Три страсти Владимира Попова
- Люди нашего города
- 20-07-2005
Часто бывает, что детское увлечение в будущем перерастает в профессию. Свою страсть к живописи орчанин Владимир Попов пронес через десятки лет, но профессиональным художником так и не стал. Однако именно живопись оказалась для него самым сильным стимулом справиться с тяжелой болезнью.Этюдник – верный спутник
Впервые Владимир Попов взял в руки карандаш двенадцатилетним мальчиком в кружке рисования, который вел Виталий Новиков в Доме пионеров. Именно Виталий Данилович обучил будущего художника азам графики. Постепенно мальчик научился рисовать все: от кружек и кастрюль до тела человека. Однако посвятить живописи жизнь не удалось – не разрешила семья. Это и понятно – в трудные послевоенные годы необходимо было осваивать какую-нибудь более нужную специальность, поэтому он поступил в Орский индустриальный техникум, по окончании которого получил профессию горняка.
Потом была служба в армии, положившая начало творчеству Владимира Ивановича. По словам самого мастера, именно во время службы он начал писать маслом, развивая свой талант, копируя известных пейзажистов. За годы службы Попов, посещая Москву, все свободное время проводил в одном месте – Третьяковской галерее. Там он побывал шестнадцать раз, часами любуясь на творения великих мастеров. Возвращаясь в часть, выкраивал часы и делал копии с полотен Шишкина, Левитана, Саврасова. Первые работы писал на холстах, потом перешел на ДВП. Плоды своего труда – 11 картин – развесил в казарме. С этим связан интересный случай. В часть с проверкой приехал генерал. Он долго удивлялся и хвалил пейзажи молодого сержанта, однако после отъезда начальства Попову приказали снять все полотна – мол, не картинная галерея, не положено. Пришлось все произведения раздать офицерам. Но генеральскую похвалу Владимир Иванович не забывает до сих пор.
После армии начались трудовые будни на Орском щебеночном заводе, где он работал начальником горного цеха, потом, по окончании университета марксизма-ленинизма, перешел начальником производственно-планового отдела передвижной механизированной колонны, где дослужился до главного инженера. Закончил трудовую биографию на машзаводе, заработав в общей сложности 45-летний стаж.
Всю жизнь прожив в Орске, художник по долгу службы много ездил в командировки в Казахстан, Башкирию, побывал почти во всех уголках Оренбургской области. И практически никогда не расставался с этюдником. Кстати, в то время его учителем стал профессиональный художник Николай Митцев, который во многом помог становлению мастера. Как только выдавалась свободная минутка, Попов с кистями и красками спешил на природу. Именно любовь к родному краю навсегда определила жанр его работ. Как рассказывает сам Владимир Иванович, в рабочем коллективе он никогда не афишировал свое увлечение живописью, об этом знали только друзья и близкие. Поэтому, когда на 40-летие машзавода ему предложили выставить свои произведения, художник не сразу согласился. Кстати, тогда ему дали грамоту «Мастер – золотые руки» и подарили стиральную машину.
Вообще, нельзя сказать, что картины Владимира Ивановича часто выставлялись. На его счету пионерские лагеря, школа искусств в пос. ОЗТП, детская картинная галерея. Это объясняется тем, что Попов всегда писал картины только для себя, ни разу не продав ни одного пейзажа. Кстати, для себя художник иногда рисовал портреты друзей, но это были, скорее, наброски, передававшие не столько сходство, сколько настроение, какой-то порыв мастера. Всерьез портретами он никогда не занимался – чтобы добиться сходства, нужно работать с человеком часами, чего все время занятой Попов не мог себе позволить. Другое дело – выписывать картины с этюдов. Однажды на дне рождения одного из своих друзей художник, устав от шумной компании, вышел прогуляться, а вернулся уже с этюдом, который и подарил имениннику.
Трое сыновей увлечения отца живописью не поддержали, так ни разу и не взявшись за кисти и краски.
На охоту – всей семьей
Помимо живописи, Владимир Иванович с детства страстно увлекается охотой. С 7 лет он с друзьями, вооружившись охотничьим ружьем отца, отправлялся стрелять куликов. Правда, в те военные годы оружие в руках мальчика долго не задержалось – его забрала милиция, но страсть к охоте осталась на всю жизнь.
После армии, заглянув в Орское межрайонное общество охотников и рыболовов, молодой сержант взял в руки ружье и выбил 23 мишени из 25. После этого редкие выходные проводил не на стенде. Спустя годы стал членом правления общества, руководил кружком стендовой стрельбы, в итоге проработав стреляющим тренером 15 лет. Он занимался с ребятами, вывозил команду на соревнования. Общество в те времена было бедное, денег катастрофически не хватало, естественно, это сказывалось и на подготовке – «настрел» как у тренера, так и у его подопечных был небольшой. Поэтому первые места доставались соперникам. Помимо секции, Попов ездил на соревнования как капитан сборной города, дважды – как капитан области. Команды побывали в Свердловске, Нижнем Тагиле, Ижевске. Со временем Владимир Иванович получил первый разряд по стендовой стрельбе.
