РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Творческий поиск Олега Китаева

Имя Олега Китаева в нашем городе известно многим. Но орчанам этот человек знаком не только как главный художник Орска, коим является уже шестой год, но и как практикующий плодовитый живописец, член Союза художников России. Его живопись и графика нередко экспонируются на городских, региональных, общероссийских выставках, а поклонники творчества имеются как в нашей области, так и далеко за ее пределами.«ЯШМОВЫЙ КРАЙ»
На днях мастер кисти отметил свой юбилей. В этом году жизнь поставила Олегу Китаеву две высшие оценки: ему исполнилось 55 лет – возраст, когда человек обладает не только талантом, данным от Бога, но и накопленными знаниями, опытом.
За время своей творческой деятельности художником было написано более 200 работ, многие из которых хорошо знакомы орчанам.
Своеобразным подарком к юбилею художника стала открывшаяся в городском выставочном зале очередная персональная выставка его картин с символичным названием «Яшмовый край». Торжественное открытие состоялось 24 января. Несмотря на суровые крещенские морозы, выставочный зал в этот день был переполнен. Многочисленные почитатели таланта Китаева, а также друзья и соратники по кисти пришли поздравить юбиляра с праздником и пожелать дальнейших творческих успехов.
В юбилейной экспозиции – 70 лучших работ художника, созданных на протяжении всей жизни. Рассматривая творчество Китаева, понимаешь, что он изъездил и исходил все уголки Оренбуржья. Сказочные нагромождения скал, камни, как драгоценные самоцветы, переливающиеся игрой красок, мхи, цветы, травы – всё это, увиденное в натуре, оживает, претворяясь в зримые живописные образы. Так, из-под кисти мастера родились прекрасные полотна «Карагайский мотив», «Снова август», «Инзер». Впечатляет своей мощью и философским звучанием картина «Каменный мешок».
Вообще, пейзаж занимает одно из главных мест в творчестве Китаева. Как и всякий пейзажист, страстно влюбленный в окружающую его природу, художник стремится запечатлеть на холсте полюбившиеся места. Его работы позволяют взглянуть на родные оренбургские края по-новому, открывают живописные уральские красоты, которые не всегда доступны нам в повседневной городской суете.
Любовь к пейзажу возникла у художника еще в детстве. Китаев не коренной орчанин, его родина – Башкирия. Богатая природа тех мест наделила его любовью к живописи, этому божественному, по словам Леонардо да Винчи, искусству. Именно живопись стала вместилищем его чувств, переживаний, мельчайших настроений и мгновенных впечатлений.
Работы Китаева легко узнаваемы среди картин других мастеров кисти. Их отличают оптимизм и любовь к жизни. Солнечное видение мира, жизнеутверждающая палитра красок составляют основу пейзажных работ.
За кисть он взялся уже в раннем детстве. Родился Олег Павлович в городе Белорецке, в семье талантливого столяра, который вырезал изделия из дерева и самостоятельно расписывал их. Мама художника тоже была склонна к изобразительному искусству, она хорошо рисовала цветными карандашами. Творческая атмосфера в доме подтолкнула маленького Олега взяться за краски раньше, чем за букварь. И уже тогда он понял, что художественное мастерство для него не просто легкое увлечение. Когда шестилетнего Олега спросили, кем он хочет стать, мальчик, не задумываясь, ответил: «Художником». В семилетнем возрасте Китаев принял участие в художественной выставке, которая проходила в одной из детских картинных галерей Белорецка. В том же городе состоялась и первая персональная выставка. Вторая прошла уже в Магнитогорске. В юношеские годы в его творчестве преобладала фантастика. С годами все больше увлекал пейзаж.
КАРАГАЙСКИЕ МОТИВЫ
В Орск Китаев приехал уже после окончания художественно-графического факультета магнитогорского института. Особенности оренбургских степей художник познавал постепенно.
– Когда я переехал в Оренбургскую область, то сначала не знал, что здесь рисовать. Природа этих краев совершенно другая, не такая насыщенная и яркая для глаз, а намного тоньше, – признается талантливый мастер.
Интересно и то, что на полотнах Китаева нет самого Орска, только его окрестности. Любимое место Олега Павловича – карагайский район, находящийся за Сарой. Здесь художник создал множество своих этюдов.
– Когда выезжаю за пределы города и пишу с натуры, то представляю, что под моими ногами, под землей, яшма. От этого всегда хочется взять теплый колорит, сочные цвета. На мое творчество большое влияние имеет наличие яшмы в этих местах.
Еще одна отличительная особенность творчества Китаева – в его работах не увидишь людей. Да и портретов практически нет. Он объясняет это тем, что писать предпочитает с натуры, а заставить человека позировать очень сложно, потому что длится такая работа не один день. Именно по этой причине люди, как правило, стремятся дать художнику одну из своих удачных фотографий, вместо того чтобы сделать несколько визитов для позирования. Назначение художника во время работы над портретом – передать характер изображаемого человека, а для этого необходимо видеть, как он двигается, разговаривает, ведет себя в жизни. Срисовать с фотографии легко, но это будет всего лишь еще одно безжизненное фото, отличающееся только тем, что написано масляными красками.
