Ночной дозор на станции Орск
- Репортаж
- 26-03-2005
Время близилось к полуночи, когда меня привезли домой на милицейском «УАЗике». Хорошо, что живу недалеко от вокзала, поэтому пяти литров бензина, выделенных на ночное дежурство для линейного отдела внутренних дел, хватило на мою доставку.
Удивительно, как с таким финансированием транспортная милиция справляется со своими обязанностями. Причем совсем неплохо.Об этом говорят и цифры: из 521 зарегистрированного в 2004 г. правонарушения 450 раскрыты. Эти цифры свидетельствуют о том, что в ЛОВД работают профессионалы.
По заданию редакции пятничный вечер мне предстояло провести не на диване у телевизора, а в дежурной части ЛОВД.
Ночное дежурство здесь начинается в восемь вечера и длится 12 часов. В смену заступают дежурный, его помощник, два-три милиционера и водитель. Я попала в смену подполковника А. Данилова. Из рассказов сослуживцев, Анатолий Никитович – человек более чем добросовестный. В его дежурство не поволынишь, на месте не посидишь: постоянные выезды. Поэтому и процент раскрываемости правонарушений намного выше, чем у других.
Настроившись на рабочий лад, я, выражаясь профессиональным термином, принялась изучать обстановку. Один стол занимают телефонные аппараты для внутренней и внешней связи, рация, монитор уличного наблюдения. Другой завален грудой бумаг, папок с отчетами. В углу – сейф. На стенах – графики, выписки из приказов, распоряжений.
В дежурку постоянно забегали сотрудники отдела, и каждый раз в их глазах читалось ярко выраженное удивление. Похоже, присутствие женского пола здесь редкость.
Штатный состав сотрудников ЛОВД – 151 человек. Примечательно, что немало семейных династий: вслед за отцами сюда приходят сыновья и работают много лет. Например, Данилов пришел в ЛОВД сразу после армии и вот уже 30 лет на посту по защите общественного порядка и спокойствия горожан.
На часах – половина восьмого. В это время в отделе развод. Главный дежурный объясняет выезжающим на дежурство их цели и задачи. Скорее, даже не объясняет, а уточняет: постовые четко знают свои обязанности. По прибытии на пост дежурный наряд осматривает вверенную ему территорию. Подозрительные лица доставляются в дежурную часть. Если замечено нарушение общественного порядка, дежурный составляет административный протокол.
Знание своего маршрута обязательно, каждый час – доклад в дежурку об обстановке на посту. В случае изменения обстановки по согласованию с дежурным маршрут меняется.
Во время остановки пассажирского поезда проверяется состав. Наиболее частым правонарушением является кража одежды, особенно зимой. Однажды был такой случай. Из Челябинска в Рудный Клад ехали солдаты, человек десять. Утром проснулись, а бушлатов и документов как и не было. Похитителем оказался «дембель» из стройбата. Дежурный наряд вернул похищенное хозяевам.
В последнее время частой стала кража сотовых телефонов. Пассажиры, поговорив по сотовому, оставляют его рядом с собой. Утром просыпаются, а телефона нет. Обо всех происшествиях проводник или бригадир поезда сообщают дежурному наряду, а уж те разбираются.
Сейчас поезда оснащены рациями, и, если случится что-то неординарное, дежурный патруль будет извещен об этом в кратчайший срок и сможет принять необходимые меры.
В случае правонарушения, требующего дополнительного вмешательства, на место выезжает оперативная группа. Опрашивает свидетелей, задерживает правонарушителя, если таковой имеется.
Дежурные наряды вооружены пистолетами Макарова, наручниками и РП – резиновой палкой. Ни разу не держав в руках настоящего оружия, прошу показать «Макарова». Пистолет весит 700 с небольшим граммов – достаточно увесист. Хотя, может быть, только для женских рук. Для моей безопасности подполковник Данилов вынимает патроны. Смотрю в дуло пистолета. Понимаю, что оружие не заряжено, но все равно страшновато. Зарядить пистолет оказалось непросто: пружина в обойме очень жесткая. Пришлось приложить немало усилий, даже подпортив маникюр. Но, поскольку я человек упрямый, своей цели добилась.
Настоящие наручники приходилось видеть только в кино. Как не решиться разглядеть повнимательнее, когда есть такая возможность? Холодный тяжелый металл сковывает движения. Чувствуешь себя преступником, которого сейчас отведут в камеру. Ощущения не из приятных. Кажется, что достаточно только подобной «примерки», чтобы на всю жизнь дать себе зарок – не нарушай…
Дежурные наряды получили все это «обмундирование» и отправились на место службы. Мы же остались в дежурке. По рации передали сообщение: дежурный наряд обнаружил в общественном туалете женщину-бомжа. Через пять минут милиционер привел девушку к нам. С ее слов, ей 20 лет, зовут Анной. Документов нет. В Орск приехала на попутках за старшим братом. Второй день встречает его на вокзале. Ночует в туалете, внешний вид и запах соответствующие. Общение с подобными элементами – неотъемлемая часть работы транспортной милиции.
«На первый путь прибывает поезд Оренбург – Свердловск. Стоянка – тридцать минут», – слышится из вокзального динамика. Дежурный наряд начинает проверку состава.
– Было время, – рассказывает мне по пути помощник дежурного, – до Челябинска ходил поезд из двух вагонов. Сейчас пассажиропоток увеличился, и работы нам прибавилось.
Проверка поезда начинается с головного состава. Внимательно осматриваются плацкартные вагоны, у подозрительных граждан проверяются документы. Особое внимание – к пограничным поездам. При необходимости вызывается специально обученная собака.
– При отправке призывников к месту службы оцепляем весь вагон, – продолжает ликбез помощник дежурного, – следим, чтобы не разбивали окна в поезде. Делаем все, чтобы обезопасить пассажиров.
Пока дежурные заняты своим делом, завожу разговор с проводниками: «Какие-нибудь интересные случаи бывали?»
– Как же без этого, – слышу в ответ. – На станции Орск есть собачка, которую знают все проводники. Когда останавливается поезд, она пробегает вдоль всех вагонов от начала и до конца поезда. Если дверь вагона открыта, останавливается, становится на задние лапы и так стоит до тех пор, пока кто-нибудь не даст что-то из съестного. Получив желаемое, бежит дальше.
Проверка занимает мало времени – никаких нарушений. Иначе и быть не может: в смену бригадира поезда Е. Тигиной всегда порядок. Пользуясь случаем, прошу ее рассказать о себе.
– По образованию я акушер, – говорит Елена Валентиновна. – Сменила много профессий, прежде чем стала бригадиром поезда. На железной дороге работаю больше двадцати лет. Только здесь поняла, что выбрала свою профессию. Конечно, бывает тяжело, иногда, когда кого-то заменяешь, приходится работать без выходных. Но ни о чем не жалею.
Стоянка окончена. Поезд отправляется в путь, а мы возвращаемся в дежурную часть. По пути в отдел замечаю, что прохожие смотрят на меня с любопытством. И понятно, почему: я иду в сопровождении двух милиционеров. Похоже, люди думают, что меня арестовали. «Надо же, а по виду не скажешь», – так и написано у них на лицах.
Мое дежурство на этом закончилось. Я собираюсь домой, а сотрудники ЛОВД остаются нести свою вахту. Впереди – проверка нескольких поездов. И так день за днем, месяц за месяцем. Ради нашего с вами спокойствия.
Ю. БЕРКУТ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024