В руках Санзысбая Черномырдин просто окаменел
- Люди нашего города
- 25-06-2005
С. Буркутбаев чуть ли не единственный мастер в Оренбуржье, который изготавливает сложные мозаичные картины из природных камней. Богатая фантазия, терпение, любознательность и трудолюбие помогают художнику создавать не только красивые степные пейзажи, но и портреты известных людей.То, что камнерезное дело – дело всей его жизни, Сансызбай понял не сразу. После армии устроился шлифовщиком на ОГРП «Яшма». Влияние на выбор работы оказала отнюдь не тяга к искусству, а вполне житейские причины: близость с домом, высокая зарплата и перспектива получения жилья. Хотя утверждать, что мир прекрасного его не увлекал, было бы неверным. С раннего детства ему нравилось рисовать диких животных и бесконечное пространство оренбургских степей. В дальнейшем тема родного края займет основное место в его работах.
В «Яшме» Буркутбаев трудился 9 лет. За это время стал настоящим профессионалом: познал все тонкости работы, изучил множество спецлитературы. Накопленный багаж знаний и навыков позволил заняться мозаикой – наиболее сложным видом художественного самовыражения. Вскоре мастер вместе с предпринимателем А. Зуевым решили организовать малое совместное предприятие «ОРФИТЕН», главным специалистом которого и стал Буркутбаев. В камнерезном цехе начали изготавливать декоративные изделия, не предназначенные для розничной продажи. Как правило, заказчиком выступала либо администрация города, либо руководство области.
Нередко самовары, шкатулки и картины покидали пределы родного края. Так было, например, с портретом Виктора Черномырдина. Дорогой подарок был вручен ему во время очередного приезда в Орск. Количество и география подобных заказов постоянно увеличивались, поскольку качество и эксклюзивность работ, а также относительная их дешевизна подкупали каждого. На сегодняшний день обладателями эксклюзивных сувениров являются президенты Башкортостана и Татарстана. Несколько изделий нашло пристанище и за рубежом. Один из богатых домов Франции украсила ваза, авторство которой принадлежит нашему специалисту, а в Америке в доме потомка русской династии монархов Григория Романова висит картина с изображением его виллы, построенной на Калифорнийском побережье. Работа талантливого орчанина есть и в Москве – над входом в здание Министерства природных ресурсов красуется «нарисованное» им панно.
– Портрет композитора Мстислава Ростроповича я сделал, чтобы выйти за рамки привычного, – поясняет Сансызбай. – Так же появился и портрет Бориса Плохотнюка.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
Чтобы создать работу, нужен набор разнообразных камней, большинство из которых находится за пределами Оренбуржья. В данном случае не обойтись без личных связей. У Сансызбая есть знакомые во многих городах России и странах СНГ: геологи, любители-коллекционеры. Хорошим подспорьем является и рынок камня, действующий в Челябинске, Москве и Екатеринбурге.
У Буркутбаева своя технология работы. Определив тему будущего «полотна», он долго думает над каменной палитрой, что занимает почти половину времени, затраченного на ту или иную работу. Особое внимание уделяется структуре материала, природный рисунок камней часто задает направление всей картине. Многое становится понятным во время непосредственной обработки камня, когда существует постоянная угроза его утраты из-за одного неправильного движения. Буркутбаеву ближе «русская мозаика», позволяющая стыковать естественные краски, чтобы один рисунок плавно перетекал в другой, образуя ансамбль.
Сансызбай использует технику мозаики и при изготовлении православных икон, применяет специальные приемы, что позволяет достигать наибольшего успеха. На полотне вокруг священного лика выкладывается ореол. В зависимости от угла зрения цвет будет меняться, создавая иллюзию движения. Таким образом, изображение на картине как бы оживает. В рисованных иконах подобного эффекта добиться сложнее.
Аналогичная техника используется и при изготовлении картин о животных. В результате создается впечатление, будто изображение грациозного животного отделяется, выходит из полотна.
– Самый лучший камень – живописная яшма, картины получаются красочными, – говорит великий труженик, руководствующийся при выборе поделочного материала принципом «Зачем ломать голову, когда красота рядом».
