ЭТА ШКОЛА - ДЛЯ ВСЕХ

На тихом проспекте Никельщиков стоит здание из красного кирпича, в стенах которого вот уже несколько десятков лет не смолкают ребячьи голоса - то серьезно-сосредоточенные, то шаловливые. Все зависит от того, работают ли дети на уроке или отдыхают на перемене. Здесь находится школа N 16, которая в эти дни отмечает сорокалетний юбилей."У НАС ЗАНИМАЮТСЯ И СИЛЬНЫЕ, И СЛАБЫЕ ДЕТИ"

М. Фомина в директорском кресле уже пять лет - тоже круглая дата! Коренная орчанка, закончившая в свое время ОГПИ, она восемь лет отработала завучем школы под Санкт-Петербургом. Вернулась домой. Сомневалась, что сможет устроиться рядовым педагогом. А тогдашний начальник управления образования Сорокин посмотрел трудовую книжку - и предложил директорство.

- Марина Алексеевна, вы помните тот день, когда пришли в школу N 16?

- Еще бы! Тогда комиссия принимала школу к новому учебному году. Все педагоги были в своих классах. Внешне, быть может, школа была и остается не слишком приглядной. Но внутри она мне сразу же понравилась - чисто, уютно. Всюду порядок. Познакомилась с коллективом, начали работать…

- И как вам коллеги?

- Это - настоящие профессионалы, влюбленные в свое дело. За последние годы коллектив помолодел. Мы подсчитали: средний возраст наших педагогов 34 года! Недавно пришли три молодых учительницы, все - с красными дипломами. Что еще очень важно, коллектив школы на редкость сплоченный. В беде не оставят. Были такие случаи и не раз. Откликались все, как один.

- Кем из учителей Вы, как директор, гордитесь?

- Помимо ветеранов, которых знает весь Орск, отмечу бесподобного классного руководителя С. Шумскую, математика и творческую личность О. Сотникову, учителя русского языка Л. Жебелеву, энергичную, влюбленную в спорт и туризм Л. Папшеву, педагога-энтузиаста начальных классов Г. Лаврушину. И, конечно же, единственного мужчину - историка К. Турушева, благодаря которому наши ученики взяли призовое место на предметной олимпиаде.

- Вас, наверное, хозяйственные заботы в основном одолевают?

- Как раз нет. Заместитель директора по АХЧ Н. Ибрагимова - школьный завхоз, как называют ее по старинке, отработала у нас 22 года и все хозяйство - на ней. К тому же на наши проблемы незамедлительно откликаются родители учащихся. Только за счет их средств проводим ремонт классов к новому учебном году. За что им крайне признательна. Ибо остается больше времени для того, чтобы уделить внимание ученикам, учителям, решению их проблем. Ученик набедокурил, стал хуже заниматься - надо разобраться, что случилось. Учителя выселяют из общежития - надо идти к начальству, хлопотать…

- Поселок никельщиков считается окраинным, проблемным…

- А какой из городских районов сейчас не проблемный? Везде сложно. У нас работают психолог и социальный педагог. С приходом этих специалистов число правонарушителей заметно снизилось: в прошлом году на учете состояло 22 подростка из нашей школы, в 2001-м осталось 12.

- У каждой школы в городе - свой почерк, свой конек. Чем отличается 16-я?

- Это - школа для всех. Мы не избавляемся от проблемных детей, не стараемся собрать у себя некую ученическую элиту. До выпускного звонка доводим и сильных, и слабых учеников.

- Иные стремятся получить статус гимназии…

- Мы такой цели перед собой не ставим. И впредь будем работать для всех, кто пришел в школу.

ВСПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Из старой гвардии - тех, кто помнит 16-ю школу, что называется с закладки фундамента, в строю остались немногие. Но и сегодня они ежедневно входят в классы для того, чтобы дать знания внукам своих первых учеников.

В числе этих обладателей бесценного педагогического опыта - А. Козлова, отличник народного просвещения, учитель первой категории. Пришла в школу N 16 в 1974 году. 16 лет была директором. Сейчас ведет уроки биологии. Историю школы знает так же досконально, как свой предмет.

- До 1960 года в поселке никельщиков было несколько школ - две семилетки, N 15 и 16, средняя школа N 48 и начальная N 34, которая находилась в районе завода "Синтезспирт", - вспоминает Алевтина Федоровна. - На месте бывшего клуба и бараков стали строить новую школу на 920 мест. Работали не только строители - им помогали ученики и учителя, приходившие на субботники. 4 сентября 1960 года прозвучал первый звонок в новой школе, которой дали номер 16. Однако лишь на следующий год здание полностью пустили в эксплуатацию. Семилетки закрыли, ученики перешли в новую школу, вместе с ними - и учителя. В 1974 году закрыли школу N 48, затем - школу N 34, дети и их наставники также перешли в 16-ю. Так в поселке никельщиков осталась одна наша школа.

