Куда держат курс орские коммунальщики
- Общество
- 17-01-2006
Коммунальное хозяйство города легко ассоциируется с образом морского судна, жизнеспособность которого обеспечивает команда коммунальщиков, а горожане – его пассажиры. И всем нам, конечно же, далеко не безразлично, куда держит курс наш корабль и справится ли он со штормами житейских бурь. Реформы не напрасны
Итак, добрались мы, в общем-то, благополучно до очередного «порта» под названием «Год 2006». А отчалить в неизвестный путь орским коммунальщикам пришлось 1 апреля 2004 года. Напомним, что к тому времени под руководством В. Васькина – бывшего заместителя мэра по коммунальным вопросам – завершилась реорганизация городской системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. И возглавил эту сферу А. Савченко.
Проблема реформирования ЖКХ была давно назревшей не только в городе, но и стране. Правда, финансового оздоровления «сверху» не последовало. Тогда орчане сами стали искать выход. Внедрялись новые формы управления отраслью, новые системы хозяйствования. Были ликвидированы 15 коммунальных предприятий, находившихся на грани финансового краха, и созданы 43 новых. Сократился управленческий аппарат, сделана ставка на энергосберегающие ресурсы… При этом осталась довольно устойчивая система управления предприятиями ЖКХ. В результате сэкономлено 30 млн. рублей.
В ходе реорганизации все пять трестов жилищного хозяйства объединили в комбинат и передали новому предприятию все долги бывших ТЖХ: перед подрядчиками, налоговыми органами, работниками трестов. А это 218 млн. рублей. Руководить комбинатом доверили Ю. Морозову – очень опытному хозяйственнику, начальнику бывшего ТЖХ-3. Его трест в течение ряда лет выходил победителем всероссийского соревнования коммунальщиков. Приняв удар на себя, «морозовцы» взялись «расшивать» долги, другими словами, решать финансовые проблемы тысяч орчан. «Кинутыми» оказались работники организаций, выполнявших капитальный и текущий ремонт в бывших трестах. Не получили оплату поставщики услуг по теплу, воде, свету. Да и самим коммунальщикам задолжали зарплату в размере 10 млн. рублей. Но, что еще более печально, тресты годами не делали отчислений в Пенсионный фонд, накопилось 60 млн. рублей долгов. Тем самым оказалось под угрозой пенсионное обеспечение более 7 тысяч бывших работников трестов ЖКХ – тех, у кого подошло время заслуженного отдыха.
Словом, задачи перед комбинатом стояли очень серьезные. Но, несмотря на сложность ситуации, значительную часть проблем удалось снять. Как и за счет чего это сделано, газета уже сообщала читателям. Подведем итоги на конец прошлого года. С апреля 2004 года погашены 173 млн. рублей. Всем, кто имел претензии к бывшим трестам, долги в значительной степени погашены.
Комбинат несет бремя долгов
Одним из структурных подразделений комбината является отдел по работе с долгами. Вот какую оценку дал ему начальник Управления городского коммунального хозяйства А. Савченко:
– Долги по квартплате и неплатежи за коммунальные услуги всегда были трудноразрешимой проблемой города. Отдел как раз и создан для работы с населением, имеющим задолженность более 3 месяцев. Его сотрудники проявляют высокую активность и настойчивость в выполнении своих задач. Они обошли 42 тысячи квартиросъемщиков с долгами 249 миллионов рублей. После неоднократных собеседований с должниками им вручены 11 тысяч предупреждений о взыскании долгов. В суд поданы 1500 дел. Все это возымело определенное действие. В последние месяцы года сбор текущих платежей шел на уровне 97–99 процентов. Однако общая задолженность населения велика: 138 миллионов рублей.
