РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Судьбу орского аэропорта решили… классики литературы

Не за горами юбилей города. И как тут не заглянуть в историю Орска, не вспомнить о тех, кто его созидал. Один из них – почетный гражданин Орска Н. Шапошников, бывший первый зампред горисполкома. Он занимал эту должность с 1976 по 1990 год. Наш корреспондент задал ему ряд вопросов.– Николай Никитович, время, когда вы были у власти, получило определение периода застоя. Вы тоже так считаете?
– Тот застой ни в какое сравнение не идет с нынешним. Да его, на мой взгляд, вовсе и не было в Орске. Взять ЮУМЗ, завод им. Чкалова или механический – цеха строились. В поселке прицепостроителей не только завод появился, но и жилой комплекс вырос.
В середине 70-х только по линии УКСа облисполкома в городе вводились жилья в год 2700 квадратных метров, то есть один дом. К концу 80-х для бюджетников строилось жилья уже в 10 раз больше. В год орчане получали 180 тысяч квадратных метров. Ежегодно появлялись 2-3 новые школы, детские сады и другие объекты соцкультбыта.
Вырос целый северный микрорайон. Снесли все бараки. Это же колоссальная работа. А много ли новоселий сегодня? Один дом за несколько лет появился для участников войны. Однако более чем трехтысячная очередь в горадминистрации не убавилась.
Развитие шло по всем направлениям. Преобразился железнодорожный поселок. Полностью электрифицировалась вся железная дорога. Добыча питьевой воды для города за полтора десятка лет увеличилась в два раза. Завод тракторных прицепов построил целый комплекс водозаборных сооружений. Механический завод, развиваясь, обеспечил водой северный микрорайон. Какой же застой?
Смотрю на скелеты биофабрики. Производство тогда на этом стратегическом объекте шло в гору. На полную мощность работал мясокомбинат. Поступало столько скота, что приходилось направлять помощь с других предприятий города. Такую мощную стройиндустрию «похоронили». Стройтресты могли осваивать колоссальные объемы капвложений.
Сегодня куда ни глянешь – кругом развал. Конечно, подобная ситуация по всей стране. Во всем беспредел, перепродажа. Вот знаменитый в свое время ОЗОЦМ. Сейчас он обанкротился, 900 человек остались без зарплаты. У завода многомиллионные долги и ничего обнадеживающего.
Еще пример – почившее автопредприятие № 1. По официальным данным, управляющий Осипов за проведение конкурсного производства получил вознаграждение в 290 тысяч рублей. Члены ликвидационной комиссии – 196 тысяч. Расходы на автотранспорт составили 125 тысяч. За передачу документов в архив уплатили 100 тысяч рублей. А людям, которые заработали по 3-5 тысяч, зарплату так и не выдали. В ходе конкурсного производства погашены только требования кредиторов первой очереди на 10970 рублей.
– В вашу бытность строился новый аэропорт, получивший статус международного. Как это было? Ведь согласно существующим нормам город не имел права на такой объект?
– Помню старый аэровокзал. В начале 80-х он находился в бараке, на Гудроне. Летал «АН-10», садился на грунтовую полосу. Потом, когда руководство городским хозяйством доверили председателю горисполкома Владимиру Александровичу Томину, силами РСУ построили двухэтажное помещение с залами ожидания. Одновременно работали над тем, как построить большой аэропорт с асфальтированной взлетно-посадочной полосой и аэровокзалом.
Открою секрет: мы готовили бумаги под аэропорт местных линий, а проектную документацию делали под большие самолеты. Порядок существовал такой: проходишь согласование, начиная от решения местных, областных, российских властей. Сам по себе заказ на проектные работы все равно оформляли мы, согласовывали с областным начальством и так далее.
Суть в том, что заглавный лист на документах предназначался для местных линий, а вкладыш – все, что нужно для проектирования, – делали для международного аэропорта. Это творение главного архитектора Николая Васильевича Солдатенкова, ряда специалистов. А непосредственно проектирование выполнял Алма-Атинский институт.
Мы шли в отдел Госплана России, который отвечал только за местные линии. Предъявляли листок согласования, нам его визировали. А дальше полагались на ловкость рук.
– Но это же подлог?
– Да, конечно, мы тогда рисковали. Могли поплатиться за фальсификацию. Но шли на это осознанно, преодолевая невероятные препятствия. Документы требовалось передавать в Госплан Союза, потому что общий план по строительству аэропортов был союзным. Стояла задача попасть в так называемый Российский титульный список по строительству авиапортов.
