Настоящий учитель от школы не устает
- Люди нашего города
- 29-12-2005
Раиса Семеновна Матюгина более двадцати лет работает директором школы в поселке Ударник. Она учительница. Преподает русский язык и литературу. 29 декабря, без преувеличения, талантливый педагог и на редкость добросердечный человек отметит шестидесятилетний юбилей.Эта женщина не боится говорить о своем возрасте. Да и что скрывать, когда все ученики и, следовательно, весь поселок знают о юбилейной дате и готовятся поздравить любимого педагога.
С Раисой Семеновной мы встретились две недели назад. Хотелось расспросить ее о жизни, семье, тяжести почетного статуса – сельская учительница, директор сельской школы. Но оказалось, что школа настолько прочно поселилась в сердце Матюгиной, что говорить о чем-то, кроме работы, составляющей истинный смысл жизни педагога, не получалось. Позже, во время подготовки материала к печати, я поняла, что в ситуации, когда совхоз разрушен, сельчане в большинстве своем бедствуют, а школа является одновременно образовательным, культурным, досуговым центром села, человек, по-настоящему болеющий душой за свою профессию, не способен мыслить иначе.
В том, что станет учительницей, Раиса Семеновна была уверена с детства. Родившись в небольшой деревне Свердловской области, после окончания девятилетки приехала в Оренбург поступать в педагогическое училище. Но Раису Семеновну ждал провал на экзамене по музыке. Судьба будто намеренно испытывала страстное желание работать с детьми, как бы спрашивая: «Не сдашься?» Долго раздумывать над тем, что делать дальше, не пришлось. Дорога одна – школа. Устроилась вожатой, потом стала педагогом-организатором. Заочно окончила филологический факультет Орского педагогического института, начала работать учителем русского языка и литературы. Вышла замуж и переехала в тогда процветающий поселок Ударник. Здесь, в сельской школе, начался стремительный карьерный рост молодого способного педагога. С 1982 г. Матюгина – директор средней школы № 20. За эти годы Раиса Семеновна успела стать учителем высшей категории, обладателем званий «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник народного образования СССР», грамот Министерства образования РФ, Управления образования области, губернаторских премий. За официальными формулировками званий и наград скрыта ежедневная, кропотливая, трудная, порой изнурительная, но приносящая непременное профессиональное удовлетворение работа.
Раньше, когда материальная база совхоза была крепкой, он рос и развивался, было проще. Школу всегда старались поддержать не только финансово: администрация принимала участие во всех мероприятиях, организовывала для учеников экскурсии в город и многое другое. Ныне, в условиях разрухи, безденежья, осознания, что село постепенно деградирует, приходится воевать. Воевать за то, чтобы о школе не забывали, за будущее учеников, возможность оставаться самым святым для каждого сельского жителя местом. Раиса Семеновна не привыкла сдаваться. От природы человек скромный и спокойный, она не стесняется жестко и настойчиво отстаивать интересы родной школы. Задача усложняется тем, что с недавних пор под началом Матюгиной находится целый образовательный комплекс, куда входят детский сад, начальная, средняя и старшая школы. Так что своих учеников Раиса Семеновна может наблюдать, что называется, с пеленок. Школе в Ударнике повезло: несмотря на удаленность от города, там работают очень сильные учителя. Матюгина этим гордится и называет педагогический коллектив главной опорой, без которой не было бы тех успехов, которых достигла школа за последние годы. А успехи действительно завидные. В 1997 г. на общероссийском конкурсе «Лучшая школа России» школа
№ 20 получила почетное звание «Школа года». В 1998 г. уже сама Раиса Семеновна становится «Директором года». В 2001 г. на первом областном конкурсе «Школа года» сельская школа становится третьей. А в 2004-м имя Матюгиной появляется в Российской энциклопедии «Лучшие люди России». И, если учесть, что сегодня наряду с длящимся уже не первый год кризисом в системе российского образования педагогам школ выдвигают серьезные требования, касающиеся качества образовательного процесса, быть одними из лучших непросто.
– Держать школу на уровне мне помогает глубокая убежденность в том, что село должно жить и развиваться, – говорит Раиса Семеновна. – Именно поэтому мы так много внимания уделяем трудовому воспитанию учеников, приучая их с детства к работе на земле. При школе есть теплица, оранжерея, сад. Общими силами соорудили пристрой, где располагаются швейные и трудовые мастерские, спортзал.
Удивительно, но Раиса Семеновна сумела отстоять 26 гектаров земли, на которых в этом году ребята выращивают зерно. Все лето работает детская производственная бригада. Так, на смену отжившим свой век яблоням решено было посадить абрикосы. Поэтому в следующем году ребятишкам предстоит серьезная работа по культивации теплолюбивого дерева. Пока девочки выращивают овощи и фрукты, мальчики осваивают трактор. По окончании школы парням выдается свидетельство тракториста. На этом поприще у школы тоже успехи – первое место в конкурсе пахарей по восточной зоне Оренбуржья, второе – по области. С пониманием относясь к катастрофическому финансовому положению большинства сельских семей, Раиса Семеновна наладила тесный контакт с Орским центром занятости населения, что позволяет всем ребятам, трудящимся на пришкольных участках в летние каникулы, получать зарплату. В этом году она составила 828 руб. в месяц. Для многих сельчан это большие деньги.
В школе есть свой музей («ОХ» уже рассказывала о нем), который в этом году вновь стал лучшим школьным музеем города.
Матюгина благодарна Управлению образования, которое не оставляет без внимания проблемы сельской школы: укомплектован компьютерный класс, сформирована отличная спортивная база.
Одно печалит Раису Семеновну: нынешние педагоги стареют, уходят на пенсию, а молодежь не горит желанием ехать в село. Чтобы избежать назревающего кадрового дефицита, Матюгина доказала городской администрации необходимость строительства жилья для молодых педагогов, приезжающих в поселок. Собран соответствующий пакет документов, и скоро начнется переоборудование добротных пустующих помещений под комфортное жилье.
– Где черпаете силы? – спрашиваю у Раисы Семеновны.
– В школе.
– Неужели не устаете?
– Уставать от работы в школе может только человек, который не любит ее. Я не могу без детей. Не могу без их разноголосого щебетанья на переменах. Не могу без каверзных детских вопросов на уроках. Я до сих пор, несмотря на сорокалетний опыт работы, к уроку готовлюсь минимум три часа. Потому что уверена, к каждому ребенку нужен особый подход. Нынешние дети значительно отличаются от своих сверстников, учившихся в школе лет двадцать назад. Сегодня учитель для детей не является основным источником информации: есть телевизор, компьютер. Поэтому педагог должен пересматривать методы работы с учениками, должен быть интересен.
– А какой он, настоящий учитель?
– В первую очередь, это добрый человек. Дети очень чувствуют доброту.
У Раисы Семеновны большая семья. Трое детей, шесть внучек. Они обязательно придут поздравить маму и бабушку с юбилеем. А чтобы вместить всех желающих сказать теплые слова заслуженному педагогу, придется расположиться в актовом зале школы. Ведь сколько их – коллег, учеников? За сорок лет их число перевалило за тысячу. И почти все помнят заветную дату 29 декабря, когда нужно поздравить свою учительницу. Не это ли показатель педагогического таланта и профессиональной состоятельности…
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024