РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

По зубам встречают, по деньгам провожают

Зубной боли и зубных врачей боюсь с раннего детства. Визит к стоматологу всегда откладываю до последнего, а оказавшись наконец в зубоврачебном кресле, дрожу и всячески пытаюсь оттянуть начало лечения. А что испытывает человек, ежедневно вызывающий у людей чувство страха и дрожь в коленях? Как представители этой профессии сбрасывают с себя напряжение прошедшего дня? Как вообще можно мечтать о профессии, благодаря которой всю жизнь придется ковыряться в чужих зубах?Чтобы получить ответы на эти вопросы, решилась поработать помощником стоматолога. Дабы не делать пиар частным стоматологиям, отправляюсь в одно из муниципальных заведений. Выбор пал на стоматологический кабинет поликлиники № 2.
«Следующий! заходите»
В назначенный день ранним утром заглядываю в нужный кабинет, но врач уже занят первым пациентом. Решила не отвлекать и немного подождать в коридоре. Присаживаюсь рядом с пожилым мужчиной.
– К зубному?
Он утвердительно кивает.
– Боитесь?
– Не то слово!
В ходе беседы узнаю, что к этому стоматологу он ходит уже многие годы и сегодня пришел лечить свой последний и теперь уже единственный зуб.
– Моя покойная супруга тоже работала зубником в этой поликлинике, – мужчина достает из нагрудного кармана черно-белое фото с изображением его семьи. – А Анна Евгеньевна, – он указывает рукой на дверь, – была ученицей жены. Профессия эта совсем неженская. Можно сравнить ее с работой слесаря – ежедневно дергают, сверлят, замазывают…
Наш разговор прерывает фраза: «Следующий, проходите!»
Врач приветливо встречает нас обоих. Александра Сергеевича усаживает в кресло, а мне подает халат, шапочку, перчатки и по ходу объясняет обязанности медсестры. При виде щипцов, шприцев и различных молоточков становится не по себе. Успокаивает лишь то, что сегодня я здесь не пациентка.
– Только посмотрите на него, дрожит, будто в первый раз в мое кресло сел, – то ли упрекает, то ли подшучивает стоматолог над пожилым человеком, обтачивая последний его зуб.
– Аппаратура, смотрю, современная у вас. Но я все равно очень боюсь стоматологических кабинетов. Зубная боль для меня всегда стресс, жизненное испытание…
– Лечение зубов для старшего и среднего поколений, да и молодежи связано с воспоминаниями о пережитой боли. Их память еще хранит звук старых бормашин, вид жутких стеклянных шприцев и толстых игл, – отвечает врач Кумарова. – Сегодня же процедура лечения зубов стала если не приятной, то вполне сносной и терпимой. Используются современные анестетики. Одноразовые тоненькие иглы позволяют мгновенно впрыснуть обезболивающее, а удалить нерв и поставить постоянную пломбу можно за один визит. Думаю, новое поколение уже не будет так бояться стоматологов.
Но удаление нерва даже при помощи тоненькой импортной иголочки особым спокойствием на лице моего нового знакомого не отразилось. По себе знаю, что эта процедура – один из наиболее неприятных моментов в лечении зубов. Глядя со стороны, как врач накручивает нерв, ловлю себя на мысли, что ощущаю почти физическую боль. Как будто это мне сейчас ковыряют зуб. У самого же пациента дрожит не только челюсть, но и коленки, однако он внимательно следует указаниям. Анна Евгеньевна быстро находит нужный канал и успокаивает, что самое страшное уже позади, демонстрируя длинный, похожий на нитку, нерв. Еще через несколько минут врач сделал слепок из зеленоватой массы, которая сегодня используется вместо вчерашнего гипса, назначил следующую встречу и разрешил вставать из кресла. Пожилой мужчина, все еще бледный и подрагивающий, с явным облегчением попрощался и пошел к выходу.
