Как не летают самолеты
- Репортаж
- 05-04-2005
Стремительный спортивный «Як» выделывает
«пируэты» над взлетной полосой военного аэродрома «Сокол», а восхищенные толпы зрителей, задрав головы, любуются стремительными машинами и мастерством пилотов, порою больше похожим на безрассудство.Или другая идентичная по стремительности и красоте ситуация. Уставшие участники фестиваля самодеятельной песни, вялые после ночных бдений и посиделок с друзьями, вздрагивают от резкого грохота и задирают головы вверх. Почти над деревьями пролетает спортивный самолет, сбрасывая листовки, потом возвращается, переворачивается вверх колесами и, качнув на прощанье крыльями, исчезает из поля зрения. Участники фестиваля не сразу приходят в себя от короткого, но неожиданного трюка воздушного аса.
Приезжие и местные мастера спортивного пилотажа еще в прошлом десятилетии могли показать класс местным любителям острых ощущений. Это в прошлом. А сегодня полтора десятка спортивных самолетов медленно умирают на окраине летного поля военно-спортивного общества в поселке Степном. Кадеты, мечтавшие получить навыки летчика-инструктора, в лучшем случае могут рассчитывать на несколько прыжков с парашютом.
Год назад аэроспортивный клуб РОСТО (ДОСААФ) отмечал свое 70-летие. Торжественно. Вспоминали, что пять выпускников орского клуба стали Героями Советского Союза. Администрация города в честь юбилея подарила авиаторам солидную сумму на развитие. Но перед тем в клубе сменилась власть. Пришла новая команда менеджеров с намерением поднять из руин разваливавшееся дело. Еще раньше сидевшие без зарплаты работники сдали в металлолом все, что похуже, оставив в клубе минимум техники. Самолеты, числящиеся за клубом, требовали капитального ремонта и летать не могли. Восстановить их без средств просто невозможно, долги висели на бюджете небольшой организации неподъемным грузом.
О бедах летного дела маленького подразделения оборонно-спортивного общества мы подробно говорили с заместителем начальника аэроклуба В. Троцким и начальником штаба В. Морозовым.
По проблемам единственного в области аэроклуба, способного обучать кадетов и призывников прыжкам с парашютом или вождению спортивных самолетов, можно писать сценарий для приключенческого фильма. С хорошими и плохими парнями.
Когда пару лет назад клуб фактически разваливался, пришли новые специалисты с намерением возродить клуб. Подсчитали остатки, проверили бухгалтерию и задумались. Оказалось, что самолеты не летают, тяжелой наземной техники не осталось, автомобили и трактор требуют капитального ремонта.
Но за небольшой срок фактически на энтузиазме и профессиональных связях удалось одну «Аннушку» отремонтировать на месте, еще один «Ан-2» получить после капремонта из Бузулука. За год худо-бедно восстановили старую технику. То, что коллектив отлично знаком с ремонтными работами, видно по рукам инженеров: въевшаяся грязь, замешанная на машинном масле, отмывается непросто.
Машины и самолеты, восстановленные на энтузиазме, еще полдела. Сегодня орский клуб задолжал почти 300 тыс. рублей. Сумма не слишком большая для работающего и желающего зарабатывать коллектива. Но беда в том, что клуб, финансируемый Министерством обороны и предназначенный для спортивной и профессиональной подготовки будущих защитников Отечества, элементарно увяз в государственном бюрократическом болоте. Выбраться из него не позволяют ни чиновники, ни конкуренты. Для подавления финансовой активности используются силовые структуры государства. Причем на законных основаниях.
Предполагалось, что в прошедшем году аэроклуб сможет нормально отработать летний сезон, обучить оренбургских кадетов, заработать деньги на коммерческих работах, рассчитаться с долгами, выдать зарплату. Чиновники и конкуренты не позволили.