Главная отличительная черта тех лет - стабильность педагогического коллектива. Из тех, кто верой и правдой трудился здесь многие годы, могу назвать М. Радовскую, А. Бондареву, Е. Ускову, В. Спирину, М. Бирюкову, Ф. Сорокину, В. Капинос, Л. Цесько, М. Нефедову, Р. Соломатину, Г. Севрук, В. Михайлюк, Р. Жарову, Ю. Симонову, Н. Осипову, М. Каюкову, К. Блиндер, З. Вертко, Н. Денисову, А. Казакову, А. Грошеву, И. Решетникову, В. Голдобина. У нас в ту пору было 35 классов, сейчас - 22. Первый выпуск составил три класса (дело было в 1964 году), сейчас с трудом набираем 20-25 человек на один выпускной класс. Времена меняются… Когда я приняла школу, основными направлениями в работе были нравственное, идейно-политическое, трудовое и военно-патриотическое воспитание. В подвальном помещении сделали тир, во дворе - полосу препятствий. Открыли столярную и слесарную мастерские, тренажерный зал, разбили сад. Проводили вечера отдыха, читательские конференции, "Книжкины недели", военизированную игру "Зарница"… Я горжусь не только талантливыми педагогами, с которыми довелось работать, но и нашими выпускниками. Практически каждый год 16-я школа выпускала медалистов, которых на сегодняшний день более тридцати. Имена некоторых из них на слуху: Л. Шпота является директором школы N 27, Л. Чернышова - начальник управления экономики горадминистрации, Н. Неровная - врач-реаниматолог высшей категории.

Горжусь тем, что многие из наших мальчишек стали кадровыми военными, прошли Афганистан и Чечню. Среди тех, кто надел погоны, был и А. Кузнецов, ставший военным специалистом высочайшего класса. Он трагически погиб. В Орске ежегодно проводятся теннисные турниры, посвященные его памяти. Наши выпускники работают на предприятиях, в больницах, школах, средствах массовой информации города. Только простое перечисление имен этих достойных людей займет целую газетную полосу! А пятеро бывших учащихся вновь вернулись в свою школу уже учителями. Это Е. Мерзликина, Г. Лаврушина, О. Петрова, А. Нигматулина, Т. Владимирова. Тысячам мальчишек и девчонок дала путевку в жизнь средняя школа N 16. Убеждена, что еще для многих поколений орчан она станет родной.

ХОЧЕШЬ ЗНАТЬ, КАКОВ УЧИТЕЛЬ - ПУСТЬ СКАЖЕТ СЛОВО УЧЕНИК

Для того, чтобы узнать наверняка, кто и как трудится в школе, совсем не надо дожидаться очередной проверки управления образования. Можно просто дать школьникам задание: напишите анонимно все, что думаете о своих наставниках.

Заискивать, изворачиваться, лгать дети не станут - выплеснут на страничках тетрадей все чувства! Какие же оценки выставляют своим учителям ученики средней школы N 16? Давайте вместе полистаем их сочинения.

"Любовь Григорьевна относится к нам, как к своим детям. Я только теперь понял, сколько ей стоило сил вернуть меня в человеческое русло" (об учителе русского языка и литературы Л. Жебелевой).

"Самый классный учитель - это Ольга Владимировна. Она добрая. Иногда бывает строгой. С нами играет в математические игры и кроссворды" (об учителе математики О. Сотниковой).

"Татьяна Николаевна вообще хороший человек! Она не разделяет класс на любимчиков и тех, кто ей не особенно нравится" (об учителе математики Т. Мелешкиной).

"Когда Любовь Ивановна входит в спортзал, на лице ее - улыбка. Урок она знает на "отлично". Хочет, чтобы ученики выросли умными, сильными и здоровыми" (об учителе физкультуры Л. Папшевой).

"Светлана Ивановна добрая и красивая. Вместе с ней мы выиграли второе место на смотре строя и песни". (о классном руководителе С. Шумской).

"Татьяна Владимировна - самый классный учитель русского языка. Я завидую 8 "А", потому что она - их классный руководитель" (об учителе русского языка Т. Владимировой).

"На уроках Фаины Николаевны очень интересно и всегда есть что-нибудь новенькое о животных. Она может нас понять, когда надо - поругает. Ни на кого не променяю такого учителя!" (об учителе географии Ф. Фахритдиновой).

"Я очень хочу вновь стать первоклассником, для того, чтобы учиться у Галины Федоровны" (об учителе начальных классов Г. Лаврушиной).

"Ирина Александровна - очень добрый, внимательный, отзывчивый человек. Она всегда поможет в трудную минуту" (о педагоге-психологе И. Путриной).

Обсудить материал

Комментарии

Последние новости

Мнения