Я б в вожатые пошла...
- Общество
- 13-08-2005
«Раз-два! Три-четыре! Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд…» Все мы помним это славное время: летние каникулы, лагерь. Поход в столовую стройными рядами, песни под гитару, всевозможные конкурсы, купание в реке, дискотеки… Что еще летом нужно? Кажется, что работа вожатого – идеальная возможность отдохнуть да еще
и деньги за это получить. Чтобы проверить, так это или нет, корреспондент «ОХ» решил сменить профессию и отправился вожатым в загородный лагерь. Выбор пал на муниципальный лагерь «Лесная сказка»… Приехала сюда после рабочего дня, уже под вечер. Прошла инструктаж, из которого запомнила самое главное – постоянно быть рядом с детишками и вести тщательный учет их количества и качества. А если мои дети что-то сломают или кого-то обидят, отвечать буду я. По всей строгости.
МЕТОДЫ ВОЖАТЫХ
Как жаль, что я окончательно вышла из «пионерского» возраста. Атмосфера лагерной жизни со времен моего детства мало изменилась – те же утренние линейки, рапортующие командиры отрядов, посиделки в беседках. Но названия у современных отрядов уже другие, навеянные нынешними телесериалами, эстрадными группами, компьютерными играми… Отряд, с которым мне предстояло работать, назывался «Марокко», а жители отряда – марокканки и марокканцы. Для создания атмосферы Востока девчонки, закутавшись в простыни, репетируют танцы живота. Видимо, героиня Жади из популярного сериала «Клон» до сих пор остается примером для подражания у российских девочек-подростков.
Итак, шестой отряд, 27 человек: 14 девочек и 13 мальчиков 10–12 лет. Для себя отмечаю, что девчонки просто лапочки, а мальчишки наверняка хулиганы. Чтобы как-то начать знакомство, задаю стандартный вопрос:
– Вам здесь нравится?
– Да, очень! – отвечают все сразу.
Обращаться ко мне я попросила по имени и только на «ты» – таково было мое условие, ведь вожатый все-таки не учитель, а скорее, старший друг.
Дети завалили массой вопросов, а затем с удовольствием приняли участие в заранее подготовленных мной коллективно-творческих делах. Умные, творческие, замечательные ребята, которые сразу же очаровали меня своей активностью и непосредственностью. Но в целом все оказалось не так просто, как подумалось в первые минуты. Один бежит за другим, третий дергает четвертого, пятый обзывает шестого, и начинается неизвестно что, а ты не знаешь, как все это прекратить.
Одна из самых сложных задач – удержать их всех в поле своего зрения. Как только заканчивались наши совместные игры, ребята мгновенно растворялись. А отвечать за чей-то разбитый нос или содранную коленку мне совсем не хотелось. Вожатые здесь в основном студенты, которым нужно пройти практику. В моем отряде их было две – Евгения и Айгуль, студентки начфака ОГТИ.
– Главное – научиться «рассеянному» зрению, – раскрывают они свои секреты. Но овладеть таким мастерством оказалось не просто. Постоянно знать, где находится каждый из 27, по-моему, невозможно, однако вожатым такое чудо удается.
– Кричать на них тоже не желательно. Достаточно уверенного командного голоса. Иначе дети подумают, что вожатый – глухой, и будут отвечать тем же, – то ли в шутку, то ли всерьез говорят мои наставницы.
А вообще, и на веранде ребята ночуют, и на тумбочках, как памятники, стоят. Самый действенный метод воспитания – провести день так, чтоб хулиганить было просто некогда.
– Любимчики в отряде есть? – задаю вожатым провокационный вопрос.
– Конечно, есть. Невозможно относиться ко всем одинаково, – отвечают девчонки. – Но стараемся не показывать свою любовь к ним слишком явно. И детей этим избалуем, и других обидим. А переживаем за всех одинаково. Детские травмы – это, наверное, самое страшное. У одного кровь из носа, у другого глаз опух, а у нас от очередной «новости» – сердце в пятки.
– А зарплату за практику какую обещают?
