РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Чтобы помнили Гражданин СССР – чужой в РФ?

Если в ночное время выйти на центральные улицы Орска, можно увидеть множество желтых лампочек с «шашками» – сотни такси колесят в поисках припозднившихся путников. Сколько фирм занимается пассажирскими перевозками! Только в телефонном справочнике названо не меньше девяти. И вряд ли кто-то сегодня помнит, когда и как появилось в Орске такси. А кто был первым водителем? Готовясь к дебютному выпуску «РетроПортрета», мы случайно нашли этого человека.О ветеране Великой Отечественной, таксисте – ударнике труда, таксометристе и просто интересном человеке Василии Гавриловиче Вдовенко «Орская хроника» (в разные времена называвшаяся «Орским рабочим» и «Рабочей газетой») писала, оказывается, не единожды. Чтобы узнать обо всех былых заслугах героя, корреспонденту пришлось прочесть не один газетный опус. А это значит, что перед нами человек, и вправду, выдающийся. Другого советская пресса столь часто отмечать бы не стала. Сложив по порядку пожелтевшие от времени вырезки, можно прочитать всю человеческую судьбу.

Василий Гаврилович Вдовенко – сын потомственного крестьянина. И, наверное, продолжать ему дело отца, если бы не наступил 1929 год. Время суровое, когда под метлу начали раскулачивать настоящих тружеников хуторов, крестьян, любивших землю, прекрасно разбиравшихся в сельском хозяйстве. Подобралась беда и к хутору Казенно-Саратовскому Новопокровского района Оренбургской области. Отец Вдовенко перебрался в Орск. В 39-м Василий надел форму бойца Красной Армии.
«Орский рабочий» от 17 октября 1990 г.,
материал «В строю народном».
Грузовик, на котором В. Г. Вдовенко доставлял боеприпасы на передовые позиции, колесил по дорогам Украины, Венгрии, Австрии, Германии.
«Рабочая газета» от 5 января 1965 г.,
материал «Водитель Василий Вдовенко».
Шофер такси, депутат тов. Вдовенко по собственной инициативе проверил работу отдельных бензозаправочных колонок города. Некоторые заправочные пункты не радиофицированы. После ремонта пломбирование колонок не производится, отдельные не застеклены, в них попадает грязь, пыль. Тов. Вдовенко добился, чтобы ряд этих ненормальностей был устранён.
«Орский рабочий» от 15 сентября 1967 г.,
материал «Городской транспорт – забота депутатов».
– Наш лучший водитель, – так отозвался о нем директор предприятия Н. Синчук.
Неоднократно его фотография помещалась на городскую Доску почета. В 1962 году Василию Гавриловичу был вручен значок первой степени «За безаварийную работу».
«Орский рабочий» от 5 декабря 1973 г.,
материал «Людям служить».

Сам Василий Гаврилович рассказал, что в армию уходил, окончив педучилище. Получил специальность учителя начальных классов. Водителем стал во время службы на Западной Украине. До войны шоферил в штабе дивизии.
На фронт их часть выехала уже на второй день после объявления войны.
– Погода такая ясная была, – вспоминает ветеран. – Часа в два наша колонна вдруг остановилась. Я вылез из машины узнать, что случилось. Слышу гул: высоко-высоко в небе летит самолет «рама» (грузовой). Вдруг к его реву добавляется какой-то свист. И такие черные-черные точки на землю летят, увеличиваются. Бомбы. Кто из наших на землю лег, кто в кювет спрятался. Бомбежкой несколько машин разбило. Слышу, вроде, все закончилось. Вскакиваю. Метрах в трех от меня лежит орчанин, с которым вместе призывались и служили. Гляжу: у него череп снят.
Вот так на второй день войны произошло ужасное крещение бойцов. До сих пор, вспоминая этот момент, Василий Гаврилович вытирает слезы.
За ратные подвиги ветеран был отмечен одиннадцатью правительственными наградами. Среди них орден Славы 3-й степени, медаль «За отвагу». Победу встретил в Германии. 25 апреля командир их дивизии был приглашен на Эльбу. Шофер его туда отвез и таким образом сам стал участником легендарной встречи передовых подразделений 1-го Украинского фронта с войсками 1-й американской армии. Для Вдовенко, как и для миллионов других людей во всем мире, эта встреча – символ окончания Второй мировой войны.
Лишь 5 декабря вернулся солдат с фронта. Почти семь лет не видели его родные. И далеко не сразу узнали в сержанте того восемнадцатилетнего паренька, каким он когда-то их покинул. А боец целый час сохранял инкогнито, выдавая себя за чужака. Матери дома не было. Вернувшись, она сразу поняла, кто перед ней.
Старые газеты писали о двух дочерях четы Вдовенко. Теперь у них есть и трое внуков. Один живет на Севере, в одной из воинских частей Якутской области. Он старший прапорщик. Другой внук уехал в Петербург, стал предпринимателем. Внучка окончила Пятигорский университет иностранных языков. Дождались старики и третьего поколения своих отпрысков. Правнучка учится в третьем классе, правнуку – 9 месяцев.
Гораздо с большей охотой фронтовик вспоминает не о войне, а о послевоенном времени. На их транспортном предприятии, организованном в 1949 году, поначалу трудились три человека: директор, диспетчер и водитель. Через какое-то время получили три легковых автомобиля «Победа». На первый Вдовенко и посадили шофером. Лишь в 1960-м году, когда легковушек стало около 50-ти, был организован таксомоторный парк.
О том, как трудился Василий Гаврилович, лучше нас скажут многочисленные грамоты, упомянутый значок «За безаварийную работу», а также опубликованные в газете слова механика автотранспортного пассажирского предприятия № 2 В. Губанова:

