РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Нефтяные пятна расползаются по городу

Предшествующие поколения строили и развивали Орск. Страна постоянно в чем-то нуждалась: в цветных металлах, горюче-смазочных материалах, металлургическом оборудовании, железобетоне, военной продукции, продовольствии… Все это город исправно выдавал, выполняя напряженные пятилетние планы. Многолетняя гонка за результатами без последствий не осталась. Техногенное воздействие
Привычка ориентироваться на высокие валовые показатели, полагаясь на директивы правительства, которое все знает и предусмотрит, в новых экономических условиях привела к остановке целого ряда производств. Мало того, сегодня мы пожинаем плоды небрежного отношения к окружающей среде. Трудно сказать, какое количество пыли выброшено из труб предприятий и находится в земле, используемой под дачные участки. В результате здоровые люди практически перевелись.
Десятилетиями завод им. Чкалова перегонял нефть, поступающую как железнодорожными цистернами, так и по трубопроводу. В почве прилегающей территории «черного золота» скопилось столько, что оно стало появляться в погребах поселка Октябрьского. Мне не раз доводилось бывать там. Ядовитые испарения вызывали у обитателей домов головную боль и тошноту. Зато не знали горя мальчишки, заправляющие свои мопеды прямо из канализационных колодцев, наполненных нефтепродуктами. Хватило бы одной случайной спички, чтобы жилой массив перестал существовать буквально за считанные минуты. К счастью, обошлось. Потребовалось немало времени и средств, пока семьи одна за другой перебрались в квартиры подальше от опасного места. Теперь здесь ни одного строения – лишь деревья: причем такие пышные, будто растут на сплошном черноземе. Из них получилась довольно внушительная защитная полоса. С большой натяжкой можно сказать: нет худа без добра. Чего-чего, а зелени нам недостает, потому как в Орске нередко насаждениями легко жертвуют ради очередной автозаправки. Выходит, прежний курс живуч.
К слову, нефтепереработчики активно принялись за решение проблем экологии, затрачивая по сто с лишним миллионов рублей. Остались в прошлом пруды-отстойники, нейтрализуется замазученная глина, резервуары оснащаются плавающими крышами. На текущий год предусмотрено освоить 141 миллион, из которых 53 уже израсходованы. Однако у природы свой счет. Бесцеремонного вмешательства она не любит и не прощает. Бесчисленные утечки из емкостей и трубопроводов образовали подземные скопления. На своеобразной пороховой бочке оказался целый ряд предприятий. Кто знает, какие процессы происходили там, у нас под ногами. Известно только, что ситуация возникла хуже некуда. Это показал несчастный случай, происшедший на комбинате строительных материалов. Нефтепродукты нашли себе выход в подвальном помещении, где располагалось бомбоубежище. Кто-то зашел сюда, включил свет – прогремел взрыв. Человека не стало.
Обстановка осложнялась еще одним обстоятельством, чреватым непредсказуемыми последствиями. Она явно подпадала под определение «экологическая катастрофа». Рукотворное озеро под поселком Октябрьским двигалось в сторону Урала. На пути у него находилось препятствие из глинистых отложений. Но и оно тоже имело свои пределы. То есть под неминуемой угрозой находилась река, несущая воды в Каспий.
Природа не терпит пустоты
Для выяснения размеров техногенного влияния на город потребовались основательные исследования. Они проводились 15 лет и подтвердили худшие опасения. Способ избежать их существовал простой – бурить скважины по границам нефтяных пятен, как принялись их именовать, и разворачивать добычу многолетних утечек. По одним данным, пятен насчитывалось три, по другим – четыре. Масштабы их впечатляют. Фирма «Дани-Эко» потратила на спасение Орска целых 8 лет, и, похоже, ей-то мы и обязаны возможностью наконец-то спать спокойно. В 2003-м местные власти заключили договор с научно-производственной фирмой «Талка-ТДВ» из Москвы на «Определение площади распространения, глубины залегания и мощности техногенной залежи на территории северо-западного промузла города Орска». Программа предусматривала два этапа. Специалисты собрали и проанализировали фактический материал прошлого периода. Затем они осуществили спектральную съемку и съемку в ближнем инфракрасном диапазоне со спутника. Для уточнения результатов усилий в прошлом году пробурили еще 16 скважин и измерили 5 геопрофилей.