– Об этом даже не думаем. Старшекурсники говорят, в прошлом году им заплатили сущие копейки: 300–500 рублей за смену. Все наши обеды из зарплаты высчитываются. Работаем, получается, только за зачет…
Отношения между вожатыми самые благоприятные: почти все друг друга знают по институту. После отбоя, казалось бы, можно и пообщаться. Но за день студенты так выкладываются, что сил хватает только уложить отряд, сбегать перед сном в душ. И никаких совместных посиделок. Согласно инструктажу вожатые не имеют права при детях курить, а тем более пить. Одна студентка выходила курить за пределы лагеря. Но каково же было ее удивление, когда на том месте, куда она ходила, обнаружила надпись от своих ребят: «Мы вас любим». Вот такие понимающие дети.
В 10 лет, оказывается, тоже есть любовь. Не берусь рассуждать, насколько это серьезно, но трагедии, нужно заметить, в отряде разыгрывались нешуточные. Антон отказывается идти на дискотеку, потому что Лена танцует там с другим мальчиком. А Настя постоянно бегает за одним пареньком. Дергает, обзывает, передразнивает, не отходит от него ни на шаг. Весь отряд вслух обсуждает их отношения, отчего девочка злится и плачет.
Подзываю ее, усаживаю рядом с собой:
– Настя, девушка не должна себя так вести. На твои оскорбления он может отвечать тебе только тем же. Если ты хочешь добиться внимания со стороны мальчика, делай это красиво. Улыбайся ему, говори с ним, но не бегай за ним и не дергай. Тогда ему будет приятна твоя компания, он сам начнет искать твоего общения. Хорошо? Утвердительный ответ.
В это время подходит ее подружка и с интересом спрашивает, о чем мы разговариваем. Отвечаю, что это наш секрет. Настя засияла.
РЕЖИМ ДНЯ
Традиционный для ребенка и ненормированный для вожатого. Потому как за детьми надо смотреть даже во время сна! Если для всех подъем в 9 часов, то вожатый просыпается, как минимум, на час раньше. А так все те же «тихие часы», походы в столовую, мероприятия, дни Нептуна и тому подобное. Для меня так и осталось загадкой, когда вожатые успевают отдыхать.
Что касается столовой, то родители могут не переживать – кормят отменно. Плотненький завтрак, традиционный обед с первым и вторым, полдник, два ужина. К слову, вожатому не положены ежедневно подающиеся к столу фрукты, а также второй ужин. В столовую идем строем, но у дверей контроль теряется – ребята бросаются вперед, сбивая друг друга с ног. Объясняю им, что мы цивилизованные люди и должны принимать пищу, не торопясь, без суеты. Тогда и пользы будет больше, и удовольствия. Но беготня на свежем воздухе свое берет, и ребята набивают рты, стараясь затолкать побольше, а если трудно сглотнуть, запивают все это соком. Изо рта у всех валятся крошки, а мои наставления о том, что торопиться нельзя, при виде еды забылись сразу же. Алена, самая маленькая и худенькая в отряде, по секрету призналась мне, что дома никогда не ела хлеб, а здесь съедает по три куска за раз, такой разыгрывается аппетит.
Сытые и довольные, мы возвращаемся в свой корпус. Казалось бы, после плотного обеда в лагере наступит «тихий час», но детское щебетание разносилось почти из каждого домика. Мои же успели привыкнуть ко мне и даже позволили себе устроить «засаду». Захожу в комнату девочек проверить, все ли легли спать, но не успеваю дойти и до середины комнаты – мои «лапочки» схватили подушки, повалили меня на кровать и принялись щекотать. Ни мой командный голос, ни мольбы о пощаде не действуют. Только услышав шаги воспитателя, девчонки разбежались по койкам, оставив на мне все подушки. После того как шаги удалились, они вновь ринулись ко мне, но на этот раз мирно расселись рядом с просьбой рассказать им истории из жизни, желательно про любовь. С девчонками работать традиционно проще. Они быстро знакомятся и через какое-то время уже жмутся как котята и сплетничают об отрядных делах. Особенности же мальчиков таковы, что они долго присматриваются, оценивают и на контакт идут не сразу. Мальчишки приняли меня только после моего участия в спортивных состязаниях. В волейбол и футбол они готовы играть целыми днями, отвергая любые развлечения, если там не задействован мяч.