Удалось немного обучить курсантов, прибывших из оренбургской «кадетки». Их в июле прошлого года поселили в специально отремонтированном помещении старого аэропорта в Степном. С видом на летное поле, где стройными рядами стоят самолеты. Детей обучали теории и возили кормить в столовую железнодорожников на собственном автобусе. И все это делалось в долг. В долг брали кровати и постельное белье. В долг кормили, брали ГСМ для автобуса и самолетов. Естественно, обучить смогли только прыжкам из самолета да теории летного дела. Каждый из кадетов прыгал с парашютом по 3 раза. А вот «порулить» учебным «Яком» не получилось. Самолеты не прошли очередной сертификации, да и полетный час учебно-спортивной машины стоит несколько тысяч рублей.
Деньги на обучение мальчишек поступили в клуб уже после того, как будущие защитники Отечества отбыли по домам догуливать оставшиеся деньки летних каникул. Не меньший «облом», как говорят сами работники аэроклуба, получился с коммерческими рейсами. Договорились с сельчанами Домбаровского района обработать химикатами поля. Недорого. Конкуренты, узнав, что срок лицензии на этот вид деятельности у аэроклуба недавно закончился, сообщили кому надо. И работавшие над полями самолеты на земле уже ждали «специалисты в камуфляже». С автоматами в руках.
Сами работники аэроклуба недоумевают, кому помешала их работа. Двумя самолетами за сезон можно обработать поля одного большого акционерного общества в степях восточного Оренбуржья. По-хорошему здесь нужны десятки самолетов, работы хватит всем. О причине конкурентской «наводки» они, конечно, знают. Маленькое предприятие не задирает ценовую планку, и их работа оценивается чуть ли не вдвое дешевле аналогичных услуг частных авиакомпаний. Как говорится, ничего личного, чистый бизнес.
Проблемы прошлого года не закончились и по сей день. Бесконечные ожидание лицензии на сельхозработы, разбирательства с контролирующими органами, плохое текущее финансирование. И ожидание зарплаты. Коллектив из 18 человек эти передряги раскололи на два лагеря. Часть рабочих обратилась в суд по задолженности зарплаты еще по прошлому году.
Если у авиаторов достанет мужества дождаться лицензии на химическую обработку полей, то у орского аэроклуба появится шанс на будущее. Тогда можно восстановить учебные самолеты, пригласить любителей, живущих в разных городах области, которые могут заплатить за обучение летному делу из собственного кармана. И десятка платежеспособных учеников в год вполне хватило бы, чтобы поддерживать спортивные «Яки» в рабочем состоянии.
Но для нормальной работы все же необходимо первичное финансовое оздоровление бюджета аэроклуба или сельхозработы, способные вывести клуб из финансового кризиса.
На бумаге у летчиков есть допуск на работу с медиками, военными, органами МВД. На практике ни те, ни другие, ни третьи услугами этой летной организации воспользоваться не спешат. Даже пограничники, выслушав предложение авиаторов, лишь размышляют о возможных облетах тысячекилометровой пограничной линии Оренбургской области на самолетах РОСТО. Решения еще нет. Единственный способ выжить у аэроклуба – поднять в небо как можно больше имеющихся машин, в том числе «Ан-2» и «Як-52». На первых можно возить курсантов, обучая их прыжкам с парашютом, вторые предназначены для обучения летному мастерству новичков.
А клуб этот нужен. Он нужен мальчишкам из кадетских и казачьих классов школ не только Орска, но и всего Оренбуржья. Для многих из них принадлежностью к высокому званию защитника Отечества остается соприкосновение с настоящим воинским трудом, которое возможно еще в школьные годы. Конечно, для них прыжок с парашютом становится проверкой собственного мужества, готовности к взрослой жизни. И первая реальная самооценка будущих мужчин происходит именно после совершения этого шага во взрослую жизнь. И не надо бы лишать ребят этой возможности.
При подготовке материала начальник штаба аэроклуба В. Морозов утверждал, что коллектив готов к воспитательной работе с подростками, есть желание развивать аэроклуб. Но пробить высокие московские кабинеты чиновников, ведающих лицензиями, из орской глубинки очень трудно. Слишком разный уровень жизни работающих за копейки инженеров, механиков и летчиков аэроклуба и столоначальников, обладающих правом разрешать или не разрешать. По собственной милости.
С. ГРИГОРЬЕВ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024