К сожалению, мы вынуждены применять крайние меры, которые юридически обоснованы: переселять нерадивых плательщиков в менее благоустроенное жилье. По нормам общежития предоставляются 6 квадратных метров жилой площади на человека. Есть разбитое, разваленное жилье в поселке Степном. Подремонтируем его и будем туда выселять. И на Биофабрике имеются брошенные дома. И в поселке Крыловка, который входит в городскую черту. Люди должны понимать: за все в жизни рано или поздно приходится платить.
Начальник отдела по работе с долгами Л. Миссаль и ее сотрудники досконально изучили и проанализировали всю социальную картину владельцев жилья и квартиросъемщиков. Вот что рассказала Леонора Артуровна:
– Сначала мы занимались только старыми долгами, накопившимися до 1 апреля 2004 года. Потом нам передали долги, которые наработали компании, образованные после 1 апреля 2004 года. Они начинали с нуля, но за полтора года у них появились 13 тысяч семей, задолжавших 97 миллионов рублей. И эта цифра катастрофически увеличивается.
На 1 апреля 2004 г. мы взяли под контроль 191 квартиру, попавшую в «черный список». Это те, кто задолжал свыше 20 тыс. рублей. Общая сумма составляла тогда 4 миллиона 800 тыс. рублей. Сейчас количество тех «двадцатитысячников» уменьшилось почти вдвое. Их долг – 2 миллиона 600 тыс. рублей. А вот новых «штрафников» с запредельными, 20-тысячными, суммами набралось уже 1064. Как показывает анализ, половина из них в течение минувшего года вообще ни разу не платила. А из месяца в месяц рассчитываются всего 60 семей. Как правило, это те, с кого взыскивают по исполнительному листу. Но размер взысканий у них в 4-5 раз меньше, чем ежемесячные текущие начисления, которые составляют в среднем 1500 рублей.
То есть налицо очень низкая платежеспособность населения. Зачастую люди просто не в состоянии оплачивать дорогостоящее жилье. Так что «коммуналка» обречена ежемесячно недополучать от неимущих орчан, как минимум, полтора миллиона рублей. Городским властям с этим надо что-то делать. Ведь даже по суду с многих людей нечего взять.
Жилье в городе имеет разную комфортность и разные тарифы. И если благоустроенная квартира семье не по карману, то она вынуждена будет переселяться в менее удобную. Но 17 тысяч семей не переселишь.
Проблема неплательщиков касается не только коммунальщиков. Она отражается и на жильцах, не имеющих долгов. По закону они не должны быть ущемлены в обслуживании. Но если соседи не платят, то фактически страдают и эти семьи. Не ремонтируется подъезд, не вывозится мусор, не приходит вовремя слесарь, так как не на что содержать полный штат. Не меняются прохудившиеся стояки горячей и холодной воды в квартире… Все это происходит, прежде всего, по вине неплательщиков.
Не может оставаться без внимания отцов города и вопрос погашения долгов бывших трестов в Пенсионный фонд. Сегодня для этого требуются 45 млн. рублей. Наступает период, когда массово пойдут на пенсию те, кто работал в этих трестах. Они предъявят справедливые претензии на то, что в Пенсионный фонд не делались отчисления. Десятки судов уже состоялись, но в скором времени сотни людей будут обращаться в правоохранительные органы.
Комбинат жилищного хозяйства, являясь правопреемником трестов, неоднократно заявлял о критической ситуации в городскую администрацию. Областной Пенсионный фонд также присылал письмо на имя мэра, чтобы изыскали возможность погасить долг, но никаких мер не было принято. И опять необходимые средства не заложены в бюджет 2006 г. Понятно, что новым властям просто неоткуда взять колоссальную сумму. Но надо же искать какой-то выход.
Грабеж или безвыходное положение?
Обстановка с неплатежами может усугубиться в связи с повышением тарифов квартплаты и коммунальных услуг в текущем году на 28 процентов. Многие орчане считают это не иначе как грабежом среди бела дня. Хочу довести до читателей мнение по этому поводу специалистов городского Управления ЖКХ.