При норме 230 тысяч километров автомобиль тов. Вдовенко проходит без капитального ремонта более 300 тысяч. Подсчитано, что за 22 года работы передовой водитель наездил на такси более 1500000 километров, перевез несколько тысяч пассажиров, сэкономил около 8 тысяч литров горючего.

В 1953 г. коллеги выдвинули водителя в депутаты – сперва районного Совета. А на второй срок – городского. Много «ходоков» к нему жаловало в то время. И вот факт, поразительный, с точки зрения нынешнего времени, запечатленный в газетных строках: приходили порой с личными проблемами. И народный депутат (!) помогал их решать.

Один просит помочь разобраться во взаимоотношениях в коллективе, другой – посодействовать в решении вопроса о жилье, третий приходит посоветоваться по семейным делам… Много семей сохранил депутат от разлада.

В 1979 г. собрался на пенсию. Директор Н. П. Синчук вдруг заявил:
– Ты на пенсию уходишь, но с работы мы тебя не отпускаем.
И Василий Гаврилович еще до 1995 г. работал таксометристом, то есть мастером по счетным приборам (ремонтировал спидометры и таксометры).
Лишь последние десять лет герой находится на заслуженном отдыхе. Но и сейчас те, кто помнит о заслугах ветерана, пытаются привлечь его к общественной деятельности. Но с возрастом ухудшился слух. И потому совету ветеранов и школам, организующим вечера встреч, приходится отказывать:
– Я и вопросов ваших не услышу!

Сам Василий Гаврилович так определяет свое место в жизни:
– Добро не доблесть, это обязанность человека, и он должен делать его без надежды, что кто-то когда-то отблагодарит. Помог человеку, и радуйся, большей награды не надо.

Много лет назад написал журналист эти строки. К сожалению, они оказались пророческими. Шестидесятилетие победы в Великой Отечественной войне страна отмечала с размахом целый год. А вот фронтовикам, работавшим на автотранспортном предприятии № 2, не повезло. У организации сменилось руководство. Новые собственники не вспомнили о тех, кто в свое время подарил нашей стране мир. А ведь из 57 ветеранов, работавших в таксопарке, в живых остались лишь пятеро. И с какой радостью, с каким нетерпением ждали они праздника! Но не дождались даже телефонного поздравления. Василий Гаврилович высказывается по данному поводу коротко: «Стыдно. И обидно».

Есть люди, встречи с которыми, сколь бы кратковременными ни были, долго не забываются. Они оставляют в душе теплое чувство и делают вас богаче. Считайте, что такая встреча состоялась у меня.

Пожалуй, этими словами нашего предшественника – советского корреспондента – можно смело закончить портрет героя. За прошедшие десятки лет они не стали лживыми. Василий Гаврилович Вдовенко – человек, материалами о котором может гордиться газета, знакомством с которым должны гордиться люди.

Ксения Яркова.
Фото Дмитрия Бикбова

Материалы по теме

Чтобы помнили Гражданин СССР – чужой в РФ?

Если в ночное время выйти на центральные улицы Орска, можно увидеть множество желтых лампочек с «шашками» – сотни такси колесят в поисках припозднившихся путников. Сколько фирм занимается пассажирскими перевозками! Только в телефонном справочнике названо не меньше девяти. И вряд ли кто-то сегодня помнит, когда и как появилось в Орске такси....

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.