– Стоматолог должен быть небрезгливым человеком? – спрашиваю у своего куратора.
– Конечно. Но во время работы полностью переключаешься на дело, и нет времени думать, противно это или нет. Технически лечение зуба очень сложный процесс. Не обойтись и без помощи медсестер. В нашей поликлинике хороший коллектив. Со мной работают врач Зенкина, медсёстры Бурмина, Угарова.
КАБИНЕТЫ ЧАСТНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
Рассматривая кабинет, для себя отмечаю, что в платных поликлиниках, несомненно, уютнее. Здесь нет ни пластиковых окон, ни ковровых покрытий.
– Оборудование и услуги в частных и муниципальных стоматологических кабинетах очень отличаются? – интересуюсь я.
– Если у нас оборудование чешское, то у частников в основном американское или турецкое. Но разница машин, как правило, в дизайне. Обороты примерно одинаковые. Анестетики и шприцы также используются одинаковые. Другое дело, что у частно-практикующих врачей есть возможность делать рентген. И, конечно же, дорогой современный интерьер самого кабинета. Именно за это вы и переплачиваете. Хотя я считаю, что важны все-таки не машины, а человек. Узнайте заранее, к какому врачу вы идете – к практиканту или специалисту со стажем. Никакая машина не заменит опытных рук. А вообще грустно, когда приходит на прием человек и рассказывает, что выложил энную сумму, как правило, это не менее тысячи рублей за зуб или больше, а я вижу, что сделано некачественно. Однако никогда не скажу: «Кто это лечил вам тот крайний зуб?» Я могу лишь поправить чью-то недобросовестную работу. Не менее обидно, когда знакомые рассказывают, что частные врачи уверяют их, будто в муниципальных кабинетах пломбы ставят из цемента и в качестве лекарства используют только мышьяк. Все это неправда и осталось в прошлом веке. Мы также шагаем в ногу со временем и используем новые современные материалы, пломбировочный материал подбираем по цвету зуба, а мышьяк используем только в крайних случаях, если на современные анестетики у пациента аллергия. В индивидуальных случаях его применяют и частнопрактикующие врачи. Хотя давно установлено, что этот препарат разъедает ткани зуба.
Во время наших рассуждений о превращении науки стоматологии в другую науку – экономику – в кабинет заходит следующий пациент, молоденькая девушка. Она заметно нервничает и в кресло решается сесть не сразу. Открывает рот со словами:
– Только дергать, никакого лечения не выдержу.
Стоматолог обследовал полость рта, постучал по больному месту молоточком и сообщил, что зуб несильно запущен, его можно спасти и после лечения он будет служить еще не один год. Но девушка и слышать ничего не захотела:
– Я же русским языком вам сказала – удаляйте!
Врач начинает объяснять, что зубы нужно спасать, если есть хоть какая-то надежда. Потому что удаление повлечет за собой серьезные проблемы, понадобятся услуги протезистов. Но молодая особа была на пределе: нервно схватила одежду и выскочила из кабинета со словами:
– Не хотите вы, удалит кто-нибудь другой!
ДАНТИСТ И ПСИХОЛОГ В ОДНОМ ЛИЦЕ
Оскорбления и капризы для стоматологов не редкость, хотя каждый из них искренне старается все сделать наиболее безболезненно для пациента. Прежде чем прийти на прием, мы так себя накручиваем, что уже в кабинете наше поведение бывает, мягко скажем, неадекватным.
– Я раньше не задумывалась, что у меня такая сложная профессия. С годами, когда многое начинаешь осмысливать, понимаешь, сколько душевных сил оставляешь на работе. Целый день сидишь «лицом к лицу» с пациентом, сопереживая его боли и страданиям. С человеком, садящимся в кресло, необходимо настроиться на одну волну, чтобы передать ему свои спокойствие и уверенность. Такая взаимосвязь врача и пациента неизбежна и отнимает очень много сил. С годами стоматологи становятся своеобразными психологами.
