Куда идти, если Бога нет?
- Общество
- 19-01-2006
«Стиль. Напыщенный, увещевательный, болезненно-слащавый, покровительственный, искусственный, скучный, насыщенный смутными образами и громкими лозунгами, пригодный только для чувствительных старых дам и малокровных детишек. Нет, в церкви Бога я не найду. У этого старого джентльмена слишком много вкуса и твердости, слишком много гордости и гнева. Не могу я поверить, что он в церкви. А зачем я пойду туда, где Бога нет?»
Роберт Шекли «Координаты чудес». Сразу оговорюсь, я не стремлюсь оскорбить людей, уже обретших Бога, это лишь попытка осмыслить и выразить те сомнения, с которыми мне доводилось сталкиваться, общаясь с людьми.
Полагаю, что между верой и религией есть весьма существенная разница. Вера рождается и живет в душе человека независимо от его национальности, образования, цвета кожи. Всякая же религия претендует на монополию на Бога, утверждая, что только она является истинной и единственно правильной. Что лично мне кажется весьма сомнительным и излишне самонадеянным. Богу, надо полагать, все равно, на каком языке, в каком храме, в сопровождении каких обрядов ему молятся, лишь была бы искренней вера.
И тем не менее я уверена, что «единственно правильная» религия для русского человека – православие, поскольку оно неразрывно связано и с историей, и культурой народа.
Утратив прежние идеалы и цели, люди обратили свои взгляды к церкви в надежде обрести там вечные ценности и незыблемые идеалы. Кто-то счел правильным обратиться к традиционным религиям, а кто-то отправился искать истину в различных сектах, в том числе и деструктивных, тоталитарных.
– Почему вы обратились к деструктивной секте, почему не пошли в православную церковь или мечеть? – спрашиваю у Свидетелей Иеговы.
– Ходили, но не нашли того, что искали. А здесь ничему плохому не учат.
Так что же искали люди в церкви? Прежде всего – любви, душевного тепла, духовной поддержки. А что нашли?
Два небольших примера.
Рождество. В церкви идет служба. В забитый людьми храм входит гражданин. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что человек близок к криминальному миру. Бабуля божий одуванчик, каких много во всех церквях, встречает его злобным шепотом и начинает какую-то дискуссию. После недолгих препирательств гражданин выходит.
– Ну, чего она кипишует?! – в сердцах обращается он к своему спутнику.
– Да ладно, не сердись. Праздник все же.
Как объяснить этой бабуле, что человек пришел в Божий храм, а не в прокуратуру, что церковь не ее безраздельная вотчина?
Другой пример. В церковь привезли детей из детского дома. Мальчик лет девяти захотел поставить свечу и спросил у служительницы, как это сделать.
– Кому ты хочешь свечу поставить?
– Маме.
– Не ставь свечку матери. Она тебя бросила, она плохая. Поставь лучше тем, кто о тебе заботится.
Каким-то своим детским неиспорченным чутьем ребенок уловил, что более всех в помощи и покровительстве Бога нуждается его непутевая мать, а ему объяснили, что молиться надо за тех, кто этого достоин. Каково?
Я неоднократно пыталась поговорить со священниками, найти у них ответы на вопросы, которые мучают не только меня. Спрашиваю:
– Бог всемогущ, всеведущ и полон любви к людям. Так?
– Конечно, – отвечают.
– Но почему же он обрек человечество на муки и изгнание из рая? Ведь он уже при сотворении Адама и Евы знал о том, что они нарушат его запрет. Выходит, он либо не столь всемогущ, либо жесток.
На что мне отвечали, что меня мучит страшный грех гордыни, что единственным несомненным источником веры является Библия.
Пришлось самой искать ответы на эти вопросы. Но разве не Бог наделил меня любопытным, подвижным, вечно ищущим умом? Я полагаю, что именно стремление к познанию, самосовершенствованию, творчеству и есть «образ и подобие» Божьи. А вот ссылка на бездумное доверие к Библии в логике называется «довод к городовому»: когда нет более убедительных доводов, ссылаются на «власть». А между тем и я, и многие другие, кто читал Библию, не могут столь однозначно относиться к, безусловно, вечному источнику мудрости, но написанному тысячелетия назад и впоследствии не однажды переписанному «грешными» людьми. Даже такой простой пример, как разрушение Богом Вавилонской башни в наказание за то, что люди вознамерились вознестись выше его, кажется не самым убедительным. Уже хотя бы потому, что прекрасно известно, что Этеменанки (Вавилонская башня) была построена, простояла сотни лет и являла собой пример чуда зодчества. Опять же, неужто Богу присущи столь низменные человеческие страсти, как тщеславие, ревность, ущемленное самолюбие? Скорее, налицо иносказание, причем рассчитанное на того, весьма далекого от современного человека, читателя.
Тем не менее церковь человеку столь же необходима, как необходимы семья, человеческое общество, без которых немыслимы его развитие и духовный рост. Вот только церковь не должна погрязнуть в устаревших догмах, она должна развиваться, совершенствоваться вместе с обществом, отвечая его уровню мышления. Иначе она потеряет своих прихожан. Ведь именно слабыми сторонами признанных мировых религий, их неповоротливостью, размытостью пользуются всевозможные секты. Они-то знают, что именно ищут люди. И дают им внимание, любовь, поддержку. Используя психотехнику под названием «бомбежка любовью», манипулируя сознанием, секты ведут этих несчастных людей к утрате самого ценного – неповторимой человеческой личности, к духовной пропасти.
Татьяна Зиннатуллина
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Слоганы писали и победу одержали!
03-12-2024 -
На Кирпичной и Краснодонской не будет света
03-12-2024 -
Школе-интернату – тщательное обследование
03-12-2024 -
На свет появились Иванна и Марианна
03-12-2024 -
Были ребята, а стали Орлята!
02-12-2024