В школьных конфликтах победителей не бывает
- Общество
- 18-05-2005
Так уж получилось, что завершающийся учебный год останется в памяти как самый конфликтный. Ученики ругались с учителями, учителя – с учениками, родители и с теми, и с другими. Конфликты разбирали в кабинете у директора, «на ковре» у начальника управления образования.
К счастью, на носу каникулы. Но впереди самая трудная и традиционно богатая на недоразумения, разбирательства и взаимные упреки пора – экзамены. Что же происходит в современной школе, почему падает авторитет педагога,
что дает основания детям и родителям из года в год быть все более требовательными, наконец, в чем кроются причины школьных конфликтов? Вопросы, на которые до сих пор никто не дает внятных ответов.«Истеричка!»
Мы намеренно не станем называть номер школы и настоящие имена действующих лиц истории, о которой пойдет речь. И та, и другая стороны вроде бы разобрались между собой, расставив все точки над «i». Тем не менее слишком показательна эта история и слишком распространена в нынешней школе, чтобы умолчать о ней.
Практически сразу после того, как новая учительница пришла в 8 «А» в качестве классного руководителя и учителя математики, Наташа почувствовала, что Анна Михайловна относится к ней не так, как к другим ученикам. Ей, человеку творческому, увлеченно занимающемуся музыкой, точные науки давались не просто. Но девочка старалась и до сих пор училась на «4» и «5». Новый учебный год принес много проблем. В семье появилась маленькая сестренка, так что к ученическим заботам добавились вполне взрослые: пришлось помогать маме ухаживать за сестрой. Да и в музыкальной школе нужно было готовиться к выпускным экзаменам. В дневнике стали появляться тройки, в том числе по математике. Наташа стремилась исправить положение. На уроках задавала Анне Михайловне вопросы, но та их как будто бы намеренно игнорировала. К концу года тройки в дневнике некогда прилежной ученицы грозили испортить общую успеваемость класса. Поэтому Анна Михайловна решила наставить Наташу и еще нескольких ребят, у которых были проблемы с учебой, на путь истинный, избрав для этого весьма оригинальный способ: молодая учительница призвала на помощь представителей родительского комитета.
Девочка совершенно не ожидала, что классный час обернется для нее крупными разборками. Наташа возвращалась с перемены, когда ее за руку поймала какая-то женщина и набросилась на нее примерно с такими словами:
– Как тебе не стыдно? Раньше была такой хорошей девочкой. Теперь же позоришь класс. Когда возьмешься за ум?
В голове ошарашенной Наташи роем взвились мысли: «Почему набросились на меня, ведь есть ребята, которые учатся хуже? Когда же это кончится?»
Но родители не успокаивались. К ним присоединилась и Анна Михайловна. Чтобы прекратить это агрессивное разбирательство, Наташа выбежала из класса. «Истеричка», – услышала она вслед голос Анны Михайловны.
Позже, когда я пришла в школу, чтобы поговорить с администрацией и педагогами, и директор, и Анна Михайловна со слезами на глазах признавали свою ошибку.
– Анна Михайловна – педагог молодой. Она старается. Давайте не будем к ней излишне строги, – говорил директор школы.
– То, что я пригласила представителей родительского комитета поговорить с отстающими, было с моей стороны ошибкой. Однако в какой-то степени подобный шаг явился вынужденным. В течение года я ни разу не встретилась с родителями Наташи, не знала о том, что у девочки появилась маленькая сестра, а Наташа оканчивает музыкальную школу и у нее серьезная дополнительная нагрузка. В наших отношениях, безусловно, присутствовала недоговоренность. Но теперь конфликт улажен.
Анна Михайловна категорически отрицает то, что назвала ученицу истеричкой. Кстати, в происшедшем конфликте одноклассники полностью поддерживают Наташу.
На мой вопрос, уверена ли она в том, что неприятные отголоски затянувшегося конфликта не коснутся ее в будущем, девочка ответила: «Нет».
Психологи утверждают, что неправильно в любом конфликте обвинять лишь одну из сторон. В непонимании виноваты оба участника. Но в случае стычки педагога и ученика по общепринятым правилам и администрация школы, и общественность отстаивают интересы последнего.
Причина – профессиональное выгорание
Основная нагрузка по разрешению конфликтов в современной школе должна ложиться на плечи психологов. К сожалению, практика обращений за помощью к психологам, в том числе школьным, в нашей стране пока не отработана. Тем не менее уже имеющийся опыт помогает им сформировать собственный взгляд на данную проблему. Об особенностях школьных конфликтов и способах их разрешения мы говорим с психологом научно-методического центра управления образования А. Поповой. Именно Алиса Харитоновна занимается организацией и проведением практикумов-семинаров для школьных психологов по основам конфликтологии.
