РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Казне не сдаётся наш гордый варяг

С началом приватизации львиная доля предприятий перешла в частные руки. Одни руководители умело пользуются недвижимостью и оборудованием, создают рабочие места и производят продукцию или оказывают услуги. Другие доводят некогда стабильно работавшие производства до полного развала. Но в том и другом случаях нередко происходит смена собственников, которыми частенько становятся «варяги» из других городов и областей. Как такое «завоевание» сказалось на экономике города? На этот и другие вопросы мы попросили ответить заместителя главы города по экономике В. Носова.– Экономика города строится, в основном, на производстве и сфере услуг. К сфере услуг относятся и товарные поставки. Пять лет назад сфера услуг в Орске была недостаточно развита, и эту нишу заняли предприятия из других регионов. В то время практически все было привозным, а значит, деньги уходили из города.
Сейчас ситуация несколько иная. Начинает развиваться промышленность, расти производство. По подсчетам экономистов, семь процентов средств идут на накопление денежной массы в городе. В то же время в Орск зашли солидные фирмы с развитой торговой сетью филиалов по всей России. Нашим предпринимателям тяжело, поскольку приходится конкурировать с гигантами. Но в каждой ситуации есть плюсы и минусы. Положительный момент в том, что чужаки платят налоги в городе, организовывают новые рабочие места, что так или иначе дает толчок денежному обороту. Благодаря конкуренции цены на товары падают. С другой стороны, эти фирмы начинают диктовать рыночную политику, да и налоги платятся, как правило, дозированно.
Строить экономическую политику по отношению к бюджету становится невозможно, когда предприятия не предоставляют свои планы по доходам до принятия городского бюджета. Приходится брать за основу цифры прошлого года, умножать на инфляционный коэффициент. При такой системе работы ошибок не избежать. К примеру, в прошлом году некоторыми предприятиями был переплачен налог на прибыль, и теперь надо вернуть из городского бюджета двадцать с лишним миллионов рублей.
– Чем наш город привлекает иногородние фирмы?
– Как это ни странно звучит, но в Орске довольно высокий уровень заработной платы. По статотчету, на конец года средняя заработная плата составила 6200 рублей. Прибавим сюда деньги с 620 тысяч лицевых счетов в банках. То есть в целом горожане живут неплохо, хотя 20–30 процентов орчан находятся на грани выживания. 15 процентов населения – люди состоятельные, имеют свой бизнес, занимаются поставками. Те, кто зарабатывает на стороне, тоже везут деньги в город, вкладывая их в банки.
– Можно ли говорить о серьезном влиянии «варягов» на экономику города?
– Судите сами. 85 процентов городского бюджета пополняют всего десять предприятий. Среди них ОНОС, ЮУЖД, ТЭЦ, карьероуправление, ЮУНК, ЮУМЗ. Поэтому о серьезном влиянии других предприятий на экономику города говорить не приходится. Проблема лишь в том, что иногородние фирмы выдавливают с рынка орских предпринимателей и так или иначе подталкивают их к поиску других ниш в бизнесе. Многие уже начали вкладывать средства в производство стройматериалов, переработку сельхозсырья.
– Лично вы, как заместитель главы города по экономике, заинтересованы в приходе чужаков?
– Нет. Важнее, чтобы местный производитель развивался и поднимал городскую экономику. Орские предприниматели довольно грамотные, поняли, что для выживания и укрепления на рынке надо объединяться. К примеру, предприниматели, которые держат заправки, сегодня очень неплохо конкурируют с ТНК.
– Влияет ли администрация города на политику крупных промышленных предприятий, которыми управляют из других городов?
– Нет. Работаем на уровне добровольных договоренностей, а хотелось бы с каждым крупным предприятием подписать договор о партнерстве, потому что основная налоговая масса из города уходит. Хотелось, чтобы хоть какая-то часть денег оставалась, так как город выполняет свои обязательства перед работниками этих предприятий.
– Чтобы ослабить зависимость от иногородних фирм, надо помогать развиваться орским предпринимателям. Что делается в этом направлении?
– Арендную плату за землю, помещения стараемся снижать максимально, организуем тендеры. Со следующего года будем определять налог на землю и единый налог на вмененный доход. Здесь и появятся достаточно серьезные рычаги влияния. Вместе с депутатами будем решать, кому какие льготы давать, какие ставки устанавливать. Со своей стороны, я вижу два направления, которые надо развивать, – переработка сельхозпродукции и строительство. Здесь и применим льготную систему при расчете налогов. Но боюсь, что, как только мы разовьем этот бизнес, сюда тоже придут чужаки.
– Практически все игорные заведения в городе держат москвичи и самарцы. Фирмы зарегистрированы в городах, где налоговые ставки ниже…
