
Сдаваться не собираемся!
Нагрузки у служебных собак приличные. Четвероногие должны быть готовы к работе и днем, и ночью. К счастью, а может быть, и к сожалению, служебные собаки очень выносливы. Даже полуголодные, они выходят и добросовестно отрабатывают свое задание, не жалуясь и не скуля. Но кто поспорит с тем, что собака-служака должна быть сыта и здорова.
Уже упоминаемый нами в начале статьи материал рассказывал о том, как в преддверии зимы 24 собаки остались без полноценного питания из-за отсутствия финансирования со стороны УВД. Ветеринар, осматривающий собак, нескольким выставил диагноз «истощение». Исхудавших животных как могли поддерживали кинологи: что-то приносили из дома, сбрасывались на корм, помогали поставляемые мясокомбинатом кости и жилы. Но долго так продолжаться не могло. Холодный, с колючими ветрами ноябрь предвещал суровую зиму. Нескольких собак люди могли разобрать по домам, но куда девать остальных? Пережить морозы для истощенных животных было нелегкой задачей, а ведь еще нужны были силы для поисковой работы.
После выхода материала в свет кинологам сразу же поставили кормов более чем на 7 тыс. рублей. Откликнулись некоторые предприниматели. Хорошую поддержку оказала милиция в лице полковника Н. Никонова. Мясоконсервный комбинат продолжал снабжать собак костями, мясом III категории, мясокостной мукой. Особенно резанул по сердцу кинологов визит мальчишек и девчонок из школы № 37: ребята по крохам собрали «гуманитарную» помощь для четвероногих, которой хватило на целую неделю.
Но прошла зима, и к марту трудности начались вновь. Поступивших на корм 3000 тыс. рублей 24 собакам не хватит и на полмесяца. Если учитывать, что на одну собаку в месяц необходимы 460 рублей, то легко подсчитать, сколько нужно, чтобы прокормить 24, – не менее 11 тысяч. В марте ничего не сможет предложить и мясоконсервный комбинат. Город, которому служба необходима как воздух, не хочет тратить на ее содержание ни копейки.
Подобные финансовые проблемы неведомы кинологам из Челябинской, Самарской, Свердловской областей. Это, кажется по меньшей мере, странным, если учесть, что денег федеральный бюджет выделяет примерно одинаково, потому как у всех кинологических служб России статьи расходов сходные.
Данилов и Елизаров снова обивают пороги кабинетов людей, которые в состоянии помочь, но…
Несмотря ни на что, кинологи сдаваться не собираются, ведь за их спиной стоят друзья с чистыми, смелыми и самыми преданными на свете сердцами, убежденные в человечности людей и ждущие от них помощи.

Материалы по теме

Четвероногие служаки снова будут голодать

середине октября прошлого года на страницах «ОХ» появился материал, вызвавший резонанс не только среди постоянных читателей газеты, но и людей, которые в рамках своих профессиональных обязанностей должны были исправить сложившуюся ситуацию, не дожидаясь выхода публикации в свет. В статье рассказывалось о работе орской кинологической службы, ее богатой событими истории...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.