Октябрьский снесли. Очередь за победой?
- Экономика
- 30-10-2001
Не секрет, что проблема экологии в нашем промышленном городе занимает далеко не последнее место. О дымящих трубах орских предприятий можно говорить много. Одно время и говорили. С высоких трибун и страниц газет, по радио и телевидению... Сейчас об этом все больше молчат. Действительно, что толку изрекать в пространство пламенные словеса, если на то, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему, деньжат все равно негусто. Не ходим в противогазах, и то ладно. Так что ли?Но какая-никакая работа в этом направлении все же ведется. Везде по-разному, конечно. На одних предприятиях больше, на других - меньше. Но что именно и в каком объеме делается, для горожан остается неведомым. А зря.
Взять, к примеру, ОНОС, пусть даже в силу специфики производства, не загрязняющий атмосферу посредством заводских труб.
Еще каких-то 10-15 лет назад из-за утечки нефтепродуктов был подтоплен поселок Октябрьский. Как известно, затем этот поселок был ликвидирован. Но, как заверил нас С. Комаров, руководитель экологической службы этого предприятия, сделано это было не только из-за появления нефтепродуктов в колодцах и погребах жителей, а в основном потому, что сам Октябрьский был построен в санитарно-защитной зоне ОНОС, то есть слишком близко к заводу. Поселок, можно сказать, находился в самом настоящем гиблом месте: по одну сторону - нефтеперерабатывающий завод, по другую дымит никелькомбинат.
Когда сложилась такая ситуация, ОНОС выделил деньги на ликвидацию поселка. Построили жилье, переселили жителей Октябрьского в благоустроенные квартиры и таким образом проблема решилась. А подтопление произошло потому, что в былые времена все технологические трубопроводы находились под землей. И то, что в результате аварий выливалось из них, впитывалось в землю, вместе с грунтовыми водами распространяясь по склону вниз все дальше и дальше. Так продолжалось вплоть до 90-х годов. С началом перестройки в этом направлении начали проводить серьезные работы. Сегодня завод может похвалиться новыми технологическими трубопроводами, причем расположенными не по старинке под землей, а выведенными на эстакады. Мало того. Была заасфальтирована под ними вся поверхность земли. Это значит, что теперь даже при аварии нефтепродукты не могут уходить в землю.
Но за 60 лет эксплуатации предприятия определенное количество нефтепродуктов под землей все же скопилось. Чтобы иметь об этом полное представление, еще в 90-х годах для исследований были привлечены ученые-геофизики. Взяв необходимые пробы, они составили карту с указанием мест загрязнения.
ОНОС, как известно, расположен на возвышенности. Поэтому непосредственно под заводом нефтяное пятно обнаружено не было, чего нельзя сказать о КСМ, железобетонном заводе, машзаводе и других предприятиях, расположенных ниже. К счастью, в районе 200-300 метров от Урала был обнаружен мощный глиняный замок, который и помешал дальнейшему распространению нефтяного пятна. Не будь его, нефтепродукты обязательно бы попали в реку. После завершения исследований и выяснения картины загрязненности перешли к конкретным мерам. Для проведения необходимых мероприятий в 1994 году пригласили пермскую фирму «ДАНИ-ЭКО». Работа закипела. КСМ, пропарочная станция, механический завод... Бурили скважины, откачивали загрязненную нефтью грунтовую воду. Отстаивали ее в специальных емкостях, после чего использовали в производстве или пропускали через очистные сооружения и сбрасывали в Урал. Полученный нефтепродукт поступал на ОНОС для переработки. Работа продолжается по сей день. Результаты сделанного впечатляют и радуют. Даже придирчивые экологи всем довольны.
Долгое время на территории нефтеперерабатывающего завода находились шламонакопители, куда сливались отходы производства. Испарения, исходящие от этих рукотворных озер, загрязняли атмосферу. За время деятельности завода таковых набралось семь штук. В них хранилось порядка 500 тысяч тонн отходов. Но появились новые технологии, позволяющие перерабатывать нефтешламы. Завод взял на вооружение передовой опыт. Были закуплены специальные установки для переработки этих отходов, и уже с 1993 года началась переработка нефтешламов, копившихся почти 60 лет существования завода. В самое ближайшее время эта работа будет завершена полностью. Осталось переработать каких-то 20 тысяч тонн. Места, где располагались шламонакопители, засыпаются землей. Потому что теперь ОНОС работает практически без отходов. Образовавшийся нефтешлам сразу же перерабатывается.
Но не все проблемы пока решены. На лаврах почивать рано. Надо бы ликвидировать поселок Победа, расположенный всего-то в ста метрах от завода. Такое выходящее за нормативные рамки соседство уже много лет не лучшим образом влияет на самочувствие жителей. Однако о переселении 1200 человек приходится только мечтать. Чтобы решить этот вопрос, необходимо построить дома. А со строительством сейчас сами знаете как...
И все же прогресс, как говорится, налицо. И жители той же Победы наверняка ощутили это на себе. А вот о том, как решаются эти вопросы на других предприятиях, многие из которых долгое время не имели возможности даже вовремя платить зарплату своим работникам, поговорим в следующий раз.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024