– В прошлом году мы очень серьезно работали в этом направлении. В конце концов добились регистрации игорных фирм в городах, где они непосредственно работают. Но налоги от этого вида бизнеса стали перечисляться в областной бюджет, поэтому для города совершенно неинтересно развивать игорный бизнес. К тому же игорные заведения развращают молодежь.
– Муниципальные помещения достаются преимущественно орчанам или чиновникам все равно, лишь бы покупатель был платежеспособен?
– Как в прошлом, так и в этом помещения покупали только орчане. Идем даже на рассрочку платежа, хотя это нарушение закона. В 2002–2003 годах, когда была массовая продажа городских помещений, центральные объекты во многих случаях достались не орчанам. Но по прошествии времени наши предприниматели выкупили эти объекты. Крупные иногородние сетевики помещения арендуют, причем платят за них приличные суммы.
– Можно сказать, что массовая распродажа помещений привлекла в Орск фирмы из других городов?
– Только с целью перепродажи этих помещений. Но это нисколько не повлияло на сам рынок.
– Иногородней фирме проще скрывать налоги и реальную заработную плату. Как можно с этим бороться?
– Даже комиссию создали, чтобы контролировать эти вопросы, но все упирается в доказательную базу, потому что никто не хочет официально заявлять, что получает зарплату в конверте. Если раньше прокуратура могла самостоятельно возбуждать такие дела, то сегодня должны быть конкретный истец и ответчик. О том, что налоги платятся дозированно, я уже говорил. В целом в бюджет поступает примерно 10 процентов реальной суммы налогов.
– Чем больше в городе местных фирм, тем лучше. Городской проект инвестирования малого бизнеса через банки под гарантию муниципалитета уже принес свои плоды?
– Мы получили очень мало проектов, но и они плохо проработаны. Поэтому профинансировано всего три проекта на три миллиона рублей. И этому есть объяснение. Те, кто способен составить грамотный проект, так или иначе получают кредиты на другом уровне. Мы возвращаемся к необходимости создания так называемого бизнес-инкубатора, где желающих обучат, как составить проект, реализовать его. К сожалению, в городе нет инвестиционного кредитования, когда деньги выдаются под 6–8 процентов годовых на срок не менее трех лет. Существующие условия – 16–18 процентов годовых. Такую прибыль за короткий срок можно получить только благодаря купле-продаже. Легче в Казахстане открыть предприятие, получить на его развитие деньги под низкий процент и потом эти средства перекачать в город. Наш эксперимент сработал на «три с минусом», но в следующем году мы вновь объявим конкурс.
– Какая фирма самая проблемная?
– Отношения со всеми примерно одинаковые. Они давно научились работать с периферией, все схемы отработаны. Отношение к администрации, как правило, уважительное. Но по спонсорской помощи договориться трудно. Нередко отсылают к головной фирме, дают телефон, по которому не дозвониться.
– Может, орчанам стоит сброситься и выкупить предприятия, которые сейчас находятся в предбанкротском состоянии?
– Не дают выкупать, уверяя, что готовы работать на развитие, поднимать предприятия. Но время проходит, а ничего не делается.
– Соседний Казахстан как-то заинтересован в завоевании орского рынка?
– Большая заинтересованность – в предприятиях, которые выпускают строительную и столярную продукцию. В Орске есть сырье, и это привлекательно. Чтобы выжить, многие предприятия сейчас перепрофилируются. И соседи не дремлют. К примеру, на «Станкомех» пришла казахстанская фирма, которая выпускает электропродукцию.
– Город собирается вкладывать деньги в развитие производства?
– Пока только планируется создать подразделение, которое займется разработкой бизнес-проектов, их реализацией. Будем запускать производство, делать его прибыльным, таким образом увеличивать число производственных предприятий и даже зарабатывать деньги для города.

Материалы по теме

Казне не сдаётся наш гордый варяг

С началом приватизации львиная доля предприятий перешла в частные руки. Одни руководители умело пользуются недвижимостью и оборудованием, создают рабочие места и производят продукцию или оказывают услуги. Другие доводят некогда стабильно работавшие производства до полного развала. Но в том и другом случаях нередко происходит смена собственников, которыми частенько становятся «варяги» из...

Марка и штрих-код спасут ли от невзгод?

Похоже, наличие класса средних собственников стало реальностью и для нашего города. В прошлом году «Орская хроника» организовала «круглый стол» с местными предпринимателями. Разговор оказался непраздным, ведь крупные предприятия испытывали тяжелые времена, которые сказывались на занятости населения и соответственно на его уровне жизни. На этом фоне частный бизнес являлся единственным выходом...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.