РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Настоящий герой героем себя не считает

Наш дядя Коля. Так в моей семье называют Николая Петровича Жаркова. Несмотря на свои 83 года, он бодр, весел, очень гостеприимен. «Жить можно, – говорит ветеран. – Вот только сердечко что-то стало пошаливать». О войне вспоминать не любит, наградами не хвалится. Николай Петрович не считает себя героем. Он обычный человек, оказавшийся в необычных обстоятельствах.Сбежал на фронт
Николай Петрович работал на никелькомбинате, когда началась война. Мечтал уйти на фронт, да начальство не разрешило. Кто работать-то будет? Николай согласился, но от мысли «сбежать на войну» не отказался. Однажды решил: будь что будет. Оставил броню в общежитии, а сам подался к военным. На вокзале Жарков столкнулся с коллегой по цеху, тот провожал родственника на фронт. Знакомый быстренько «доложил» о встрече начальству, и за работником комбината на вокзал примчалась служебная машина. Пришлось вернуться и работать, но через какое-то время Жаркову все же удалось попасть в военный эшелон. Шел 1944 год. Тогда наши войска уже одерживали победы и гнали врага в Германию.
Николаю предложили пополнить разведывательную группу, и он согласился. Разведывательный отряд тогда состоял из трех групп: захвата, поддерживающей и прикрывающей. В первой были все опытные разведчики, главная цель – добыть «языка», вторая и третья группы прикрывали отход первой огнем. Вот в них-то и пришлось воевать Жаркову.
На войне как на войне
Ленинград, Карельский перешеек, Таллин, Эльбинг – это далеко не вся география военных походов.
Русские разведчики, казалось, делали невозможное. Брали «языков» из самого пекла. Был случай – захватили немца в нижнем белье. Оказалось – офицер.
– А как вы узнали, что это большая «шишка»? – спросил, смеясь, командир.
– Да по белью! Как же еще? – шутили разведчики. – Самое дорогое и чистое – на нем.
Одного «языка» три разведки взять не могли, а разведывательный отряд, в котором воевал Жарков, с этой задачей справился. Целую неделю пришлось наблюдать за немцем, записывалось все: во сколько вышел, куда, зачем направлялся. За «языка» всех разведчиков, принимавших участие в операции, наградили, в том числе и Жаркова.
Не раз Николай Петрович оказывался на волоске от смерти. Чуть не распрощался с жизнью на Карельском перешейке, когда головной дозор из 18 человек нарушил приказ разделиться на несколько разведывательных групп. Противник отрезал отряд от полка и начал обстрел. Кое-как удалось выбраться из этой перестрелки и предупредить своих об опасности.
Во время боя Жарков вызвался переправить донесение в другой полк. Что-то подсказывало ему, что надо пойти на это задание. Как только он отполз от своих метров на 50, раздался взрыв. Как потом выяснилось, никто из отряда не остался в живых.
Вспоминая этот эпизод, дядя Коля не может сдержаться: его голос дрожит, а на глаза наворачиваются слезы. Чтобы как-то прийти в себя, рассказывает смешную историю из военной жизни. Его приятель не услышал приказа об отступлении и бил врагов из пулемета храбро, не переставая, думая, что за ним целый полк. А на деле оказалось, что он один держал оборону. Потом рассказывал, что, если бы услышал об отступлении, первым бы побежал. За тот подвиг парнишке «Героя» дали.
У самого Николая Петровича более десятка военных и трудовых наград, в том числе медали – «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
Жизнь как она есть
Дядя Коля с удовольствием вспоминает «жизнь при коммунистах». Тогда к участникам войны относились с особым уважением. А сейчас… И ветеран махнул рукой. Мол, не хочу рассказывать, все изменилось. В очередях – на общих основаниях, в транспорте не всегда место уступят. В память о юбилее Победы остались наручные часы да пустая коробка конфет. Из всех льгот он пользуется 50-процентной скидкой на оплату коммунальных услуг. Живет в небольшом доме, помогает жене по огороду, держит кур. Сил вести хозяйство не всегда хватает, говорит дядя Коля, но дело свое знает: огород не пустует, во дворе – чистота-порядок. У Николая Петровича трое внуков и уже трое правнуков. «Ими и живу», – признался он и пообещал еще рассказать о войне… к столетнему юбилею Победы над фашистами.

Елена Смирнова

Материалы по теме

Настоящий герой героем себя не считает

Наш дядя Коля. Так в моей семье называют Николая Петровича Жаркова. Несмотря на свои 83 года, он бодр, весел, очень гостеприимен. «Жить можно, – говорит ветеран. – Вот только сердечко что-то стало пошаливать». О войне вспоминать не любит, наградами не хвалится. Николай Петрович не считает себя героем. Он обычный человек,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.