Экспедиция на окраину Российской империи
- Общество
- 18-08-2005
В крепости
Через четыре дня, 7 августа 1735 г., к месту будущей крепости, которая с этого дня стала именоваться Оренбургской, стали подходить передовые силы экспедиции. За 15 недель было преодолено более 700 километров сложного и трудного пути. В первую очередь на шапкообразную гору, которую впоследствии назвали Преображенской, предстояло выкатить орудия, приступить к строительству оборонительных сооружений.
Но, как говорится на святой Руси, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Приближались осенние дожди, следовало думать, где размещать прибывший народ в зимние холода. Тот, кто хоть немного знает местность, даже не может представить, где здесь раздобыть строительные материалы. Город окружали сиротливо ютившиеся по оврагам тополя, редкие рощи кленов, корявые вязовники, заросли черемухи, крушины, дикого бобовника, чилижника и другие кустарники. Землянки и казармы пришлось строить из того, что было. Кроме того, возили, преодолевая большие трудности, сосновые и еловые бревна из саринских лесов. Камень добывали в районе горных возвышенностей нынешнего Круторожина. Стены жилищ сооружали из тальниковых плетней, снаружи обмазывали глиной. Все делалось с большой поспешностью, люди работали на износ. Значительные силы членов экспедиции отвлекались на заготовку дров, кормов для животных. Косили ковыль и мелкий камыш, росшие в поймах рек, разнотравье. Стояла задача обеспечить хоть какое-то укрытие в случае нападения агрессивных степняков.
К тому же на окраинах Башкирии разрасталось вспыхнувшее восстание. Поэтому уже в середине августа с башкирской почтой в Сенат уходит рапорт о том, что «15-го числа первая крепость с цитаделью малой на горе Преображенской заложена, и следует работать с поспешностью».
30 августа 1735 г. в крепость были введены солдаты, а на другой день торжественно, с большими церемониями, после службы и проповеди священника, при выстрелах из 31 пушки был заложен и сам город. Присутствовали при этом Абулхаир со своей свитой и среднеазиатские купцы. Как перенесли суровую зиму 1735-1736 гг. новоселы, можно только удивляться. Люди страдали от недоедания, холода, болезней. Из оставшихся в крепости более 770 человек пришлось отправить в Самарский городок. До места назначения дошла лишь треть из них. Весна 1736 года вселяла в души пришедших в степь надежду. Возобновились строительные работы. Наладилась, хотя и слабая, доставка леса. Скотина паслась на прибрежных лугах. Казахи Абулхаира подлечивали охрану крепости кумысом.
На предстоящую зиму готовились рыбные запасы, мука, крупы, благо, сюда приходили караваны среднеазиатских купцов. Уральские казаки продавали зерно, провиант закладывался в ямы со льдом, укрывался камышом.
Казалось бы, дела налаживались, но 14 апреля 1737 г. умирает И. К. Кирилов, и вся оренбургская экспедиция передается в полное управление действительному статскому советнику В. И. Татищеву.
Новая метла по-новому метет – говорится в народе. Татищев, хотя и продолжает обустраивать Оренбург, но все настойчивее высказывает мнение перенести его ближе к хлебным закромам России. Поддерживает его и назначенный в начале 1740 года начальником Оренбургской комиссии князь В. А. Урусов. Он прибыл в Орскую крепость из Самары и, жестоко усмиряя башкир, привлекал к строительству нового Оренбурга всех деловых людей.
После Урусова начальником Оренбургской комиссии был назначен советник и кавалер Иван Иванович Неплюев. Он-то и принимает окончательное решение: строить Оренбург на месте Бердской крепости.
Тем не менее до 1745 года торг и обмен с азиатскими купцами проводились только в Орской крепости. Со временем эта цитадель в степи потеряла свои оборонные способности. Степные народы были усмирены, вал, ров и бастионы разрушены. В 1861 году приказом по военному ведомству Орская крепость была упразднена и преобразована в станицу Оренбургского казачьего войска.
Подобное управление мешало развитию Орска. Но, на счастье, в правительстве нашлись люди, охотно продолжавшие дело Петра Великого по усилению государства. Почти одновременно с Орской на киргизско-кайсацкой земле начали возводиться и другие крепости, жителями их стали казаки войска уральского. Они еще в XVI веке, поднявшись от Уральска вверх по Уралу почти до теперешнего Оренбурга, построили на острове крепость-городок и дали ему название Кос-Яик (разделяющийся Яик). А позже стали возводить свои укрепления на реках Кумак, Сакмаре, Урале, Губерле. Так, например, Хабарное было построено всего на два года позже Орска. Примерно в то же время возведен Губерлинский редут.
(Продолжение следует.)
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024