РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Под сенью кленов прописались углежоги

Зауральная роща ненавязчиво живет рядом с нами круглый год. Под сенью кленов и тополей проводят орчане и знойные летние дни, и совершают лыжные прогулки зимой. Роща для орчан, пожалуй, единственное доступное всем и каждому место. Так как же появилась в Орске Зауральная роща?Т. Черкас, один из старейших сотрудников краеведческого музея, считает:
– Роща по берегам Урала естественного происхождения. На плане Орской крепости 1856 года, имеющемся в распоряжении музея, видно, что деревья росли на острове, образовавшемся между основным руслом реки и протокой, а также в районе бывшего стадиона добровольного общества «Спартак». По тому же плану можно понять, что из города на остров был построен мост, а уже с острова – на другой берег. Позже, когда Орская крепость получила статус города, в роще местные купцы строили свои дачи.
В 20-е годы роща стала местом отдыха горожан. В 1948 году появился сталинский план преобразования природы, который предусматривал насаждение шести лесополос по всей стране. Одна из таких лесополос проходила через Гурьев, Вишневую гору и захватывала Орск.
А вот что вспоминают старожилы о том, как проходила сталинская кампания по посадке лесополосы.
Семен Яковлевич и Анна Николаевна Нестеровы, которые прожили вместе 53 года и все время на одном месте в Старом городе, рассказывают:
– Я приехал с родителями в Орск, когда мне было 9 лет, в 1934 году. И с тех пор живу на этом месте. Отсюда ушел на войну, сюда вернулся после демобилизации в 1946. В 1947 женился и сюда же привел жену. Каждый год с тревогой ждем наводнения, но переезжать никуда не хотим. Видно, и помрем здесь.
Деревьев вдоль Урала раньше не было. Берега голые стояли. От базара и дальше по улице Набережной одна за другой располагались кузни. А вот на острове деревья были, и дальше небольшая рощица росла. Это было излюбленное место отдыха горожан. Праздник или выходной – все идут в рощу гулять. Митинги и демонстрации проходили на Преображенской горе, но после них весь народ гурьбой с песнями и плясками отправлялся в рощу. Бедно тогда жили, трудно, но весело и дружно. В роще были танцплощадка, где мы отплясывали под гармошку (несколько лет спустя и духовой оркестр играл), сцена, на которой выступали самодеятельные артисты. Вокруг были разбиты клумбы с цветами, дорожки выложены. Чистота и порядок. Нигде ни соринки. Чтобы кто бумажку бросил или бутылку – никогда!
Анна Николаевна и Семен Яковлевич прямо-таки преображаются, вспоминая юность. Слегка заспорили о том, в каком году по сталинскому приказу высаживали тополя. Сошлись на том, что было это в 1951 году, но никак не в 1948.
– У многих вдоль Урала огороды были. Так вот, именно там и распорядилось наше начальство деревья высаживать. Шли люди из «Зеленхоза» по всем домам и раздавали саженцы по десять, а то и по двадцать штук и приказывали высадить на своем участке. И народ высаживал. Потом приходили комиссии с проверкой, списки составляли, саженцы считали. После этих проверок некоторые горожане саженцы повыдергивали и снова огороды насадили. Народ ведь тем и жил, что в огороде вырастет. Я коммунистом был, и мне совесть не позволяла так поступить. Мы с Анной за своими саженцами ухаживали. Иные тополя, которые мы посадили, и до сих пор растут. Но не все деревья уцелели. Когда стадион «Спартак» строили, в старой роще много деревьев вырубили. Потом туда же и лыжную базу перенесли. Роща сейчас разрослась, вдоль Урала раньше деревьев не было, и никто их там специально не высаживал.
А вот рассказ Анны Ивановны, коренной жительницы Старого города:
– Я не помню, чтобы саженцы распространяли через предприятия или организации. Разве что школьников обязывали высаживать и потом ухаживать за деревцами. В основном же «сталинскую полосу», так мы ее называли, сажали горожане. Специальные группы занимались тем, что вручали всем жителям по нескольку десятков растений под расписку, отмеряли в огородах определенное количество земли и говорили: «Вот этот участок вы должны засадить деревьями». Некоторые хозяева вырывали молодые деревца, но если их на этом ловили, то наказывали, штрафовали и заставляли посадить заново. Правда, и до «сталинской полосы» люди сажали во дворах деревья, но по одному, по два. Для души. Кто тополь, кто ветлу, кто карагач. Все остальные деревья вдоль Урала выросли сами. А как же иначе? В наводнение вода разольется, а потом в берега возвращается и несет с собой семена, а они прорастают, там ведь влаги вволю.
Вот и все, что удалось узнать о происхождении Зауральной рощи. Бесспорно, она играет немаловажную роль в жизни города. Это и источник кислорода, и своеобразный фильтр отравленного промышленными выбросами воздуха, и естественный увлажнитель сухого степного климата, и, разумеется, место отдыха горожан. Поэтому обидно и горько видеть берега Урала с обезображенными деревьями, обгоревшими стволами, с кучами мусора и бытовых отходов. А сегодня городскую рощу подстерегает еще одна беда – в погоне хоть за каким-то доходом городские бомжи и другие «предприниматели» вырубают и жгут деревья на уголь для шашлыков. Ладно бы старые, сухие деревья жгли, ан нет, для получения уголька требуются живые деревья. Пройдя вдоль берега чуть больше километра, я наткнулась на 4 свежие угольные ямы! Конечно, это очень «по-человечески» – не дорожить тем, что имеем. Но не менее человечно понять, что воссоздавать, восстанавливать заново намного дольше и труднее, чем сохранить имеющиеся богатства, в том числе и природные. Пора бы это усвоить.
Т. ЗИННАТУЛЛИНА.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.