“ЛУЧ” погас, и поселок погрузился во тьму
- Экономика
- 27-10-2001
С недавних пор поселок Крыловка, до которого ехать с полчаса, является частью города. Но в числе абонентов Орской телефонной сети он не значится. Его отделение Урпия - тем более. Именно отсюда в редакцию пришло письмо. Причем коллективное. Его авторы сообщили, что сельские ребятишки учатся в крыловской школе и сегодня вынуждены преодолевать пятикилометровое расстояние туда и обратно пешком. Раньше их возили, теперь - нет.Примечательная деталь: послание не от родителей, его сочинили одиннадцатиклассники. Взрослые, видно, воспринимают реальную действительность по принципу: “И не такое терпели”. В самом деле. В Крыловке располагался совхоз “Луч”, переименованный впоследствии в агрофирму. Сейчас хозяйство переживает процедуру банкротства.
В. Кравченко работал 36 лет трактористом, 4 месяца назад вышел на пенсию:
- Раньше мы относились к Новоорскому району, выращивали овощи, картофель, держали 3 тысячи голов скота, получали регулярно аванс и зарплату. Однажды приехал депутат Госдумы по фамилии Мирошин: вступайте, мол, в город, лучше будет, перспективы новые откроются. Первое время получалось неплохо: Орск проложил асфальт до домбаровской трассы, появились дороги и внутри поселка.
Нынче о тех временах остается лишь вспоминать. Последующие события и реформы свели на нет то, что создавалось десятилетиями. Землю, как предлагал небезызвестный персонаж романа “Собачье сердце” Шариков, поделили между членами бывшего совхоза поровну. У Кравченко оказалось 26 гектаров. Между тем, конкретного содержания эти цифры не имели. С лопатой на поле не выйдешь, купить технику не по карману. Земельный пай все сдавали в аренду агрофирме. В денежном выражении новый метод хозяйствования равнялся нулю. Осенью ветерану выдали 500 килограммов зерна. На прокорм домашней птицы хватит. На корову, поросенка нет здоровья. Хотя содержание скота для жителей Крыловки и ее окрестностей, пожалуй, единственный способ выжить в создавшей ситуации.
Истинное положение “Луча” видно, что называется, невооруженным глазом. Достаточно взглянуть на животноводческие фермы. Грустное зрелище они представляют собой. Одни помещения без кровли, окон и дверей, от других остался лишь скелет. Судя по всему, “Луч” погас. По мнению женщин, встретившихся на пути к правлению агрофирмы, город попросту съел ее.
- Наши мужья стали пастухами частного стада, посетовали они. - А ведь были опытными механизаторами.
Кстати, именно агрофирма предоставляла автобус для доставки детей из Урпии в школу Крыловки. Сегодня об этом не может быть и речи. Красноречивым свидетельством состояния дел “Луча” служили два замка, висевшие на двери конторы. Как удалось выяснить, ее работники в нетопленых кабинетах выдерживают недолго и после 12 часов расходятся по домам.
Правда, по соседству теплилась жизнь. Как в прямом, так и в переносном смыслах. В здании детского сада, закрытого за ненадобностью, поскольку основное население нынче безработное, располагается администрация Крыловки. Ее глава Ж. Испаев поясняет:
- Только что вернулся из города. Автоколонна N 1826 пообещала продлить специально для школьников маршрут Орск-Крыловка до Урпии. Но для того, чтобы их отвезти туда и обратно, требует 313 рублей 72 коп. Будем решать проблемы с управлением народного образования. Пока ребят доставляют на занятия родители на собственных машинах.
Конечно, разорение агрофирмы нанесло поселку весьма ощутимый удар. Но не смертельный. Когда крах терпит промышленное предприятие, его персонал теряет почву под ногами. Для сельчан она остается незыблемой, что помогает им сохранять завидную устойчивость вопреки потрясениям. Как сказал Кравченко, если есть земля, а к ней руки - голод не грозит. Крыловка - убедительное тому подтверждение. Почти каждая семья здесь имеет вполне приличное подворье. Овощи, молоко, мясо без труда реализуются в Орске. И даже налоги платить не надо. Правда, тут возникает вопрос о будущей пенсии, для которой, как известно, необходим определенный стаж. Кроме того, отсутствие отчислений в местную казну напрямую отражается на имеющейся инфраструктуре.
Испаев демонстрирует список объектов жилищного и социально-культурного назначения, которые намерен передать на баланс города. Среди них водопровод, дома, дороги, баня, столовая... Документ датирован 23 августа. Ответа нет. Собственно, оно и понятно почему: в бюджете на подобные расходы нет денег. Решением горсовета клуб, фельдшерско-акушерский пункт, детсад, спортзал внесены в имущественный реестр города, но в оперативное управление не приняты. Причина - та же.
Вместе с тем, клуб и медпункт нуждаются в основательном ремонте на многие сотни тысяч рублей. Или возьмем дороги, приходящие в негодность как внутри жилого массива, так и за его пределами. До села Урпия, к слову, целых десять верст. Участок скоро заметет снегом, расчищать его, когда от агрофирмы осталось пустое место, некому. В Крыловке нет аптеки, прямой связи с городом. Здесь, видно, свыклись с темными улицами, за освещение которых нечем платить. В то же время в поселке насчитывается полторы тысячи человек. В основном, это люди трудоспособного возраста. Обстоятельства заставляют их решать, какой быть завтра малой родине.
Фото Григория Горбунова.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024