РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Орская игрушка завоюет весь мир

Русь издавна славилась народным промыслом. Особую популярность в мире снискали художественные промыслы. Люди, живущие в самых дальних уголках планеты, знают про дымковскую игрушку, гжельскую керамику, хохломскую роспись, вологодские кружева. Зародившись в ХVII – ХVIII веках, в двадцатом столетии они превратились в натуральное производство, где изготовление оригинальных произведений поставлено на поток. И кто бы мог подумать, что в век технического прогресса на рубеже тысячелетий в Орске появится своя, ни на что не похожая орская лаковая керамическая игрушка, способная со временем прославить наш город. Правда, если раньше имя мастера, придумавшего оригинальный способ или стиль изготовления, установить было трудно, а то и невозможно, потому что это, как правило, продукт коллективного творчества, то у орской игрушки есть вполне конкретные авторы. Это мастер Т. Коханова и ее дочь Ю. Иванова.
Интерес к керамике возник у Тамары Федоровны еще в детстве, когда дедушка, живший в Украине, развлекал Тому тем, что лепил вместе с ней из глины незатейливые игрушки. Повзрослев, Коханова вынужденно вернулась к азам, усвоенным в детстве, чтобы обучить занимательному и вдохновенному занятию детсадовцев. Так от образа к образу, от игрушки к игрушке Тамара Федоровна овладевала навыками лепки. Освоив специальную литературу, она сумела заинтересовать и маленькую дочку Юлю. Девочка, оказавшись не по годам талантливой, демонстрировала матери небывалый полет фантазии.
Однажды Юля слепила совенка, а когда фигурка была готова, решила ее украсить. Отказавшись от красок, она нанесла узор стеком, то есть заостренной палочкой, воспользовавшись особым художественным приемом – штампом. Незамысловатый рельефный рисунок на мягкой глине подтолкнул Тамару Федоровну к мысли нанести подобный декор и на вылепленную гоголевскую героиню Солоху. В наряде куклы вместо традиционного орнамента красками появился штампованный узор… Так совсем случайно родилась орская керамическая игрушка.
Путем проб и ошибок мать и дочь выяснили, какой должна быть самобытная орская игрушка. Из огромного разнообразия сортов глины, которыми изобилует орская земля, мастера решили, что лучше всего для изготовления игрушки подходит состав из белой и красной глины с добавлением просеянного песка. Выработали Тамара Федоровна с Юлей и особую технологию обжига. Она позволяет получать изделия различных природных оттенков – от абрикосового до шоколадного.
У каждого из русских художественных промыслов есть свои особые черты, отличающие его от других. Так, для дымковской игрушки характерны яркое раскрашивание по грунту темперой и украшение сусальным золотом, для хохломской росписи – тонкий растительный узор по дереву, выполненный красным, черным и зеленым тонами или золотом по золотистому фону. Отличительной особенностью орской лаковой игрушки является минимум краски на поверхности глиняного изделия. Получается, что как бы сама природа окрашивает игрушку. Зачем в этот процесс вмешиваться человеку? Наносимый красками узор в основном ограничивается двумя цветами: черным и красным. Но ни в коем случае рисунок не должен скрывать очарования терракоты. Краска покрывается сверху лаком.
Тамара Федоровна и Юля посвятили себя педагогической деятельности, решив, что наработанный опыт нужно передавать подрастающему поколению. Правда, Т. Коханова уже на заслуженном отдыхе, а Юля, ныне Юлия Анатольевна Иванова, является руководителем мастерской «Пластический дизайн» в образцовой художественной школе декоративно-прикладного искусства «Колорит».
Высокий профессиональный уровень Ивановой навел на мысль руководителя «Колорита» С. Жданову провести мастер-класс по технологии изготовления орской лаковой керамической игрушки для специалистов и педагогов декоративно-прикладного творчества из Оренбурга, Медногорска, Гая, Новотроицка, Кувандыка и Новоорска. Гости в один голос твердили: «Такого еще не было». Высокая оценка коллег побудила Юлю начать готовиться к защите авторства уникальной технологии.
Быть может, совсем скоро
в славном ряду русских художественных промыслов появится родное сердцу название – Орск и, подобно дымковской, по всем концам света
разлетится орская игрушка.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.