РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Депутаты помогли залезть в чужой карман

На прошлой неделе депутаты городского Совета впервые утвердили перечень дополнительных платных образовательных услуг в детских садах и школах города, а значит, взяли на себя ответственность за поборы с родителей. Суммы за дополнительные занятия – от 10 до 100 рублей, причем в дошкольных учреждениях это плата за месяц, а в школах – за час образования. ЗАРАБАТЫВАЕМ КАК МОЖЕМ…
Против утверждения перечня проголосовал только депутат Лебедев. Остальных, видимо, такое положение дел вполне устраивает. Складывается ощущение, что просто не стали вникать в суть проблемы. Готовила вопрос депутатская комиссия, состоящая из педагогов, так что говорить о непредвзятости и объективности довольно сложно. Учителям выгодно, чтобы родители платили, и как можно больше. Судите сами. Занятия дошкольника в спортивном кружке стоят от 20 до 60 рублей в месяц, конструирование – от 30 до 40 целковых, в изостудии – от 10 до 60 рублей. В списке дорогостоящих услуг (от 60 до 100 рублей) – подготовка юных экологов и краеведов, сенсомоторное развитие, азбука общения. Плата за дополнительные занятия в школах на несколько порядков выше. К примеру, час занятий иностранным языком выливается в 30–80 рублей, подготовка к экзаменам – от 40 до 100 кровных, подготовка в вуз – 80–100 рублей, дополнительные занятия по предметам – от 20 до 50 целковых. Стоимость услуг зависит и от профессионализма преподавателя, его категории. По словам начальника управления образования А. Пожара, все деньги за платные услуги перечисляются в бюджет города и только потом возвращаются в учреждения образования. Сколько тратится на заработную плату педагогам, трудно сказать даже специалистам управления образования. Одни говорят, что 50 процентов от суммы, другие – 30. В каждом учреждении – свои нормы. Оставшаяся часть суммы идет на нужды образовательных учреждений и налоги. Разговоры о прозрачности доходов и расходов, видимо, так и остались пустыми разговорами, поскольку в бухгалтерии УО нам отказались назвать точную сумму денег, собранных в прошлом году за счет платных услуг. Закрыта и информация о доходах конкретных учреждений образования. Значит, есть что скрывать? По словам Пожара, образовательные учреждения зарабатывают более 5 млн. рублей в год. По платным услугам есть план, правда, он далеко не всегда выполняется.
УЧАСТВОВАТЬ ИЛИ НАБЛЮДАТЬ?
Ощутить всю прелесть введения дополнительных платных услуг могут родители, чьи дети воспитываются в детском саду либо учатся в школе.
Возьмем дошкольные учреждения. Поначалу кажется, что родительский кошелек может «потянуть» тарифы на услуги, но в итоге набегает довольно солидная сумма, равная или даже превышающая основную плату за детский сад. Вовсе отказаться от платных услуг – значит, лишить ребенка полноценного развития. Это раньше детей бесплатно учили рисовать, играть в футбол и баскетбол, конструировать... Сейчас практически та же программа, только за деньги. А если их нет? Тогда ребенку остается лишь наблюдать за активным развитием сверстников. Жалость и нежелание такой участи для своего чада подталкивают к поиску средств. Но и этих затрат, увы, недостаточно. К платным кружкам прибавляются поборы на ремонт, в фонд группы, детсада. Вроде бы никто не заставляет, но и не заплатить нельзя.
То же самое в школах. Платными услугами легко могут воспользоваться нечистые на руку преподаватели. При желании можно любого ученика «убедить» в необходимости купить дополнительные занятия. Судя по откликам читателей, в этом ремесле преуспели преподаватели вузов. А что до школьных учителей, так ведь наработанный опыт легко перенимается.
А КОНТРОЛЕРЫ КТО?
