РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Экспедиция на окраину Российской империи

(Окончание. Нач. в № 270-271). Мы завершаем публикацию материала В. Дырбова, в котором автор повествует о том, как появился Орск на карте России, как он строился и развивался.Моя мать, воспитывая своих пятерых детей, забирала к себе в дом по двое – трое Рябушкиных: подкормить, подлечить, помыть, обшить. Двое младших, Иван и Борис, ходили по городу с сумой, просили милостыню. И происходило все это в голодные 1931–1932 годы.
Перед Великой Отечественной войной двое детей умирают от голода. Тяжело болеет, а потом умирает их мать, Полина Рябушкина. Четверо – Петр, Георгий, Иван и Борис – один за другим уходят служить в Красную Армию. Петр пропадает без вести. Георгий на второй год войны возвращается в дом тетки без руки и раненный в живот. Иван сгорает в танке и погибает на Курской дуге. Имена братьев занесены на пилоны, установленные в сквере Славы. Борис дважды за войну возвращался долечиваться после ранения к тетке. Так новая власть укоротила жизнь своего защитника и его семьи.
Сейчас многое вспоминается, становится дороже и важнее. Годы, наверное, берут свое. Как-то, рассматривая свои семейные фотоальбомы, обратил внимание на любительский снимок, сделанный в 1957 году. На перекрестке улиц Старого города стоял молодой человек в длинных охотничьих сапогах. Вода доходила ему до колен.
– Так это же мой друг Олег Шорохов к нам в гости идет, – присмотревшись к фото, сказал мой брат.
– А откуда же здесь на перекрестке появилось озеро? – недоумевал я.
– Оно образовалось после июньских дождей, – вступила в разговор наша мать. – А вообще-то здесь всегда было озеро. Еще моя бабушка ходила сюда полоскать белье. Тут, – она показала на фотографии стоящий невдалеке дом Кабаенковых, – рос камыш, и водились дикие утки.
Сюда же гоняли на водопой скотину. Выполоскав белье, женщины таловыми корзинами ловили водившихся в изобилии карасей. Оказывается, жители Орска могли удить рыбу прямо с крыльца дома.
– Когда я тебя родила, – вспоминала мать, – мой дядя сидел на крыльце веранды. Вода разлившейся Ори подступила к третьей ступеньке. Было это в середине апреля. Дед подозвал мою мать и сказал: «Принеси мне своего мужика, посмотрю на него перед смертью». Видимо, чувствовал приближение своей кончины – он умер в то лето в возрасте 104 лет.
Из рассказов других старожилов мне известно, какие большие «водоемы» оставлял после своих весенних нашествий на Орск Урал. Ведь многие улицы Старого города построены прямо на берегах стариц и озер. Грязь и слякоть на них были даже тогда, когда город отмечал свое двухсотлетие. Местный житель то терял галошу, то возвращался домой с промоченными ногами.
Я недавно побывал возле дома брата, живущего по ул. Рабоче-крестьянской. Она сейчас заасфальтирована, засажена ухоженными деревьями, цветниками. А то, что здесь когда-то было обилие лягушек, пиявок, карасей и комаров, разносивших по городу малярию, никто теперь и не представит, ведь с тех пор прошло не менее ста лет.
А еще помню, как 40–50 лет назад мы рубахами и мешковиной ловили карасей в Гладковом озере, которое до самой зимы было рассадником грязи и болезней в Форштадте. Сейчас «грязехранилище» засыпано щебенкой, русло озера засажено стройными тополями, а напротив построен городской противотуберкулезный диспансер. Дорога, по которой дед с бабкой ехали новоселами в степной городишко на телеге, засыпана щебнем и залита асфальтом. Землянки и мазанки с соломенными крышами снесены, на их местах стоят современные дома, чуть ли не дворцы с разноцветьем жестяных крыш и черепичной лазурью.
Вершину Преображенской горы венчают не одинокие глазницы слепых окон бывшей разоренной советской властью церкви, а золоченые рамы и купола. Радуют глаз и свежеокрашенные служебные постройки божьего храма.
А ведь Орск переживал и черные дни. После империалистической и Гражданской войн население значительно сократилось. Если в 1912 году оно немногим превышало 20 тысяч человек, то к 1923 году сократилось до 10,5 тысячи. Но уже к середине 30-х годов XX века число орчан резко возросло. В этот период велись интенсивные геологоразведочные работы, результатом которых стало открытие в окрестностях Орска богатых залежей никеля, меди, бурого железняка. Орск превратился в гигантскую стройку. Главной задачей строителей было завершение возведения железных дорог. И уже в 1929 году по новой линии Орск – Карталы пришли поезда из Челябинска, а в 1930 году завершено строительство моста через Урал. На станцию Орск была проложена железнодорожная магистраль Оренбург – Орск. В октябре 1931 года началось строительство нефтепровода Гурьев – Орск, а через пять лет получен первый орский бензин. В 1939 году Южно-Уральский никелевый комбинат выдал чистый никель.