ЗАВТРА МЫ РАССТАНЕМСЯ
Узнав, что воспитатели в отличие от вожатых проводят здесь все лето, интересуюсь тем, что их привлекает.
– Это работа для неприхотливых: и условия простые, и подъемы ранние, и свои интересы на последнем месте, – говорит воспитатель Н. Андронова. – Но, согласитесь, все лучше, чем в душном городе на диване лежать. Тем более я сама в детстве не раз ездила отдыхать в «Лесную сказку». За годы работы здесь сложился удивительный коллектив единомышленников, это и позволяет лагерю жить и развиваться. Такая вот своеобразная семья.
С вечерней дискотеки наш, как и другие младшие отряды, уводят за час до ее закрытия. Умываться идем с фонариком, так как света по каким-то причинам сегодня за корпусом нет.
Девочек в туалет сопровождаем, мальчишкам приходится справляться самостоятельно. К началу второго часа ночи весь отряд сладко посапывал, но дело не в педагогическом даровании вожатых – просто бегать и болтать у подопечных больше не было сил. Уложив детей спать, мы отправились составлять план на следующий день. Проштудировав методическую литературу, отмечаем галочкой еще пару мероприятий «на плохую погоду», чем занять детишек в случае дождя. Шел третий час ночи, когда студентки принялись заполнять педагогический дневник, записывая итоги мероприятий, проведенных в течение прошедшего дня. И только после этого с чистой совестью укладываемся спать. Часа на три-четыре. Утренний подъем я проспала. Заботливые дети укрыли меня сползшим одеялом и убежали умываться. Проснулась от криков, доносившихся с улицы:
– На зарядку становись!
Выстраивая отряд на линейке, испытываю легкий шок – как много вокруг детей. Около четырехсот маленьких отдыхающих выстроились в 12 ровных рядочков. Воспитатели подводят итоги вчерашнего дня, раздают сладкие призы за победу в спортивных состязаниях, рассказывают о планах на текущий день. На улице льет дождь, а это значит, что подвижных игр будет меньше.
Сегодня последний день второго заезда. Позади у этих ребят много веселых, интересных событий, впереди – прощальный костер. Уже с утра на доске «Настроения» они нарисовали синие кружки, впервые за всю лагерную смену. Этот цвет означает грусть. Им не хочется расставаться. Конечно, ребятам грустно прощаться с новыми друзьями, но ведь все они орчане, наверняка обменялись номерами телефонов. К тому же лето еще не заканчивается, а горечь расставания – это еще одно подтверждение того, что в отряде была дружеская обстановка.
По словам вожатых, ребята в этот день стали особенно эмоциональны и чувствительны, это было одной из причин их нежелания отпускать меня домой. Два десятка просящих глаз смотрели вслед: «Не уезжай, останься!» Но моя двухдневная командировка подошла к концу, и в городе ждали привычные дела, заботы.
Расцеловавшись с девочками, попрощавшись с мальчишками, иду к выходу.
– Приезжай к нам вожатой на следующий год! – слышу вслед.
– Но ведь у меня другая работа.
– А ты возьми отпуск и приезжай, – кричат находчивые дети.
Да, профессия вожатого требует крепких нервов и хладнокровия, любви и участия к каждому ребенку. Вожатый должен быть универсален и всемогущ, потому что одновременно выполняет несколько функций – друга, защитника, психолога, лидера. Японские ученые утверждают: кто научился управлять детским коллективом, сумеет все на свете. И действительно, 24 часа в сутки среди детей – задача не из легких. Кто не испытал, тот не поймет… Но, с другой стороны, только здесь можно так легко научиться писать стихи, петь, танцевать и не бояться микрофона и аудитории. Устраивать битвы на подушках в «тихий час» и чувствовать себя абсолютно счастливым от десятка обнимающих тебя детских рук.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024