РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Долина смерти у наших родников

Воскресный отдых в издавна любимых орчанами местах на берегу Губерли в этот раз обернулся шоком. Семейная чета, постоянно берущая воду из родника у пионерского лагеря «Солнечный», с ужасом увидела в нескольких метрах от ключа с чистейшей водой падаль.Решив спуститься к речке в надежде найти другой, незагаженный источник, обнаружила целую «долину смерти»: десятки только что павших животных, объеденных хищниками и птицами, более старые трупы…
Отдых на природе был испорчен. Встреченные здесь же другие отдыхающие из Орска и Новотроицка дополнили увиденное своими наблюдениями, рассказав, что в пойме реки разлагаются сотни трупов. Есть еще живые животные, которые не в силах уйти от человека, сделав несколько шагов, падают от слабости или болезни. В скотоводческой кошаре павшие животные складированы штабелями. Рядом с погибшими стоят еще живые козы, есть новорожденные козлята.
В этих местах традиционно проводятся туристические слеты, в паре километров выше по течению – детские лагеря отдыха и турбазы. Место, что называется, людное. Не веря в варварство сельчан, бросивших в речной пойме у села сотни гниющих трупов, мы уже на следующий день едем в небольшую экспедицию с проводниками-добровольцами. Показать «долину смерти» взялся В. Мышенков – заядлый рыболов, большой любитель окрестной природы.
Когда в горных распадках показались домики детского лагеря, где буквально через месяц зазвенят ребячьи голоса, мы сворачиваем с асфальта на неприметную горную дорогу, круто уходящую в распадок. Еще двести метров сложного спуска по небольшому ущелью к пойме Губерли, и прямо на обочине, под валуном, лежит первый труп козы. Останавливаемся. Шерсть животного еще не забита водой и грязью, похоже, оно находится здесь всего несколько дней. Труп лежит буквально в нескольких метрах от прочищенного заботливыми руками родника, дающего начало горному ручью. Но желания напиться ключевой воды из источника не возникает.
Чуть ниже, где ущелье раздвигается в благодатную горную долину с зеленеющей травой и наполненной звоном переливающихся струй горной речкой, стоит одинокий домик с небольшим двором, в отдалении – кошара для скота. Бегает беззаботный чумазый мальчишка в коротких штанах, на свежей траве пасется кобылица с жеребенком. Словом, весенняя идиллия в райском уголке, по красоте ничем не уступающем пейзажам прославленных горных курортов.
Это хутор Крестинчево, где сегодня живут семья пастуха Хачаряна и несколько командированных пастухов, приглядывающих за стадом знаменитых пуховых коз.
Жора молод, приветлив и несколько наивен. Он не скрывает, что проблемы с падежом скота существуют. Из стада коз в четыре сотни голов почти половина погибла из-за бескормицы. Из его собственных коров три пали от голода. Последняя погибшая корова валяется неподалеку от подворья, и оттащить ее до скотомогильника нечем. Поясняет, что сельхозпред-приятию «Губерлинский» в том году не удалось заготовить зерна, недостаточно было и грубых кормов. Поэтому скотину выпускали пастись в горы еще в феврале.
Что коза может найти под зимним, снежным настом, кроме собственной погибели, – для меня вопрос без ответа. Но бескормица, а возможно, и болезни угробили половину стада.
В горном урочище на пологом берегу Губерли по свежей травке ходят остатки отары. Козы обгладывают первую зелень рядом с ямой для мертвого скота. Десятки трупов как в яме, так и округе придают весенней пасторали не самый приятный вид. Но ниже по течению, буквально в сотне метров от реки, стоит вторая кошара. Там все намного безобразнее.
То, что мы увидели, больше похоже на фильм ужасов. Вокруг остатков сена – скелеты, частично покрытые шерстью, трупы коз, свернувшихся клубком в предсмертной попытке согреться. Есть козы, бродившие вокруг, забившиеся в кошару.
В темном, залитом навозной жижей помещении для скота несколько десятков тел сложены аккуратным штабелем, рогатыми головами к выходу. Вдоль другой стены – несколько живых коз и угасающее блеяние новорожденных козлят.
Безлюдье, хлопающие на ветру остатки целлофана в оконных проемах – как довершение разрухи.
Как можно жить в Хмелевке, расположенной на берегу Губерли, зная, что чуть выше по течению сами же сельчане бросили гнить под открытым небом сотни животных, даже представить невозможно.
Мы попробовали уточнить, что означает это козье побоище, в природоохранной прокуратуре. Прокурор восточной зоны Оренбуржья Н. Крыгин, пояснил, что о зимнем падеже коз в акционерном обществе «Губерлинский» он осведомлен. Более того, орская зональная лаборатория проводила анализ заболеваний погибших животных, но результата пока нет. О том, что животные не утилизированы, он слышит впервые, и меры будут приняты обязательно.
Впрочем, специалисты-экологи не исключают, что в результате подобной образовавшейся свалки трупов умерших животных вполне возможно загрязнение не только поверхностных, но и подземных вод.
С. ГРИГОРЬЕВ.
Фото автора.

Материалы по теме

Долина смерти у наших родников

Воскресный отдых в издавна любимых орчанами местах на берегу Губерли в этот раз обернулся шоком. Семейная чета, постоянно берущая воду из родника у пионерского лагеря «Солнечный», с ужасом увидела в нескольких метрах от ключа с чистейшей водой падаль.Решив спуститься к речке в надежде найти другой, незагаженный источник, обнаружила целую «долину...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.