Зачем чиркать спичкой?
- Эссе
- 20-04-2006
Казалось бы, что в нашем пролетарском государстве национальная рознь просто невозможна. По крайней мере, так думалось года три назад, во время проведения среди старшеклассников анкеты о патриотизме. Отдельные голоса, предлагавшие «расселить нации в свои города, говорить на своем языке, а не собирать всех в один город», казались мне плодом недоумия и бескультурья.
Однако после этого была расправа над таджикской девочкой в Питере. На днях суд решил, что убийства на почве национальной неприязни не было. Одиннадцать ударов ножом назвали хулиганством. Вдохновленные безнаказанностью отморозки тут же избили Эльхана Мирзоева и Заура Тутова. Тут уж пришлось Генеральной прокуратуре поправить московскую прокуратуру, посчитавшую, что «нанесение тяжких телесных повреждений не имеет мотивом национальную рознь». Оно и понятно: Заур Тутов не бесправный таджик. Как-никак министр культуры.
Но вернемся в Орск. Анонимную анкету среди подростков недавно я повторила. Идея национализма зазвучала в полный голос: «Россия устала от эмигрантов. Из многонациональной страны Россия превратилась в страну эмигрантов. Русский народ ассимилирует. Нужно выселить всех эмигрантов», «Мне не нравится, что в Россию понаехали люди других наций. Мое мнение, что другие нации завладели какой-то частью нашей страны. Мне это не нравится», «Нужно Россию сделать страной однонациональной. Россия должна быть только для русских». Не хочется пугать, но у меня сложилось впечатление, что достаточно чиркнуть спичкой, чтобы получить межнациональный пожар.
Невольно задаешь себе вопрос: как это могло случиться с нами, в нашем городе? Мы сидели за одной партой с казахами, татарами, армянами, узбеками и евреями. У нас очень много межнациональных браков. Каким образом определять национальность наших детей?
Несколько лет назад меня на свой урок пригласила заслуженная учительница, ратующая за то, чтобы возрождение России начинали с «экологии детской души». Я пережила настоящий шок: елейный голос учительницы вдруг превратился в визг, когда она схватила за ухо мальчика-армянина, разговаривавшего с соседом по парте. «Если уж приехал из-за гор, – кричала она, – будь добр, соблюдай наши правила. Или уезжай туда, откуда приехал!» Тогда мне подумалось, что у бабули начался старческий маразм, а сегодня кажется, что те семена дали дружные всходы.
Семена розни сеются и во время постоянных сообщений о национальных преступных группировках – цыган, таджиков, узбеков, а также сводками с двух чеченских войн. То обстоятельство, что преступников с русскими фамилиями не меньше, что терроризм и преступность, как правило, не имеют национальности, теряется в дружном хоре голосов, смакующих кровавые подробности.
Современная Россия утратила духовный стержень, а жизнь, известно, не терпит пустоты. Расплывчатые национальные идеи вроде поднятия экономического уровня всей страны никого не вдохновляют. За несколько лет Россия из сырьевого придатка Запада превратилась в богатую страну с огромным стабилизационным фондом, вот только рядовых граждан это почти не коснулось. Современные подростки ищут свою национальную идею, основанную на борьбе с общим врагом – исповедующими другие религии, эмигрантами и т. д.
Межнациональные проблемы теперь не просто обсуждают, а смакуют. И, очевидно, не без корысти. Кто-то из власть имущих очень хочет получить не только политические, но и финансовые дивиденды в предстоящей борьбе с нацизмом, фашизмом и прочими «измами», если, конечно, потом не будет поздно. А что тянуть? Уголовный кодекс и прокурорский надзор пока еще никто не отменял.
В редакцию «ОХ» обратилась М. Кузнецова. В 1994 г. умер ее отец – Ю. Кузнецов. Он 24 года отдал службе в органах МВД, был отмечен знаком «Отличник милиции», награжден медалью «За безупречную службу» III степени, неоднократно поощрялся премиями и грамотами. На могиле надо установить памятник. Женщине удалось собрать только две тысячи рублей, нужны, минимум, еще три.
– Люди добрые, – обращается Мария Алексеевна к горожанам, – помогите нам собрать деньги на памятник. Я обязательно их верну после того, как получу компенсацию в УВД, только не забудьте оставить свой адрес. Заранее благодарна всем, кто откликнется на мою просьбу. Адрес: улица Фрунзе, 4, телефон 8-922-622-92-57.
Татьяна Зиннатуллина
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024