– Тарифы складываются из стоимости коммунальных услуг (тепло-, водо-, электроснабжение) и работы по обслуживанию жилья (текущее содержание и ремонт жилья, а также общедомовое обслуживание). Так вот, тарифы обслуживание жилья подняты всего на 7,4 процента. Сравним: тепло подорожало на 17 процентов, вода – на 19 и 23 процента. Но сложилось так, что ранее в этих тарифах не был учтен налог на добавленную стоимость, который составляет 18 процентов. Эти деньги не брались с населения, и жилищные организации не платили налог государству. В новом году в связи с ужесточением законодательства от НДС не уйти. И пришлось в тариф добавлять 18 процентов. В результате обслуживание жилья резко подскочило в цене. Так что зря мы пеняем на депутатский корпус, который проголосовал за повышение тарифов. Депутаты глубоко изучили ситуацию, тщательно проанализировали ее, в том числе и тарифы жилищно-коммунальных услуг, утвержденные региональной комиссией и прошедшие независимую экспертизу на областном уровне.
Были с водой, теплом и светом
В минувшем году коммунальное хозяйство выполнило свои основные задачи. Горожане были с водой, теплом, светом. Вот как подвел итоги года А. Савченко:
– Положительные результаты наблюдались по всем направлениям. Взять, допустим, обслуживание жилья. Жилфонд подготовлен к зиме организованно. Следует отметить в этом плане «Орские теплосети». Введена новая котельная в п. Первомайском. Отремонтировано и заменено около 20 км сетей.
Плановые цифры, которые стояли по жилью, выполнены и перевыполнены. Произведен текущий и капитальный ремонт 521 кровли при плане 401. В 30 домах капитально отремонтировано отопление, что на 11 домов больше, чем планировалось. Приведены в порядок 118 фасадов. Осуществлен капремонт 545 подъездов. Заделаны 48 километров швов в крупнопанельных домах. Это достаточно острая проблема, а ее устранение требует больших затрат. Кстати, в последние два года с населения средства на капремонт не собирались. А в городском бюджете на эти цели было отведено всего 26 миллионов рублей.
Многое сделано по благоустройству. Отремонтированы 150 тысяч квадратных метров дорог. Восстановлено более тысячи светильников. В том числе освещены центры поселков строителей, Победа, Заречного, Малого Кумака. Жилой фонд облагорожен газонами, цветниками. 12 тысяч метров были посажены жилищниками, столько же высадил «Зеленхоз».
Очередной эксперимент
Город входит в очередной этап реформирования коммунальной сферы. Принято решение разделить функции управления и обслуживания жилья. Управляющим компаниям жилищным фондом «Октябрьская», «Ленинская» и «Советская» отводится в основном управленческая роль. А задача по обслуживанию возлагается на сеть низовых ячеек частного характера, специально созданных для этого. Они будут работать с муниципальными предприятиями. При этом предполагается изменить качество за счет контроля над выполнением всех заявок жителей и наблюдения за ходом технологических процессов. Создается единая компьютерная система контроля и управления этим процессом. Если обслуживающие организации станут работать слабо, то через претензионные службы это скажется на их зарплате, финансовом состоянии в целом, а то и вообще на их существовании. В январе – феврале эта система будет отшлифована и полноправно войдет в нашу жизнь.
Планируется так: обратился жилец – его звонок сразу автоматически отражается в нескольких уровнях компьютерной системы: у оператора управляющей компании, обслуживающей организации, в претензионном отделе и в центральной городской службе. Фиксируются время приема и то, кому дано задание выполнить заявку. Устранение претензии отражается по всей цепочке.
Как видим, в новом году есть перспективы для нормальной, устойчивой работы ЖКХ. Команда нашего «корабля» в хорошей форме. И «плавание» орчан обещает быть достаточно комфортным. По крайней мере, не хуже, чем в прошлом году.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024