РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Каждая капля нефти может стать для Елшанки роковой

Орчане не могут похвастаться здоровьем. Да и откуда ему быть, когда в городе явный перебор производственных мощностей, которые безжалостно губят окружающую среду. Ни фауна, ни флора не знают пощады от выбросов пыли и газа. В результате количество различных заболеваний у населения заметно растет. На глазах ширится и кладбище вблизи поселка никельщиков. Когда-нибудь далекие потомки, принявшись за археологические раскопки, будут ломать голову по поводу массового захоронения, обнаруженного в огромном кургане. Откуда им знать, что в глубокую старину он назывался Майской горой, ассоциировавшейся у предков с вполне определенным и печальным смыслом.
В жизни ничего просто так не происходит. И погост на возвышенности расположен вовсе не по воле случайных обстоятельств. Его видно за многие километры, и нам словно кто-то постоянно напоминает: смотрите, где окажетесь, если не возьметесь за ум. А у нас уши заложило, зрение подводит: творим, не ведая, что. Вместо того чтобы лелеять каждое дерево, которое обеспечивает нас озоном, мы уничтожаем целые зеленые массивы, а взамен сооружаем автозаправки. Конечно, последствия недальновидной индустриализации ликвидировать нам не под силу, и с ними приходится мириться. Но чистоту и порядок мы просто обязаны обеспечить. Однако и тут у нас прочерк – взгляните, сколько мусора валяется под ногами.
Более того, мы не способны даже сохранить то, что создано великодушной и терпеливой природой. Речь идет о многострадальной Елшанке. В редакцию не раз звонили читатели и сообщали о масляных пятнах, появляющихся в речке. Мы тут же связывались с экологами, которые, не мешкая, выезжали на указанное место. К сожалению, источник загрязнения обнаружить не удалось. Оставалось констатировать: наверное, кто-то мыл бочку из-под бензина. Несколько дней назад, конкретно 11 октября, поступила очередная жалоба.
– Это произошло в 17 час. 25 мин. Мы организовали выезд лаборатории, сотрудников МЧС, зафиксировали сброс стоков из выпуска № 3, – рассказывает старший государственный инспектор по охране природы В. Кистенев. – Результаты анализа встревожили не на шутку.
Стоит отметить: сегодня доступа к речке заводы не имеют. За исключением ОАО «Машиностроительный концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ». До 1988 года он располагал 3 трубопроводами для стока промышленных вод. После ввода в эксплуатацию очистных сооружений остался один, остальные существуют на всякий случай, получив статус аварийных. Действующий располагается по Орскому шоссе. Согласно имеющейся лицензии из него за год вытекает около 40 тысяч кубометров очищенной воды. Тем не менее за последнее время факты нарушения природоохранного законодательства участились. В стоках присутствует высокое содержание нефтепродуктов.
В мае 2004-го в них вместо допустимой рыбохозяйственной нормы 0,05 млг/л обнаружено присутствие 21-174млг/л, что соответствует 438-1741 ПДК. Причем сброс длился целых 5 дней. В июле нынешнего года при плановом отборе проб установлено превышение норм по меди в 15 раз, нефтепродуктам – в 6,4, железу – в 3,3. В августе от дежурного по управлению МЧС поступил еще один сигнал. Выяснилось, неожиданно «ожил» аварийный выпуск. Лабораторные исследования установили – 426 ПДК. Но октябрь «переплюнул» все предыдущие показатели: 1800 ПДК. Причем масляная пленка плыла по руслу на протяжении полутора километров. Один из экологов замечает:
– Лягушка плыла, высунув на поверхность голову, чтобы не задохнуться. Не знаю, спаслась ли. С полной уверенностью можно сказать одно: доступ воздуха обеспечивает очищение речки. Отсутствие его приводит к гибели всего живого.
Сказанное отнюдь не преувеличение. Говорят, давно-давно в период половодья в Елшанку заходили осетры. В 30–40-е здесь охотились на уток. Теперь последние дни доживают лягушки. Такова динамика, которая говорит сама за себя. Видовое биоразнообразие, если пользоваться профессиональной терминологией, катастрофически сокращается. Если ничего не изменить, скоро и русло, заваленное мусором, исчезнет. Банально повторять прописные истины о значении водоемов вообще и в частности. Далеко не всем городам повезло иметь их на своей карте. В Екатеринбурге, окруженном густыми лесными массивами, например, Исеть представляет собой излюбленное место отдыха. Стоит ли лишний раз напоминать о цене зелени, влажного воздуха в степном Орске. Вспомним популярную песню «Учкудук – три колодца». Для Средней Азии они источник жизни. У нас целая речка ничего не стоит.
Кстати, лет десять назад Елшанку чистили. На деньги экологического фонда. Бригады вкалывали целое лето, дошли до школы № 6. Результат радовал глаз, город выглядел обновленным и привлекательным. Даже гордость появилась. Правда, ненадолго. Теперь речка, похоже, выполняет единственную функцию и служит своего рода канавой для сброса накопившейся грязи в Урал. Мало кого волнует, что ее возможности на пределе, иссякают буквально день ото дня, завтра ее ждет неминуемая гибель.
– Возмущает отношение к своим обязанностям людей, призванных по долгу службы стоять на защите природы, – замечает госинспектор по охране природы Л. Пилюк. – Во-первых, руководство завода должно нас поставить в известность об аварийном сбросе, поскольку сокрытие такой информации является серьезным правонарушением. Практически нас лишают права знать об истинном состоянии окружающей среды. Во-вторых, на предприятии нет конкретных мероприятий по предотвращению подобных случаев и даже средств для ликвидации последствий. Спрашиваю, у вас есть специальные маты для сбора пленки? У нас только станки, отвечают. Явно неадекватная реакция.
К сожалению, полномочия экологов ограничены. Те штрафы, которые предъявляются нарушителям соответствующего законодательства, ни в коей мере не компенсируют нанесенного природе вреда. Деньги в 10 тысяч целковых выглядят, мягко говоря, смешно. По крайней мере, для виновных. У нас, в сущности, всех потерпевших, они вызывают возмущение. Ведь еще далеко не все факты попали в поле зрения контролирующих органов. Как известно, нефтепродукты в воде обнаружил прохожий. Но возникает далеко не риторический вопрос: а если они текли с самого утра? Или уже сутки? Мы связались с заместителем главного инженера по технике безопасности и охране окружающей среды ОРМЕТО-ЮУМЗ Г. Шестаковым и услышали в ответ:
– Аварийный сброс подтверждаю – что было, то было. Причины заключаются в человеческом факторе и физическом износе ливневого коллектора и оборудования очистных сооружений. Меры по устранению инцидента приняты, подготовлены необходимые документы. Расследованием причин занимается управление Росприроднадзора по Оренбургской области.
Вряд ли стоит ожидать серьезной реакции из области. Там прошла очередная реорганизация, сократили одного из сотрудников. Поэтому в Орск ехать некому.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.