В первые послереволюционные годы разрабатываются новые архитектурные планы, появляется соцгород. Люди сюда ехали из многих регионов страны. В 1935 году в Орск приезжает уполномоченный наркомата тяжелой промышленности по Орско-Халиловскому району С. М. Франкфурт, руководивший раньше «Кузнецкстроем». Ему в Орске были подчинены «Локомотивстрой», «Орскугольстрой», «Никельстрой», «ТЭЦстрой», а также «Орскмедьзолото». Об опытном строителе и замечательном человеке орчане еще долго будут вспоминать с чувством благодарности.
В предвоенные годы были построены хлебокомбинат № 1, вторая очередь ЮУНК, завод металлоконструкций, деревообрабатывающий комбинат и кирпичный завод, начато возведение железнодорожного моста в Ущелье. По новой ветке Орск – Кандагач в июле 1942 года придут первые вагоны с кимперсайской рудой для ЮУНК. В июле 1939 года в строй действующих вступает железнодорожный участок Орск – Домбаровка, по которому в Орск доставляется каменный уголь. Ускоренными темпами ведется в эти годы и строительство жилья, школ.
Следует упомянуть и большие работы, развернувшиеся на южной стороне Старого города. Здесь в ноябре 1931 года было начато возведение корпусов мясоконсервного комбината, а через четыре года он стал выдавать свою продукцию. Рядом с гигантом мясной промышленности Оренбуржья образуются первый и второй жилые городки. С каждым днем стройка набирает ударные темпы, но начинается Великая Отечественная война. Тысячи людей прибыли в Орск из других районов страны, доставив сюда оборудование, спасенное от фашистских захватчиков. Прямо с путей монтировались во временных помещениях станки и машины. К ним становились женщины и подростки. Война заставляла наращивать мощности. Так, 1942 году был выдан первый прокат на Орском заводе цветных металлов, на мясокомбинате построены консервный и колбасный цеха. Первую очень ценную для медицины продукцию стала выдавать Орская биофабрика. В 1942 году начато строительство корпусов ЮУМЗ. Вскоре завод выдал коксовое, прокатное, дробильное, мартеновское, доменное оборудование и другие машины. Здесь работал и я.
Трудиться приходилось, не считаясь со временем. Высокопроизводительный американский станок не выключался сутками. Мой наставник Диденко не отходил от него по 13–14 часов. Часто и мне приходилось вкалывать сверх нормы. Если пересменка проходила в позднее время суток, я или добирался до дома на перекладных, или оставался в цехе и спал на калориферах отопления, на которых было на два пальца пыли и копоти. Душевые отсутствовали, а холодной водой в зимнее время не очень-то помоешься.
Таких, как я, дерзавших тогда познать секреты механообработки, было в цехах немало, и нас незлобно обзывали чумазиками. Но зато какую гордость испытывали мы, когда в механосборочном цехе ЮУМЗ был подготовлен к отгрузке первый коксовыталкиватель со штангой. Гордость за то, что и я, работая подручным расточника, внес свой вклад в создание этой очень нужной для металлургов машины, была неописуемой.
И вот, чтобы всех нас доставить к станкам и машинам или после смены отвезти домой в город, появляется новый вид транспорта – трамвай. Сначала он начал ходить по маршрутам Соцгород – Урал, Соцгород – Никель. После строительства моста через Урал линия была продолжена и с годами связала почти все районы и поселки Орска. Росло в городе и число автобусов, такси.
В послевоенные годы значительно увеличилось производство швейных товаров, а затем стали выпускаться и трикотажные изделия, продукция ширпотреба, вступила в строй первая очередь гормолзавода. В начале 60-х годов организован трест «Орскжилстрой», начало работать отделение института «Фундаментпроект». Строятся один за другим в городе дома и Дворцы культуры. В начале 60-х годов налажено серийное производство холодильников «Орск».
В 70-х, 80-х сдан и начал функционировать широкоэкранный кинотеатр «Мир», поступил газ по газопроводу Бухара – Урал. В 1969 году открывается музыкальное училище, построен новый театр драмы имени А. С. Пушкина. Была запущена новая кондитерская фабрика. В последующие годы один за другим вводятся в строй корпуса завода тракторных прицепов, строится для его работников жилой район. Знаменательным событием для орчан стало и открытие Дворца спорта «Юбилейный» с искусственным льдом. А сколько сил затрачено орчанами при строительстве Медногорска, Кувандыка, а позднее Новотроицка, Гая, Светлого, Ясного!
Можно долго и подробно перечислять достижения орчан. Но лучше пройдитесь по проспектам и улицам Орска – они уже становятся тесными для двух- и трехрядного движения автотранспорта.
А как одеваются сейчас люди! Да и питаемся мы, хотя порой и хнычем, вообще-то неплохо. А, если верить сообщениям средств массовой информации, на сберегательных книжках счета растут с каждым годом. Да и роддом не пустует. А это значит, что городу жить!
В. ДЫРБОВ.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.