После кремния и гранита это самый распространенный поделочный камень, однако пейзажная халцедоновая яшма попадается весьма редко. Всего на Урале расположены 68 месторождений, 14 из них – в черте нашего города.
Работа с камнем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Например, при обработке малахита или змеевика существует опасность отравления вредной пылью. А минералы, привезенные из неизвестных мест, могут оказаться радиоактивными. Чтобы работать с самоцветами, недостаточно одного творческого подхода: необходим большой объем знаний по многим дисциплинам.
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ
– Когда руки заняты, голова остается свободной, есть возможность о многом подумать, – говорит Сансызбай.
Природная любознательность за годы творческой деятельности позволила собрать огромное количество специальной, исторической, художественной литературы. Масштаба знаний, приобретенных самостоятельно и в Московском финансово-экономическом университете, теперь хватает даже на то, чтобы проводить лекции в местных учебных заведениях.
Все камни постоянно видоизменяются под воздействием различных метаморфоз. Многое зависит от состава камня: если он органический, как мрамор или известняк, то не способен надолго сохранять качественную полировку, если минеральный, то менее подвержен природной эрозии. Мраморная мозаика на стенах Исаакиевского собора в Петербурге продержалась в первоначальном виде только 80 лет. После этого ее пришлось реставрировать в отличие от яшмы, родонита и других твердых камней Урала, использованных в отделке собора.
Сансызбай – разносторонняя личность. Он увлекается не только историей и камнерезным мастерством, любит музыку, пишет стихи. Из художников восторгается шедеврами Шилова, Васнецова, Айвазовского. Во всем предпочитает классический стиль, абстракционизм его не впечатляет. Картина, по его мнению, должна завораживать, тогда энергетика художника, заложенная при ее создании, переходит на людей.
...Так в двух словах
я разделяю мир:
Увидеть и смотреть.
Внимайте, люди!
С одним приятно говорить
мы будем,
Другого –
через пять минут забудем.
У каждого свой взгляд
и свой кумир!
Это строки одного из стихотворений Буркутбаева. В них он объясняет собственное отношение к творчеству.
ОСТАНОВКА В КАЗАХСТАНЕ
Полтора года назад Сансызбай отправился по приглашению на форум предпринимателей соседнего государства, где встретился с Нурсултаном Назарбаевым. Он преподнес лидеру Казахстана портрет и предложил проект по созданию мозаичного панно в Президентской резиденции в Астане в виде ковра с изображением диких степных животных, занесенных в Красную книгу. Этот замысел руководству показался настолько интересным, что предложения местных умельцев по отделке резиденции были временно отклонены. Сам того не подозревая, приезжий мастер вызвал у иностранных коллег зависть и негодование. Буркутбаева пригласили на постоянное место жительства в Казахстан воплощать задуманное в жизнь.
Однако коренной житель Орска на заманчивое предложение о переезде отреагировал без особого энтузиазма. Тому было несколько причин.
– Во-первых, мои дети родились здесь и учатся в вузах России, а во-вторых, я в каком-то роде патриот, привык работать с орской яшмой. К тому же в столице Казахстана нет необходимой сырьевой базы, чтобы развернуть деятельность в полную силу.
Изготовление масштабного произведения искусства «Богатство великой степи» ведется медленными темпами, возникли проблемы с обещанным финансированием. К сожалению, с двумя уже готовыми работами из этой серии пришлось расстаться, так как деньги необходимы на содержание семьи.
У Сансызбая нет собственной мастерской, работает где придется. Хотя по идее город должен гордиться такими, как Буркутбаев, творчество которого, несомненно, поднимает статус Орска, но... К сожалению, настоящие мастера оказываются ненужными родному краю, из которого они почему-то упорно не хотят уезжать. Наверное, Буркутбаев, несмотря на все трудности, продолжает верить в старомодное утверждение: «Где родился, там и пригодился». Ему не занимать усердия, ведь без этого качества невозможно творить. Он будет ждать лучших перемен, и, подобно тому, как из мелких частей постепенно составляется большая мозаика, мастеру однажды удастся выложить собственную картину жизни в более ярких тонах.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024