Полученные итоги вызывают оптимизм. В документе значится: «…Интенсивность углеводородного загрязнения по сравнению с уровнем 90-х годов значительно снизилась. Залежь «ТЭЦ» и «Мойка цистерн» в июле – августе 2004 г. не обнаружена. В районе пос. Октябрьского обнаружена только пленка нефтепродуктов, и площадь распространения залежи значительно сократилась. «Основная» перестала представлять единую залежь и распалась на отдельные линзы небольшой площади. Вследствие процессов самоочищения, в частности, фильтрующего действия илистых отложений, выстилающих дно многочисленных стариц в пойме р. Урал, существенного загрязнения не отмечается. Гидрохимические анализы показывают незначительное содержание нефтепродуктов в воде. В целом можно отметить, что, несмотря на длительный период существования мощного очага, нефтяного загрязнения подземных вод не произошло».
Казалось, теперь не самую лучшую страницу историю Орска можно перевернуть. Однако при более внимательном взгляде на вроде бы решенную проблему возникают новые вопросы. Причем не менее актуальные. Во-первых, так и неясно, сколько нефтепродуктов под землей осталось, как они могут себя повести при тех или иных условиях. Вовсе не исключено, что там их не так мало, как хотелось бы нам. Во-вторых, специалисты отмечали ухудшение экологической ситуации, случаи опасного уровня загазованности углеводородами подвалов, подземных коммуникаций. Причину они видят в следующем. Если фирма «Дани-Эко», выполняя порученную задачу, вела работы строго по проекту, прошедшему экспертизу и необходимые согласования, фиксировала всю динамику, предоставляла подробные отчеты в соответствующие инстанции, то этим пренебрегали руководители заводов, расположенных над нефтяными пятнами. Следовательно, пятнами их можно назвать со значительной натяжкой.
Так или иначе, но местные экологи опять проявляют беспокойство. Они полагают, что эксплуатацию техногенной залежи углеводородов нужно вести в рамках единого городского проекта. Основным заказчиком должен являться ОАО «Орскнефтеоргсинтез», причем приступать к реализации задачи целесообразнее лишь после положительного заключения государственной экспертизы. Высказанная тревога имеет довольно веские основания. Смысл их состоит в том, что в недрах после извлеченной наружу нефти обычно образуются пустоты. После чего, попросту сказать, поверхность теряет свою прочность. Сюда стоит добавить нагрузку от промышленных зданий и сооружений. Не исключена просадка грунта.
Подобные обстоятельства, считают экологи,
снижают защищенность городских водозаборов. По их мнению, углеводородное загрязнение может достичь важных объектов и привести к ухудшению качества
питьевой воды. По такому сценарию развивались события на никелькомбинате. Здесь на подземные воды оказали воздействие соленакопители с гидрометаллургическими стоками. В 2002 году по требованию санэпидслужбы пришлось закрыть все скважины. Такого нам еще не хватало.

Материалы по теме

Нефтяные пятна расползаются по городу

Предшествующие поколения строили и развивали Орск. Страна постоянно в чем-то нуждалась: в цветных металлах, горюче-смазочных материалах, металлургическом оборудовании, железобетоне, военной продукции, продовольствии… Все это город исправно выдавал, выполняя напряженные пятилетние планы. Многолетняя гонка за результатами без последствий не осталась. Техногенное воздействие Привычка ориентироваться на высокие валовые показатели, полагаясь на директивы...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.