И действительно, я обратила внимание на то, что с одним Кумарова ведет себя как с любимым ребенком, используя целый набор ласковых слов, а с другим более строго, на равных, напоминая человеку о его возрасте.
Стоматолог пояснил, что с некоторыми нянчиться ни в коем случае нельзя. Порой паника у них переходит в агрессию, вплоть до того, что они отказываются открывать рот, начинают отдергивать руки врача, кусать за пальцы. В таком состоянии работать с пациентом невозможно. А ведь человек сам пришел за помощью.
– И кто же выносливее: мужчины или женщины?
– Однозначно, с мужчинами работать сложнее. Они очень боятся боли. В женщине терпеливость заложена самой природой. Мужчины же настраиваются на лечение очень долго. Но бывает, человек по характеру выносливый, терпеливый, однако физиологически не переносит посторонних предметов во рту. Здесь нужно не только профессиональное мастерство, но и просто человеческое участие.
– Как же вам удается при ежедневных стрессах оставаться таким оптимистичным и жизнерадостным человеком?
– Спасает семья, в которой я по-женски счастлива. Муж очень внимательный, радуют подросшие дети. Оба – и сын, и дочь – юристы.
– У самого стоматолога, наверное, все зубы должны быть в порядке?
– Обязательно, это же дело чести. Нас ведь пациент рассматривает с ног до головы, а зубы – в первую очередь. Нужно заметить, что самой мне пользоваться услугами своей профессии пришлось всего пару раз. Но, что самое интересное, когда села в кресло и открыла рот, то вдруг начала дрожать! Хоть и знала, что обратилась к хорошему врачу и рука у него легкая. Видимо, отложились в подсознании какие-то переживания…
– Скажите, «Орбит» и «Дирол» действительно защищают от кариеса?
– Жевательные резинки способны лишь очистить полость рта после еды, когда нет возможности почистить зубы. Не следует жевать ее полдня, достаточно всего пяти минут. А чтобы не допустить кариеса, здесь совет простой – следите за своими зубами. Вовремя обращайтесь к врачу.
Последним пациентом в этот день был молодой мужчина спортивного телосложения, на вид довольно мужественный. Сел в кресло и принялся задавать массу вопросов: «А долго вы будете меня лечить?», «А больно мне будет?»
Понимаю, что парень проделывает то же самое, что обычно делаю я на приеме у стоматолога, – искусственно оттягивает момент лечения… Врач терпеливо отвечает, начинает морально настраивать. Уверенный голос подействовал положительно, парень немного расслабился. Позволил засунуть себе в рот зеркальце.
– Все-таки есть в вашей профессии положительный момент: все мужчины смотрят на вас с открытым ртом и испытывают дрожь в коленях…
– Профессия у меня непростая, но я люблю ее и получаю огромную отдачу от сделанной работы. Когда облегчаешь чью-то боль, то чувствуешь себя легче. Знаешь, что только что принес человеку пользу. Постороннему взгляду сложно понять, что такого привлекательного в нашей профессии, но уверяю, что она не менее интересная и творческая, чем любая другая.
Профессию стоматолога, действительно, легкой не назовешь. Работать здесь сможет только женщина с сильным характером.
Целый день им приходится быть на ногах и работать нужно не только руками, но и языком: уговаривать, успокаивать, убеждать. Сама при зубной боли испытываю «фобию стоматолога», но уяснила для себя одно: появляться у дантистов нужно чаще, ведь зубы и организм – единое целое. Если сегодня это всего лишь два больных зуба, то завтра возможны болезни сердца, суставов или почек.
И еще. Я заметила, что в зубоврачебном кресле из человека выползают наружу все его страхи и комплексы. Так что, милые дамы, хотите увидеть, что представляет из себя ваш мужчина, сходите с ним к стоматологу!

Фото Д. Бикбова.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.