Дети напрокат становятся популярнее
- Общество
- 29-06-2005
Знаю в нашем городе несколько замечательных женщин, подруг, объединенных общей идеей. Одна из них работает медиком и за годы работы нередко привыкала к детишкам, находящимся подолгу в стационаре. Подруги Ирины Павловны не раз слушали ее рассказы о брошенных малышах, и однажды появилась мысль по очереди навещать детей, к которым никто не приходит. Сказано – сделано. Женщины установили неформальное дежурство, во время которого приносили ребятам сладости, выпечку, беседовали с ними, даря тепло и внимание.Так полгода назад одна из них познакомилась в больнице с Юлей, общительной 12-летней девочкой, которая рассказала, что с октября 2004 г. живет в социально-реабилитационном центре «Родничок». Оказалось, что у родителей их четверо, Юля – одна из старших. Последний, самый маленький, содержится в Доме ребенка, остальные разбросаны по реабилитационным центрам. Еще недавно они жили все вместе, с отцом и матерью, хотя те частенько выпивали. Продав квартиру, родители купили землянку, но и ее через какое-то время «пропили». Тревогу забили учителя: Юля и другие дети из этой семьи все чаще приходили в школу неопрятными, с невыученным домашним заданием, а то и вовсе не появлялись на уроках. Посетив дом, комиссия по делам несовершеннолетних констатировала, что из-за антисанитарии, поломанных розеток и торчащей из них проводки условия проживания в землянке опасны для здоровья детей. Ребят направили в социально-реабилитационные центры, надеясь, что родители все-таки остепенятся. Но в итоге взрослые за долги лишились и того барака, в котором проживали. Первое время мать регулярно навещала детей, клялась, что заберет их, как только решатся проблемы с жильем. Но с каждой неделей ее визиты становились все реже. А потом она поняла, что детей здесь кормят, одевают, не требуя от нее никаких затрат. И сейчас работники социально-реабилитационного центра не могут найти ни одного из родителей. Бабушка Юли жива-здорова, но и слышать не хочет о многочисленных внуках: «Свою дочь вырастила, на ноги поставила, а остальное – не мои проблемы».
Юля, не видящая материнской ласки, легко пошла на контакт с незнакомой тетей и благодарно делилась с Еленой Ивановной своими проблемами и мечтами. Та, в свою очередь, чувствовала, что все больше привязывается к девочке. Вырастившая сына и двух дочерей, проживающая в квартире одна, она увидела в этом ребенке смысл жизни. Передала работникам «Родничка» свой телефон с просьбой разрешить ей видеться с Юлей…
В прошлом году сотрудники центра «Родничок» начали осуществление новой формы работы, суть которой заключается в том, что любая орская семья может взять ребенка в свой дом. Это не усыновление и даже не опекунство, а совершенно новая форма воспитания детей из неблагополучных семей. Можно взять детей на выходные или праздничные дни. Это могут сделать супружеские пары или одинокие люди, чей моральный облик и материальный достаток соответствуют нормам. За рубежом практика так называемых фостерных семей используется уже многие годы, но для нашей страны это совершенно новый вид работы с беспризорниками и сиротами. Автор программы социальный педагог И. Сычева по Интернету связалась с московским управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей, которое с 2002 г. использует в своей деятельности проект по отработке процедуры организации и сопровождения семей, изъявивших желание участвовать в движении наставничества. Пилотный проект «К новой семье» реализуется не только в Москве, но еще в 10 регионах страны. Оренбургская область, к сожалению, в этот список не входит. Но только пока. Ирина Александровна отправила руководителям московского благотворительного фонда «Приют детства» свою программу и получила отличную оценку, а также приглашение к сотрудничеству. Создатели проекта убеждены, что система воспитания в детских домах себя исчерпала. По их словам, она лишает ребенка всего, что могла бы дать ему обычная семья, – модели семейного поведения, взаимоподдержки, передачи семейных традиций и навыков создания собственной семьи.
Орским специалистам до отработанной системы еще далеко, но кое-что уже делается. Возвращаясь к нашей истории, нужно сказать, что взять Юлю в гости Елена Ивановна смогла далеко не сразу. Не один раз женщина приезжала в центр, проходила диагностику, беседовала с психологом и лишь после этого стала брать девочку к себе домой. Вот уже три месяца, как выходные и праздничные дни они проводят вместе. Пока еще рано предполагать, чем закончатся эти встречи. Но хочется верить, что по прошествии времени привязанность двух людей только окрепнет и Юля обретет семью.
Случается и так, что, взяв под опеку одного ребенка, семья через какое-то время берет еще одного или двух. Так, например, прошлым летом, семья, проживающая в одном из поселков Оренбургской области, оформила опекунство над 12-летней воспитанницей «Родничка». Раньше девочка жила с матерью-одиночкой, которая несколько лет назад, во время очередного запоя, умерла, после чего ребенок получил статус сироты (об этом «ОХ» рассказывала читателям). Если бы не счастливый случай, Веру оформили в детский дом. В этом году новая семья Веры приехала в реабилитационный центр, чтобы взять на воспитание еще одного ребенка – подругу Веры. Это значит, что еще одним «казенным» ребенком в Орске станет меньше.
Каждый малыш, находящийся в центре реабилитации, хотел бы попасть в семью. И не потому, что о них плохо заботятся. Есть нечто, что может дать ребенку лишь семья, – это любовь, обращенная только на него, единственного и неповторимого. И пусть даже эта семья будет не родной, а, как говорят специалисты, поддерживающей. Попробуем создать такие?..
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024