Волчата. Им не нужна казенная любовь
- Общество
- 31-10-2001
Проблема детской преступности стоит в городе очень остро, а в будущем ожидается еще больший рост нарушений законов несовершеннолетними. Все чаще и чаще дети совершают рецидивные преступления. Вопросы: кто виноват и в чем причины – можно отнести к философским, и драгоценное время, предназначенное для их решения, лучше направить на конкретные действия.Статистикой установлено, что ребята помладше в основном промышляют кражами, старшие, сидя на игле, идут на грабежи. В основном это дети из неблагополучных семей. Лишенные средств к существованию, в жизни они предоставлены самим себе. В 14 лет у них за плечами огромнейший жизненный опыт, их глаза видели то, о чем некоторые сорокалетние и не подозревают. Что делать с ними? Сажать за решетку? А есть ли смысл? Тюрьма их не сломит. Года через два они снова будут среди нас, еще больше озлобленные, с пламенным желанием отомстить обществу, не понявшему их. Правильнее, наверное, не изолировать малолетних преступников, а пытаться воздействовать на их души, исправлять характеры, пока они еще не закостенели.
Один из возможных путей – хотя бы на время поместить ребенка в реабилитационный центр «Росток». Там их водят в школу, каждого окружают заботой и вниманием, дети никогда не бывают голодными. Но эти блага для многих «волчат» ничего не значат. Им не нужна казённая любовь, отвратительны сами стены центра, и они убегают. Бегут к своим мамашам-алкоголичкам и отцам-уголовникам, затуманенные глаза которых уже не различают реальной жизни. Родители, если можно их так назвать, живут не ради своего будущего или будущего детей, не ради настоящей минуты, которой нужно упоительно наслаждаться. Наркотики и алкоголь подмяли их под себя. Эти люди боятся умирать, не понимая, что живут теперь только ради смерти. У них нет цели, которая заставила бы начать все заново. По сути, цепляться за жизнь их принуждает страх, толкающий на все новые преступления и нравственные унижения. Но даже такими любят непутевых родителей дети-беглецы, почему – вопрос риторический.
Если у ребенка нет ни матери, ни отца, то из «Ростка» он возвращается в свою компанию, в свой мир, где нет укоризненных взоров и идеалистических нравоучений взрослых, где никто не указывает тебе верную дорогу, потому что здесь ты сам уже взрослый. Взращиванию чувства собственной взрослости препятствует еще и авторитарная школа, где превосходство учителя неоспоримо в любом случае. И дети бросают учебу.
Действенность еще одного варианта борьбы с подростковой преступностью испытывается в Орске уже два месяца. В этом году в вечерней школе № 18 созданы специализированные 8-е и 9-е классы, в которых занимаются дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, имеющие судимости. В личном деле у каждого из них, помимо прочих «побед», значится уклонение от учебы. Среднее образование в нашей стране является обязательным, а между тем многие правонарушители в 15 лет не заканчивают даже начальной школы. Разумеется, их не усадишь за одну парту с малышами, да и последним подобное соседство не пойдет на пользу. Поэтому всех переростков с рынков и автостоянок собрали вместе.
Если миссией общеобразовательных школ является обеспечение высокого уровня знаний, то в «вечерке» основная цель – научить ребят хотя бы грамотно писать и читать, потому что есть такие, которые даже фамилию свою без ошибок нацарапать не могут. Хотя официально значится, что они ходят в восьмой класс, для каждого составляется индивидуальный образовательный маршрут, нередко по программе начальной школы.
За годы учебного застоя ребята отвыкают от давящих школьных стен, учителей-наставников, того количества одноклассников, которых принято считать «своими». Каждый приходит в класс со своими проблемами, жизненными установками, своим прошлым. Ни один из них не желает подчиняться. Первое время ученики принципиально не идут ни на какие контакты с преподавателем, а друг на друга смотрят волчьими взглядами. Учителя нашли способ, как установить доброжелательную обстановку в классе. Огромнейшее значение для мальчишек и девчонок имеет то, что с ними общаются на равных, как с взрослыми. Каждый из ребят в нашей беседе назвал это преимущество. Они рассказали, как их унижали в обычной школе из-за того, что плохо учатся, бедно одеваются, что у кого-то отец «сидит» или мать не выходит из запоя. Здесь они все такие, все равны между собой, над ними нет зазнаек-отличников, и учитель не делит их по принципу успеваемости. Ребятам нравится, что для разговора с директором не нужно записываться в очередь и ждать назначенного дня. В школе у них раскрываются таланты. Они с удовольствием поют, читают стихи, показывают спектакли. Вместе с учителями они впервые приходят в краеведческий музей или драмтеатр, и в глазах светится радость от того, что теперь у них тоже все это есть. Поэтому происходят удивительные вещи: детям начинает нравиться ходить в школу! Их нельзя было затащить на уроки в здание через дорогу от дома, а в «вечерку» они каждый день ездят даже с окраин. Бывает, что уходят в брошенные когда-то компании, но рано или поздно возвращаются к учебе. Потому как понимают, что школа – их единственный шанс начать все сначала, получить профессию, найти работу, подружиться с окружающими людьми. Угрожать им отчислением или плохими отметками бесполезно, читать занудные нравоучения не имеет смысла. Практически все, что можно испытать в жизни, они пережили, хуже может быть только тюрьма.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024