Сбор и использование денег, полученных от дополнительных услуг, в основном контролирует ревизионная комиссия при УО. Дошкольные и учебные учреждения проверяются не чаще одного раза в год. В управлении образования нам сообщили, что никаких злоупотреблений со стороны руководства школ и детсадов не было, разве что… В начале этого года сотрудники транспортной прокуратуры с участием ревизора централизованной бухгалтерии УО проверили детский сад № 151 в пос. Степном и были шокированы творящимся беспределом. Заведующая по своему усмотрению распоряжалась деньгами родителей, а своеволие пыталась прикрыть липовыми протоколами родительских собраний. Расходы на мобильник оплачивались из родительской кассы, впрочем, как и лекции для сотрудников, приобретение медицинских книжек и прочее. Продукты закупались на близлежащем рынке, а значит, расходов документально не подтвердить. Как потом выяснилось, у детсада не было счета в централизованной бухгалтерии, на который и должны были перечисляться родительские деньги. По подсчетам пап и мам, за год было собрано более 150 тыс. рублей. Не знала о творящемся беспределе лишь горадминистрация. Этот случай говорит о недостатках системы контроля. Специалисты УО кивают на родителей, мол, это папы и мамы должны интересоваться, куда тратятся их деньги, требовать отчета о расходовании средств с руководителей. Звучит хорошо, но на практике, как правило, все происходит иначе. Родители боятся задавать «лишние» вопросы, чтобы к ребенку хорошо относились, не «заваливали». Многим просто некогда присутствовать на родительском собрании, не то что разбираться в бухгалтерских счетах.
СТРАХОВКА ОТ ДВОЕК
А теперь представим, что вы оплачиваете дополнительные уроки иностранного языка – 80 рублей за час. В этом случае у учителя вряд ли хватит смелости поставить ребенку двойку, если он не выучил урок. Да и тройка за четверть как-то неуместна. «Какой же ты преподаватель, если не смог заинтересовать ребенка?» – спросят коллеги. Боюсь, что некоторые родители будут рады оплатить дополнительные занятия по предметам, чтобы у преподавателя возникла симпатия к некогда не успевающему ученику. Не трудно представить, как может измениться отношение самих детей к педагогам. Своими сомнениями мы поделились со специалистами, которые вдруг заговорили о том, что сейчас оценки особой роли не играют, на экзаменах и при поступлении учитываются реальные знания. Учитель, занимающийся подготовкой ребенка к ЕГЭ, не сможет повлиять на результат экзамена, да и на обычном экзамене знания оценивает комиссия.
А КАК НА ПРАКТИКЕ?
Немного успокоил звонок в среднюю школу № 19. По словам директора Л. Кургановой, в этой школе решили взять за основу минимальную плату за дополнительные занятия – 20 рублей за час. 40 процентов средств идут на зарплату учителю, остальное – на расходы по смете. Ведут дополнительные занятия только высококвалифицированные учителя. Спрос на дополнительные занятия, безусловно, есть. Особенно у выпускников. Но желание изучать предмет углубленно почему-то пропадает к концу учебного года. Если в сентябре на дополнительные занятия записалось около 70 процентов девятиклассников, то к концу года число желающих сократилось до 10 процентов. Родители, покупающие для своих детей дополнительные занятия, получают на руки квитанцию. Поступление денежных средств подтверждается кассовым чеком, в общем, все как положено.
К сожалению, не все руководители намерены экономить деньги родителей, устанавливая минимальную плату за дополнительные часы. Мы недалеки от того момента, когда предпочтение той или иной школе (детсаду) родители будут отдавать, соизмеряя свои финансовые возможности. А школы на окраинах станут самыми популярными.
О. ДЯДЮРА, А. КАРАНДЕЕВ.

Материалы по теме

Депутаты помогли залезть в чужой карман

На прошлой неделе депутаты городского Совета впервые утвердили перечень дополнительных платных образовательных услуг в детских садах и школах города, а значит, взяли на себя ответственность за поборы с родителей. Суммы за дополнительные занятия – от 10 до 100 рублей, причем в дошкольных учреждениях это плата за месяц, а в школах...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.