РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Учительские финансы поют романсы

УЧИТЕЛЯМ НУЖНА ДОСТОЙНАЯ ЗАРПЛАТА
В рамках Всероссийской акции протеста в Оренбурге 12 октября прошел митинг, в котором приняла участие делегация от орской городской организации «Профсоюз народного образования и науки» в составе 20 человек. Основным требованием было повышение заработной платы. О том, что заставило учителей подписать обращение к администрации, депутатам Государственной Думы, Законодательному собранию области, рассказывает председатель профсоюза Т. Сизова.
– На самом деле это уже третий этап всероссийских коллективных действий профсоюзов работников непроизводственной сферы. Первая акция протеста состоялась в июне 2004 года. Это была попытка противостоять принятию 122-го закона. Вторая прошла в октябре того же года в форме пикета «живая цепь». Орские педагоги отказались от забастовки, но митинг провели. Причем профсоюз, устраивая забастовки, стремится не только исправить последствия административных решений, но и прогнозировать ситуацию, потому что предлагаемая правительством индексация заработной платы всякий раз оказывается недостаточной.
В январе 2005 года прибавили к зарплате 20 процентов. Но одновременно были отменены региональные надбавки, сократился надтарифный фонд, из-за уменьшения численности классов снизилась учебная нагрузка педагогов. В итоге среднемесячная начисленная заработная плата учителей в первом полугодии выросла по регионам только на 7–16 процентов. При этом тарифы на коммунальные услуги увеличились в среднем по России на 29 процентов, а в отдельных регионах – вполовину. Значит, реальная зарплата учителей осталась на прежнем уровне либо уменьшилась.
Ситуация на сегодняшний день складывается таким образом, что 20-процентная январская и 11-процентная сентябрьская прибавки с трудом перекрывают инфляцию. Поэтому мы настаиваем на том, что до конца года необходима еще прибавка на 10-12 процентов так, чтобы индексация за год достигла 50 процентов.
Вместе с проектом федерального бюджета на 2006 год правительство внесло в Думу предложения об индексации ставок единой тарифной сетки в среднем на 20 процентов в три этапа. В случае реализации этих предложений оклады педагогических работников, имеющих 8–14 разряды, увеличатся с марта на 129–215 рублей, с мая – на 84–133 рубля, с сентября – на 129–209 рублей. Также предполагаются сжатие ЕТС и дальнейшее сокращение дифференциации в оплате труда в зависимости от уровня квалификации работников. Не хватает финансирования на учебники, методическую литературу, ремонт помещений и многое другое. Кроме того, деньги, выделяемые на повышение квалификации, настолько малы, что придется учителям платить за переобучение из собственного кармана. Эти и многие другие причины вынуждают людей идти на митинги, участвовать в акциях протеста.
ВМЕСТО ПЫЛЕСОСА – ВЕНИК
Чтобы дать более полную характеристику происходящему и лучше осветить причины недовольства митингующих, было проведено анкетирование ста педагогов.
Результаты исследования говорят об обнищании преподавательской среды. Цифры свидетельствуют о том, что каждый третий опрошенный не пользуется в быту стиральной машиной-автоматом, 52 процента – пылесосом, потому что не могут себе позволить купить эти вещи. Все труднее представить себе быт без таких, казалось бы, жизненно необходимых предметов. Работники образования стирают вручную и подметают веником.
Цветной телевизор современной модели, судя по опросу, есть только у 22 процентов. Компьютер для учительских семей и вовсе редкость: лишь у 10 процентов есть возможность использовать современные информационные технологии в домашних условиях. Стоит заметить, что приобретения новой, казалось бы, необходимой бытовой техники большинство респондентов даже не планирует на ближайшее будущее. Практически все заработанные деньги идут на оплату коммунальных услуг, питание, одежду.
Машина не роскошь, а средство передвижения. Это расхожее мнение никак не относится к учителям. Автомобили есть у четверти опрошенных, да и то больше половины «счастливчиков» успели купить их еще в советские времена. Основная масса педагогов относит себя к людям с низким достатком. Главными пожеланиями остаются приобретение предметов длительного пользования (44 процента), возможность достойно одеваться (20 процентов), качественное питание (35 процентов).
ПЕДАГОГИ – ОПТИМИСТЫ?!
Несмотря на сложные жизненные условия, 85 процентов учителей идут на работу с охотой. Считают, что карьера сложилась достаточно удачно. Лишь пять процентов недовольны своей трудовой деятельностью.
По мнению психологов, одно из качеств настоящего профессионала – умение отрешиться от всех бытовых, личных проблем на рабочем месте. Хороший педагог тот, кто оставляет свои переживания, трудности дома.
Согласно исследованию, в сентябре положительные эмоции преобладали у 45 процентов опрошенных. Зато у 25 процентов преподавателей – плохое настроение, раздражение, тоска, грусть. О нормальных, спокойных отношениях сообщили 25 процентов респондентов. Примечательно, что оптимистические нотки звучали у молодых специалистов. Они с большей надеждой смотрят в будущее.
Педагоги не удовлетворены своим материальным положением. Эту проблему на первый план выносят 89 процентов респондентов. Недаром появился афоризм: «Профессия учителя дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа».
На второе место учителя ставят опасение за будущее своих детей. Зарплата не позволяет приобретать сегодня все необходимое, не то что откладывать на завтрашний день.
Также тревожат отсутствие квалифицированных кадров, непрофессионализм власти и состояние окружающей среды. Затруднения в личной жизни, супружеские отношения отошли на задний план. О них упомянули лишь 10 процентов опрошенных. Почти половину волнует нежелание молодежи выбирать профессию учителя.
Всего 14 процентов учителей пожелали бы своим детям продолжить семейную традицию и выбрать стезю учительства.
Вопросы, волнующие учителей, в то же время являются причинами социальной напряженности, которая может проявиться в борьбе за свои интересы. Педагоги допускают все законные формы этой борьбы, не исключая и забастовку: 43 процента учителей относятся к забастовке как к крайней, но необходимой мере.
Н. ДЖУРАЕВА.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.