Лес, полный чудес
- Власть
- 13-07-2005
В который раз правительство РФ предлагает проект нового Лесного кодекса. Госдума даже приняла его в первом чтении. Говорят, если он будет принят окончательно, Россия может остаться вообще без лесов, потому что главная беда проекта – их продажа. В общем, надо быть пеньком, чтобы принять такой закон о лесе. Панику вокруг нового проекта в Орском лесхозе считают преждевременной. «Ещё с 1998 года, – говорит начальник лесхоза Н. Сорокин, – было около девяти подобных проектов, ни один из которых так и не был принят окончательно. Нам постоянно рассылают приказы и распоряжения, а следом другие, которые отменяют предыдущие».
Правда, реформирование всё же привело к неприятным последствиям. Без распродажи лесных угодий обошлось. Но если раньше ими ведала одна служба, то сейчас функции госконтроля над соблюдением лесного законодательства РФ и госуправления лесным хозяйством раскидали между региональными и федеральными структурами. Это привело, прежде всего, к ослаблению контроля. В областном природнадзоре, контролирующем органе, к примеру, трудится всего несколько человек. И это на 29 лесхозов области.
С финансированием и вовсе история грустная. Денег из федерального бюджета и заработанных лесхозом хватает разве что на зарплату работникам учреждения. Как это ни странно, но деньги выделяются не на предупреждение пожаров в лесу, а на... возмещение ущерба от пожара.
Пожары, кстати, сегодня куда актуальней проекта нового кодекса. Пока его примут да весь лес по нему распродадут, он уже давно выгорит. В этом году пожароопасной ситуации в Орском лесхозе присвоен пятый класс. Это пороховая бочка, готовая вспыхнуть в любой момент. Что касается городских лесов, с которыми Орский лесхоз работает по договору с администрацией города, то муниципалитет выделил средства на ремонт и приобретение инвентаря, на уровне районов проводятся совещания с участием всех служб о пожароопасном периоде. А вот что касается огромных площадей государственного лесфонда…
Противопожарные мероприятия проводятся, лесники ведут патрулирование. Но главной причиной пожаров является человеческий фактор, а он самый непредсказуемый. Огонь, как правило, идёт с полей или полян. Основные виновники пожара – отдыхающие, охотники, рыбаки. Буквально в субботу вспыхнул пожар в районе посёлка Ударник. Люди не потрудились затушить костёр, огонь перекинулся на поле сухой травы и подступил вплотную к лесу. Хорошо, что от крупного пожара его спасли защитные рвы.
– С начала этого лета, – говорит Н. Сорокин, – крупных пожаров не было. Сказалась, в том числе, слаженная работа с пожарными. Но прогнозы на будущее не радуют. Погода будет ещё суше.
Конечно, в УК РФ есть статья 261, карающая за уничтожение или повреждение леса, предусматривающая в качестве наказания громадные штрафы и даже лишение свободы. Но поймать поджигателей и довести дело до суда – задача практически невыполнимая.
Это, в принципе, касается и самовольной вырубки, которая тоже фактически подпадает под уничтожение леса. Так были установлены люди, вырубившие лес, принадлежащий Гослесфонду, на общую сумму 120 тыс. рублей. Дело Орским лесхозом было передано в новоорскую милицию. Его закрыли, хотя спиленный лес пролежал на всем известной территории. Впрочем, здесь были прецеденты, когда Орский лесхоз обращался в прокуратуру и доводил дело до конца. Крупное разбирательство было с газовиками, самовольно проложившими инженерную сеть через лесные насаждения. Длительные прения закончились угрозой со стороны нарушителей отключить город от подачи голубого топлива. В конце концов вопрос разрешился большими штрафными санкциями.
Если раньше лес вырубали для строительства дач, охотничьих и рыбацких пристанищ, то теперь такие случаи - редкость. Может, люди стали цивилизованнее, может, размеры штрафов их отпугивают. Последний раз на Ириклинском водохранилище рыбаки, «освоившие» 0,6 га земли, «влетели» на 500 тыс. рублей.
Если продажа леса пока только обсуждается, то аренда его идёт полным ходом. Арендаторы – это главным образом владельцы оздоровительных комплексов, турбаз. Ставки аренды сегодня неимоверно выросли, и вполне возможно, что число арендаторов в скором времени сократится. Один гектар лесной площади в год обходится теперь в 43 тыс. рублей. Поговаривают, что даже пионерские лагеря, освобождённые от уплаты аренды, в скором времени будут её оплачивать.
Будущее нашего лесхоза непредсказуемо, как и грядущий Лесной кодекс. С начала этого полугодия будет укрупнение оренбургских лесхозов, некоторые из них превратят в лесничества. Что будет у нас – неизвестно. Орский лесхоз вообще некогда хотели сократить.
– Это большая глупость, – считает его нынешний начальник, – которая обернётся большими затратами. Лесной фонд в таком случае пострадает, а с природой не шутят.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024