– То же самое и с пейзажами, – поясняет Олег Павлович. – Заберешься с мольбертом на гору, смотришь вниз и столько эмоций переживаешь, которые тут же хочется передать на холст. А иногда сфотографируешь то, что видишь, дома пытаешься нарисовать с фотографии, а нет уже тех переживаний, не испытываешь того восторга, который рождается от общения с живой природой.
ХУДОЖНИК
И ЧИНОВНИК
В ОДНОМ ЛИЦЕ
Китаев приехал в Орск в 1980 г., после окончания института. Устроился на комбинат «Южуралникель» в бюро промышленной эстетики старшим инженером. Позже повысили до начальника этого бюро, в должности которого отработал почти 20 лет. Главным художником в городскую администрацию приглашали неоднократно, но принял Китаев это предложение только в 2000 г.
– Олег Павлович, что входит в обязанности главного художника города?
– В основном это благоустройство города, программа фасадов, оформление улиц к праздникам. Много работы по размещению рекламы. Когда Орск строился, никто не предполагал, что в будущем здесь придется разместить столько наглядности. До недавнего времени рекламное оформление города происходило весьма хаотично. Главная задача на сегодня – распределить все это таким образом, чтобы каждый щит, растяжка стали украшением, а не аляпистыми пятнами.
– Как удается совмещать работу чиновника с творчеством?
– Основная работа отнимает практически все время, живописью занимаюсь лишь по выходным в мастерской. Писать, не отрываясь, могу себе позволить только во время отпуска.
– Как жена относится к тому, что вы работаете по 24 часа в сутки, включая выходные? Быть замужем за творческим и увлеченным человеком, наверное, непросто…
– С супругой мне повезло. Она понимает меня и во всем поддерживает. Возможно, именно благодаря ей я состоялся как художник. Все мои этюды создавались в ее присутствии. Вместе выезжаем на природу. Я пишу, жена с внучкой гуляют поблизости.
– Дети не продолжили династию художников?
– Дочки не увлеклись живописью настолько, чтобы избрать ее своей профессией. Я настаивать не стал, потому что самая страшная вещь для художника – это разочарование. Оно бывает, когда человек долгие годы учится, к чему-то стремится, а уже когда есть знания, опыт, он вдруг понимает, что всю жизнь занимался не тем. Свое дело нужно любить, тогда не придется заставлять себя работать. И усталость не чувствуется, и работа никогда не будет в тягость.
– В настоящий момент ваши работы экспонируются в городском выставочном зале. Что дают художнику персональные выставки?
– Любая выставка, особенно персональная, создается художником, в первую очередь, для себя и определенного круга людей, которым это нужно. Когда это не первая экспозиция, то здесь такие понятия, как признание или известность, уходят на второй план. Главным становится другой момент. Когда собираешь свои картины вместе, очень хорошо прослеживается работа в целом. Видны удачи, промахи, понимаешь, над чем нужно поработать. То есть можно проанализировать свое творчество. В мастерской же – ограниченное пространство.
– Оправдываются ли такие выставки материально?
– Однозначно, нет. Все выставки проводятся на полном энтузиазме. Часто можно услышать, что картины художников нынче очень дорогие. Но, чтобы написать картину среднего размера, вкладываешь те же самые деньги, да еще и время. Масляные краски обходятся в приличную сумму, холст, рама – все это тоже стоит недешево. Именно поэтому ни один художник еще не стал богатым. Также нужно учитывать, что живем мы не в столице, где у людей есть деньги, где оборудованные картинные галереи. У провинциальных, в частности, орских художников в этом плане всегда забот больше. Несколько лет назад мы выбили под зал помещение, но проблемы остались. Сейчас в выставочном зале, где проходят все орские выставки, всего 6 градусов тепла, в то время как картины должны храниться при определенной температуре. На холоде полотна обвисают, краски портятся. Так что провинциальному живописцу такая профессия дается великим трудом.
– Орский зритель каков?
– Выбор зрителя чаще зависит от степени грамотности. Если человек никогда не видел импрессионистов, он и не остановится у такой работы, а подойдет к чему-то более понятному для него. Но бывает, что люди, не знающие искусства, как-то интуитивно видят хорошие вещи. Чаще такими бывают женщины, они лучше чувствуют цвет. Каждый человек приходит на выставку, к художнику в поиске своей картины. Среди множества работ он ищет ту, которая вызовет волнение. И наблюдать, как человек выбирает работу, близкую ему, необыкновенно интересно.
Персональная выставка работ Олега Китаева в городском выставочном зале продлится
до 24 февраля.
Герой материала благодарит за помощь в организации выставки руководителей фирм «Кухни Европы», «Индастри», «СТС».

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.