Молодых ученых вырастил физмат
- Общество
- 23-04-2005
В ОГТИ закончилась неделя науки, которая традиционно проходит вот уже 15 лет. На 93 секциях выступали студенты, аспиранты и преподаватели, были подведены итоги конкурсов и олимпиад, победителям вручили награды. Особо отличились в этом году студенты пятого курса физико-математического факультета П. Ступников
и С. Реутов, занявшие 1-е и 2-е места на XI Всероссийской научной конференции студентов-физиков и молодых ученых.Чтобы поговорить об этом, мы и собрались в кабинете проректора по научной работе профессора В. Земцовой.
Подобные конференции – прекрасная, но нечастая возможность для получения новых знаний, обмена мнениями. На этот раз в Екатеринбург съехались молодые ученые более чем из 60 городов России. Орчане Ступников и Реутов выступали в секции «Проблемы преподавания физики». Надо сказать, что Павел уже дважды был ее дипломантом. Конференция еще раз доказала: несмотря на то, что в периферийном ОГТИ профессоров не так уж много, уровень подготовки студентов ничуть не ниже, чем в крупных центральных вузах.
– Ребята, в чем заключается суть ваших работ?
– Нынешнему поколению совершенно не хочется производить измерения элементарными приборами: линейками, секундомерами, – отвечает Сергей. – Существует даже психологическая мода на работу с компьютером. Ребенок может не понимать того, что делает, лишь бы нажимать клавиши. Мы попытались в угоду учебным целям поэксплуатировать эту моду.
Моя работа была связана с использованием на уроках физики цифрового акселерометра, который позволяет решать прямую задачу механики. Это один из вариантов усовершенствования школьных приборов. Не вдаваясь в суть, скажу, что сейчас во время лабораторных работ решается обратная задача, хотя логичнее и проще было бы решать прямую.
Работа Павла тоже позволяет упростить задания для школьников. Он занимался созданием реальной и виртуальной экспериментальных установок для измерения скорости света в различных средах на базе ЭВМ.
– Невольный вопрос: а насколько все это актуально?
– Актуальность высока. Например, скорость света является одной из основных величин, но почти во всех школах и вузах отсутствуют установки для ее измерения. Когда мы выступали на конференции, от некоторых профессоров даже поступило предложение приобрести установку Павла для своего вуза.
– Вы эти установки даже собрали?
– Конечно. Для акселерометра в Москве заказывался датчик, затем писалась компьютерная программа, с помощью паяльника создавалась сама установка. Не думайте, что это что-то громоздкое, размер акселерометра не более двух спичечных коробков.
– Почему решили посвятить себя разработке именно этих тем?
– Хотелось модернизировать лабораторные установки, чтобы их можно было использовать с современной техникой, например, компьютерами. Уж слишком устаревшая база в наших школах.
– А потянут ли школы внедрение ваших изобретений? Не прикидывали, сколько это будет стоить?
– Как раз одна из задач, которые перед нами ставились, была сделать установку из доступных материалов, по большей части – российского производства, чтобы впоследствии ее могли собирать, например, студенты или школьники, увлекающиеся радиотехникой.
– А у вас тяга к физике, конструированию с детства или проявилась уже здесь, в институте?
– Кружков на том уровне, какой интересовал меня, не было, поэтому занимался сам, – отвечает Павел.
– Я тоже занимался, но интересовала не столько аппаратная часть, сколько программная. На достаточно сложном низкоуровневом языке программирования «Ассемблер» создавал установки микроконтроля.
– А какие-нибудь заводы могут этим заняться?
– К сожалению, заводов по производству учебного оборудования у нас не стало. Поэтому установки надо было сделать такими, чтобы их можно было достаточно легко воспроизвести.
– Каковы планы на будущее?
– Хотелось бы остаться в нашей аспирантуре.
ЗА ФИЗИКОЙ – БУДУЩЕЕ?
В этом учебном году студенты ОГТИ завоевали более двух десятков наград на всероссийских олимпиадах и конкурсах. Сохранится ли тенденция в будущем? Об этом мы беседуем с научным руководителем Ступникова и Реутова зав. кафедрой общей физики, теории и методики обучения физике В. Никитиным.
– Владимир Викторович, к следующему году победителей уже готовите?
– Рановато. Но лидер у нас есть – это Павел, я надеюсь, что он будет аспирантом. Но и среди студентов тоже будем искать таких же способных и одаренных.
– А как вы вообще оцениваете современных студентов? Насколько они творческие, активные личности?
– Молодежь разная. К сожалению, интерес к науке, в частности физике, сейчас то ли искусственно, то ли нечаянно гасится. Связано это, в первую очередь, с уменьшением объема часов. Я как-то взял книгу, написанную давным-давно американским автором, где в предисловии к русскому изданию он с восхищением пишет о русской школе преподавания физики. Программа по физике в США была развернута после того, как они обнаружили серьезное отставание в космосе.
Сейчас, к сожалению, образовательную систему реформируют. А я не могу привести ни одной нашей реформации, которая дала бы положительный эффект. Поэтому и от изменения системы образования ничего хорошего не ожидаю, тем более что определенные плоды уже есть. Объем часов преподавания физики в школе, вузах резко уменьшен за счет введения ряда, на мой взгляд, второстепенных предметов. А учебный план в вузе как был рассчитан на пять лет, так и остался. Хотя проблемы нашей экономики, техники зависят в первую очередь от приоритетных естественных предметов.
Еще одна беда в том, что очень многие ребята поступают на другие специальности, якобы престижные. Хотя я не знаю, где при таком объеме выпуска юристы и экономисты смогут найти сферу применения своим знаниям и умениям. Молодые люди попадают под оголтелую агитацию, и очень многих способных ребят, которые могли бы стать хорошими учеными в области точных наук, мы попросту теряем.
– Вы хотите сказать, у выпускников-физиков проблем с трудоустройством нет?
– Они есть везде. Повторюсь, объем часов преподавания физики в школе сокращается, как и количество учащихся. Потребность в учителях есть, скажем, в сельских школах, но распределение теперь не практикуется, кто туда поедет? Да и в городских школах студентов не всегда встречают должным образом. Если раньше существовала система работы с молодыми специалистами, то теперь выпускники оказываются предоставленными самим себе.
Тем не менее желающих учиться на физмате меньше не становится, и среди них есть удивительно одаренная молодежь. Значит, можно надеяться, у отечественной науки есть будущее.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024