Рекорды художник побивал на охоте. Так, за день из сотни выстрелов 60–70 были точными, иногда стрелял одновременно из двух ружей. Он привозил с охоты уток, гусей, косуль, зайцев, на его счету 13 лосей. До сих пор Попов жалеет, что не довелось подстрелить ни волка, ни медведя, ни кабана: все как-то не везло. Кстати, своего первого лося Владимир Иванович вспоминает до сих пор. Было это в 1966 году. Тогда на охоте на удачное место парня поставил егерь. Правда, выяснилось это уже после. С утра до вечера охотники пробыли в лесу, но не увидели ни одного животного. А вот когда уже спускались сумерки и надежды практически не оставалось, неожиданно на Попова выскочили два лося. Метким выстрелом удалось подстрелить одного из них. Пуля попала в голову, под правый рог. Правда, об этом узнали только спустя несколько месяцев. Когда стали вываривать голову, обнаружили расплющенную пулю. Охотник сделал из нее талисман. К слову, Владимир Иванович – человек не суеверный, не верит в приметы. Однако до сих пор носит подаренный другом-егерем амулет из клыка медведя. Говорит, защищает.
Страстный охотник, Попов привлекал своим азартом сослуживцев. На всех местах работы он организовывал секции стендовой стрельбы. Как на соревнованиях, так и на охоте славилась команда Орского щебеночного завода, которая под руководством Попова не раз занимала призовые места на городских и региональных соревнованиях. Была своя секция и на машзаводе – руководство предприятия с радостью поддержало инициативу Владимира Ивановича. Тогда на территории завода обустроили тир, закупили ружья, специально выпущенные в честь Олимпиады в Москве, для руководства приобрели пистолеты. Как вспоминает Попов, команда машзавода никогда не приезжала с соревнований с пустыми руками – каждый раз привозили дипломы и грамоты. В выходные дни или после работы приходило пострелять из пистолетов начальство. Сейчас художник очень жалеет об оружейном арсенале, который растащили после его увольнения.
Несмотря на великое пристрастие к охоте, чучела зверей мастер так и не научился делать, не взялся за такую непростую работу. Но шкуры выделывает мастерски. Конечно, поначалу он перепортил их много, но потом по книгам и с помощью друзей освоил промышленную выделку. Через его руки прошли шкуры лис, волков, зайцев и даже рысей и медведей – подстреленные самостоятельно или принесенные для обработки друзьями-охотниками.
Увлечение охотой разделили сыновья Владимира Ивановича и даже его жена. Много лет назад Любови Михайловне предложили попробовать пострелять на стенде – в команде не хватало участника-женщины. Через три дня она уже поехала с мужем на соревнования и с тех пор редко пропускала тренировки и разного уровня состязания. Многие годы семья в полном составе выезжала на охоту и рыбалку. Понятно, что сыновья двух охотников стрелять научились с раннего детства. Причем жена художника в итоге не только отлично справлялась с ружьем, но и научилась у мужа выделывать шкуры.
Сейчас Попов сетует, что с началом перестройки закончилось финансирование орского стенда, да и садоводы близлежащих участков пожаловались – стенд закрыли. Теперь взрослым негде оттачивать свое мастерство, а подросткам, желающим взять в руки ружье, – получать навыки стрельбы.
Главная опора в жизни
Вместе с женой художник 15 лет назад начал строить дом в поселке Первомайском, в котором сейчас частенько собирается вся семья. Посадил Владимир Иванович и собственный сад, благо, на приусадебном участке достаточно для этого места. Вокруг дома растут яблони, груши, сливы, многочисленные кустарники. И все благодаря стараниям талантливого мастера.
Несколько лет назад в семье Поповых случилось несчастье: после инсульта у Владимира Ивановича отказала левая половина тела, резко ухудшилось зрение. Тогда врачи поставили безоговорочный диагноз – жить осталось недолго. Но с этим не согласилась Любовь Михайловна, медик по образованию. Томительные месяцы лечения, дорогостоящие лекарства и, конечно, огромное желание самого Попова жить. Художник не унывал: стараясь как можно быстрее вернуться к любимым занятиям и семье, он приложил все усилия к выздоровлению. Сейчас, передвигаясь на инвалидной коляске, он продолжает писать картины одной рукой, с родными выезжает на рыбалку, осенью впервые за последние несколько лет собирается на охоту (последний раз он стрелял в 2002 году). При этом временная нетрудоспособность его не смущает – Попов называет много знакомых охотников, управляющихся с ружьем одной рукой.
Выздоравливая после тяжелой болезни, Владимир Иванович начал писать стихи, в долгие часы вынужденного безделья складывал в строчки собственные мысли. Посвящал их жене, погибшим на войне брату и отцу, охоте. Есть даже стихотворения, посвященные Путину. Художник уже давно решил написать президенту письмо с благодарностью за заботу о народе и стране и обязательно вложить в конверт стихи. Но до сих пор весточку в Москву не отправил – боится, что не дойдет до адресата.
Сейчас Владимир Иванович на пороге 70-летнего юбилея. Многие десятилетия он отдавал любимым увлечениям большую часть свободного времени. Живопись, семья и охота – вот три кита, на которых держится жизнь Попова.
Как отмечает сам мастер, одно из основных достижений – огромное количество друзей. Многие годы Владимир Иванович помогал всем, кто к нему обращался, поэтому, когда ему самому понадобилась помощь, никто из его друзей не отказал.
Рассматривая старые фотографии, Попов вспоминает охотничьи сборы, поездки по Уралу, старых друзей, ушедшие годы. Но, несмотря на проблемы со здоровьем, художник не чувствует себя покинутым или забытым. С ним его семья и близкие. Поэтому у Попова еще много планов, и все они при такой большой поддержке обязательно должны осуществиться.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024