– Индивидуальных обращений от учителей по поводу конфликтов к нам в центр практически не поступает. На мой взгляд, потому, что современный учитель находится в жестоком и постоянно вращающемся конвейере собственной профессии, ему просто некогда. Гораздо чаще по поводу происшедшего между учителем и ребенком конфликта обращается к психологу родитель.
– В чем, на ваш взгляд, кроется основная причина конфликтов, все чаще возникающих в современной школе?
– Первая и самая главная причина таится в специфике работы учителя. Ведь педагогическая деятельность предполагает постоянное эмоциональное напряжение. Из-за этого очень часто у учителя происходит так называемое профессиональное выгорание, влекущее за собой эмоциональное истощение. Но, с другой стороны, ведь учительский труд существует давно, почему же конфликтность в стенах школы набирает обороты именно сегодня? Я это объясняю изменившимся характером взаимоотношений между людьми, социальными условиями. Низкий уровень жизни приводит к неудовлетворению материальных потребностей и, как следствие, духовной опустошенности человека. И этот внутренний конфликт приводит к конфликту внешнему с окружающими людьми.
Современные учителя подчас неспособны быть толерантными, или терпимыми, к своим ученикам и их родителям. И здесь немаловажную роль играет тот факт, что сегодня большинство поступающих в педагогический вуз идет туда не по призванию. Некоторые из них впоследствии будут работать в школе тоже не по призванию. Отсюда вытекает часть проблем.
Но в современных условиях поменялся не только учитель, но и ученик, к которому школе очень трудно адаптироваться. Современные дети в большинстве своем безответственно требовательны. На первом месте у них стоит удовлетворение собственных потребностей. Современные дети куда более амбициозны, нежели их предшественники лет 10–20 назад. Нередко от учащихся можно услышать высказывания типа: «А вы должны», «Это ваша обязанность», «Это ваши проблемы».
На моей памяти – конфликт, когда девочка предложила учителю-мужчине заплатить за контрольную, чтобы не являться на нее. Это был тот редкий случай, когда все участники конфликта единодушно встали на сторону учителя.
Не стоит забывать, что дети лишь ретранслируют то, что слышат и видят дома. Потребительское отношение к школе исповедуют и многие современные родители. Часто они изначально настроены против учителя, позволяют себе разговаривать с педагогами на повышенных тонах. Нередко у родителей наблюдается неумение, а порой и нежелание понять учителя.
Я всегда говорю, что конфликт – это шаг на пути к демократическому обществу. Надо просто уметь выходить из конфликта, помня, что учитель более ответственен за его грамотное разрешение. Если конфликт улажен верно, то нет проигравшей стороны.
– Как должны себя вести педагоги, родители и ученики, если конфликт все же возник?
– Нужно помнить, что чаще всего конфликт возникает из-за недостатка информации у каждой из сторон. Ведь Анна Михайловна не знала о том, что у Наташи родилась маленькая сестричка и ей необходимо готовиться к выпускным экзаменам в музыкальной школе. Возможно, именно с этими факторами и был связан спад в успеваемости ученицы. Далее нужно суметь поймать конфликт в стадии нарастания и постараться предотвратить его развитие, поскольку в момент апогея, бури чувств, конфликт разрешать бессмысленно. И, конечно же, инициатива по разрешению конфликта должна быть сосредоточена в руках педагога.
Управление образования занимает более жесткую позицию. Вот что говорит его начальник А. Пожар:
– Справедливости ради надо отметить, что Орск всегда был урожайным на школьные конфликты. Но если оценивать ситуацию в целом, то за последний год конфликтов в школах больше не стало. В какой-то степени их количество даже снизилось: сократилось число обращений из нашего города в Департамент образования области. Просто в разрешении конфликтов родители стали вести себя более агрессивно. Они торопятся привлечь к частным проблемам внимание общественности, скорее выйти на управление образования, обращаются в СМИ. А ведь конфликты в школе были, есть и будут. Но решать их можно менее болезненно для каждой из сторон. Для этого практически во всех орских школах есть психологи, социальные педагоги, которые обязаны помогать в разрешении конфликтных ситуаций. И если назрел конфликт, то в первую очередь родитель должен обратиться к ним и классному руководителю. Если разобраться не получается, то привлекаются заместители директора школы, но ни в коем случае не редакция газеты. На крайний случай есть директор конкретной школы и управление образования. Но я глубоко убежден, что большую часть конфликтов и родители, и педагоги могут погасить на месте.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024