С новым годом поздравляют даже в СИЗО
- Общество
- 28-12-2005
«Неужто и в мрачных камерах СИЗО поют песни и водят хороводы вокруг елочки?» – удивляюсь я, когда узнаю, что комиссия по делам несовершеннолетних вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой собирается вручать подарки малолетним правонарушителям.Оказывается, они ждут подарков не меньше, чем их сверстники, сидящие за школьными партами.
В СИЗО выехали ответственные секретари комиссии по делам несовершеннолетних городской и районных администраций, а также специалисты по делам молодёжи. К ним присоединились репортеры «ОХ». Нам предстояло вручить подарки 80 подросткам, которые встретят 2006 год за решеткой.
…Лязгают металлические замки, и нас ведут в камеры. Бесконечные коридоры со множеством лестниц и переходов, массивные решетки, бесчисленные вереницы железных дверей…
У входа в первую камеру студенты социально-экономического института, выступающие в роли Деда Мороза и Снегурочки, репетируют заготовленные слова, складывают сладкие подарки в мешок и весело переступают порог. В узкой комнате все восемь несовершеннолетних уже выстроились в ряд и с любопытством уставились на гостей. Угнетающая обстановка, спертый воздух… Еще минуту назад смеявшиеся Снегурочка с Дедом Морозом растерялись. Показалось даже, что они забыли все заранее подготовленные слова. Студенты молча застыли напротив подростков, не произнося ни единого слова. Стоявшие в дверях камеры сотрудники комиссии зашептали: «Почему молчите? Начинайте, ребята». Через минуту студенты взяли себя в руки, нарушили неловкое молчание и почти деревянными голосами выдали заготовленные поздравления. Позже Ольга, игравшая роль Снегурочки, поделилась, что от ударившего в нос запаха у нее просто перехватило дыхание. Во вторую камеру ребята заходят уже более подготовленными. Это комната девушек. Здесь поздравления с Новым годом из уст юных артистов звучат намного веселее, тем более что комната к поздравлениям располагает: девушки украсили ее разноцветными снежинками, а к потолку прилепили новогодний «дождь» из ваты. Подкрашенные, улыбающиеся, они встречают нас приветливо. Студенты, обрадовавшись радушному приему, начинают звонко щебетать новогодние прибаутки. Одну за другой они заставляют девчонок отгадывать загадки, рассказывать стихи, за что награждают новогодними подарками. Девушки от души веселятся и с радостью принимают пакеты со сладостями. Белокурая узница, на вид самая молоденькая, громко затягивает «В лесу родилась елочка…» Остальные охотно подхватывают, и из камеры раздается стройный девичий хор. По окончании поздравительной церемонии я спрашиваю у одной из юных особ:
– Ты, наверное, самая молодая здесь?
– Не совсем, мне 15 лет, – улыбается девушка.
Позже мне рассказали, что она заманивала школьниц к парням, которые совершали групповые изнасилования. Истории ее сокамерниц не менее впечатляющие. Две из них до смерти забили бомжа, другие попались на кражах, наркотиках.
В следующей, снова женской, камере все примерно повторилось. Только одна из девушек стояла, отвернувшись и украдкой смахивая слезы.
– Наверное, она недавно здесь, не успела еще адаптироваться, – вслух делаю предположение.
– Она-то новенькая? Заблуждаетесь, эта голубка уже третий раз у нас «гостит». Сейчас вот за грабеж, – ответил инспектор по воспитательной работе. Позже инспектор поделится, что сегодня малолетние «гости» СИЗО стали более жестокими. Раньше попадали за кражи, хулиганство, угоны. Сейчас все чаще садятся за убийства и нанесение тяжких телесных повреждений.
На вопрос о качестве питания девчонки почти хором ответили, что кормят здесь хорошо, после чего принялись перечислять, чем «балуют» их повара. По энтузиазму в голосе стало ясно, что завтраки, обеды и ужины – единственное их развлечение.
Остальные девять камер, которые нам предстояло обойти, были заполнены парнями. В каждой – теснота, тяжелый запах несвежей одежды. Однако практически во всех камерах есть телевизоры.
– Ой, Сашка, и ты здесь? – удивляется специалист КДН Советского района Л. Сарвардинова. – Вот только учителя на тебя жаловались, что дисциплину в классе нарушаешь, уроков не посещаешь. Что натворил-то?
– Да ничего не творил, – смущенно опускает голову пацан.
– За изнасилование он здесь, – комментирует инспектор.
После этих слов изумление появилось на лицах уже всех членов делегации. На вид мальчишке нет и тринадцати...
– От горшка два вершка, а туда же, – задумчиво произносит Снегурочка.
– А что, любви все возрасты покорны, – бойко парирует малолетний насильник. Потом, правда, стал доказывать, что никого не обижал, просто «свечку держал», попал в СИЗО по сплошному недоразумению… Здесь каждый второй правонарушитель доказывает свою невиновность с большой убедительностью.
Помимо Сашки, в камере оказались еще несколько человек из Советского района. Нужно заметить, Сарвардинова помнит практически всех ребят.
– Женя, здравствуй, вот и встретились! Ну, как, хорошо тебе здесь?
Сарвардинова рассказывает, что познакомилась с мальчишкой, когда ему было лет семь. Он у церкви милостыню собирал. Учился в школе № 49, занятия посещал редко. Всегда был грязным, заброшенным. Семья его несколько лет назад переехала в наш город из Казахстана, долгое время не могли решить проблемы с документами, пропиской. Отец – алкоголик, мать не пьет, но психически нездорова.
– Родители-то хоть навещают тебя?
– Нет, сестра приходит.
– Старшая дочь – единственный нормальный человек в семье. Не опустилась, выучилась, работает сейчас. Досталась же девчонке семейка…
Специалист рассказал, что основная масса несовершеннолетних правонарушителей – из неблагополучных семей. «Нормальные» ребята в СИЗО попадают нечасто и, как правило, выделяются из общей массы. Хотя, какими они станут после заключения, большой вопрос.
В одной из камер четверо из восьми парней сидят за убийство. Стою напротив них, пою «Маленькой елочке холодно зимой…» и не хочу верить, что нахожусь среди преступников. Восемь пар детских насмешливых глаз, искренне радующихся гостям и подаркам, совсем не похожи на глаза убийц.
Все, больше не могу! – возле очередной двери Павел, исполнявший функции Деда Мороза, буквально отшвыривает мешок с подарками.
– Паша, да что с тобой, осталось всего две камеры, – подбадривает эмоционально вымотавшегося студента работник отдела по делам молодежи Н. Громова.
Павел извиняется за минутную слабость, взваливает мешок на плечо и переступает очередной порог.
Павел и Ольга снова сыплют прибаутками, слушают заранее приготовленные ребятами стихи и песни, хвалят за старание, оптимистично желают всем поскорее выбраться на волю и очень стараются не показать своей напряженности.
После обхода всех двенадцати камер комиссии по делам несовершеннолетних нужно было определить победителей конкурса стенгазет. На одном из красочных рисунков был изображен стол, уставленный бутылками и рюмками. Видимо, именно так им представляется Новый год. Немногочисленные канцтовары, приготовленные в подарок КДН Ленинского района, раздали по камерам.
Уже в машине пришедшая в себя Снегурочка растерянно сообщила: «Там была девушка из моей школы. Как же это ее угораздило…»
– От сумы да от тюрьмы не зарекайся, – ответил ей повеселевший на свежем воздухе напарник Пашка.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024