В Госплане России работал тогда знаменитый Владимир Алексеевич, от которого зависело, попадем мы в документ своей строчкой или нет. Таких ходоков, как Шапошников, шло великое множество. День, другой пытался я использовать свои дипломатические способности – ничего не получается. Сидим в гостинице, пиво пьем. И вот, наконец, решаюсь обратиться к нему открытым текстом: «Скажи, Володя, что тебе надо?» Он признается: у нас в Москве сложно с подпиской на классиков литературы. Иногда просим достать что-нибудь через Болгарию…» У меня в душе просветлело, говорю ему: «Да возьми мою личную подписку! Какие нужны издания?» В то время существовала талонная система. Я, как и все, пользовался ею. Тут же из гостиницы набираю Томина, объясняю ситуацию. На другой день приходит депеша, что мои издания переоформлены на такого-то человека.
И чиновник завизировал документ. Орск попал в нужную строчку.
А к кому-то приходилось идти с батоном орской колбасы, торчавшей из портфеля. Вот такие приходилось использовать методы ради нужд города. Согласно титулу стройка значилась областной. Основным подрядчиком выступил «Облдорстрой». По зданиям и сооружениям – трест «Орскпромстрой». Но фактически шла народная стройка в полном смысле этого слова. Не помню ни одного предприятия, которое не приняло бы в ней участия. Начальником штаба назначили Зельцера. В «Белом доме» у нас сидел свой специалист – Анатолий Михайлович Никаноров. Он жесточайшим образом курировал строительство взлетно-посадочной полосы. Подходил к каждой мелочи с большим знанием дела, очень принципиально.
Руководители предприятий города с пониманием относились к этой стройке века, проявляли максимум энергии и инициативы. Вот передо мной фотография. Это мы в Экибастузе. Как-то по центральному телевидению показали, какой там хороший, мощный аэропорт. Захотелось посмотреть в натуре. Уговорили Анатолия Матвеевича Кокорина – зам-преда облисполкома, и делегация руководителей и специалистов Орска и Оренбурга полетела специальным рейсом в Экибастуз. Типовой проект аэровокзала нам понравился, мы его потом использовали. А вот отделку, наружную и внутреннюю, сделали по чертежам главного художника города Петра Петровича Приймака.
Когда объект был готов и мы начали предъявлять документы (размеры взлетно-посадочной полосы и прочее), комиссии диву давались, как нам удалось все это выполнить. И, наконец, утвердили статус международного аэропорта. Сейчас это городской объект. Как говорят, победителей не судят. Кстати, методом народных строек создавались спорткомплекс «Юбилейный», автовокзал и многое другое.
– Чем был продиктован ваш энтузиазм, на чем держалась инициатива соратников? Это дань времени или следствие личных качеств характера?
– Время было у всех одно, только не все одинаково проявляли себя в нем. Я благодарен судьбе, что работал вместе с Томиным, Клюшиным, Колиниченко. Сильные личности. Многое на них держалось. Все мы жили одной мыслью: как создать людям нормальные условия жизни и быта.
Как-то начальник горздрава Свириденко пригласил меня посетить его объекты. Приехали в Старый город, где в бараке располагался кожвендиспансер. Я ужаснулся условиям, в которых находились врачи и больные. Вышел я из этой трущобы, сел в машину и, потрясенный увиденным, не мог и слова сказать. Думаю, как же быть? Долго не находил себе места. Ведь не было ни средств, ни планов на новостройку. Одни только мысли на уме: надо что-то придумать. И нашли выход. Навалились «всем миром»… Не прошло и года, как появилось прекрасное четырехэтажное здание с техэтажом, техподпольем.
Взять старогородскую котельную. Когда начинал работу в должности зампреда, там работали на угле десятка два котельных, день и ночь коптили город. А рядом три года стоял каркас помещения для новой газовой котельной. Так вот мы ввели ее в строй в течение года. Это потребовало огромных усилий. Одно только разрешение Госплана Союза на отпуск газа чего стоило. Пришлось ехать, выбивать. Опять же правдами и неправдами удалось заполучить необходимую подпись, и проблему решили. Приходилось проявлять находчивость, ежедневно колесить по городу, заглядывать в каждый уголок городского хозяйства.
Мы не ждали, когда нам дадут денег, а шли ва-банк. При всех недостатках той власти она могла применить власть. Ведь власть сама по себе – ничто, если не уметь ею воспользоваться.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.