«Сухой закон» для предпринимателей: «за» и «против»
- Власть
- 28-06-2006
С 1 июля вступает в силу «сухой закон» для частных предпринимателей. Отныне право торговать алкоголем остается лишь за фирмами с определенным уставным капиталом. Работать будут только по предоплате. Исчезнут специальные марки, а на каждой бутылке спиртного проставят штрих-код с информацией о товаре. Что это: способ ликвидации с этого рынка незащищенных частных предпринимателей или долгожданное ужесточение контроля над качеством и оборотом алкоголя? На что направлено жесткое ограничение розничной торговли спиртным? У власти свое мнение, у предпринимателей – свое, прямо противоположное. К барьеру!
«Каждый должен заниматься своим делом»
заместитель начальника областного отделения ГУП Оренбургснабсбыта Наталья Зверева считает, что у нового закона больше плюсов, чем минусов. И у нее есть на то веские доводы.
– Выживут только крупные и средние предприниматели, и в этом немало положительных моментов. Объем реализации алкоголя в небольших павильонах минимален, налог платится вмененный, заработная плата у продавцов низкая. Как правило, не соблюдаются условия хранения спиртосодержащей продукции, много нарушений правил торговли, за которые предусмотрен штраф от 4 до 6 тысяч рублей. Нередко бывает так, что оптовик привозит нормальный алкоголь, а через какое-то время он превращается в отраву, потому что не соблюдались условия хранения. Государству и потребителю мелкий предприниматель, реализующий алкоголь, невыгоден: обеспечение торговли по существующим нормам – очень дорогое удовольствие. Поэтому государство дало возможность еще более укрупниться тем, кто твердо стоит на ногах. Крупные фирмы платят солидные налоги, обеспечивая постоянные поступления в Пенсионный фонд, социально защищают своих работников, стараются вовремя выплачивать заработную плату. Гиганты с рынка не уйдут, в то время как частник в случае возникновения проблем легко снимается с места.
– Но многие крупные фирмы тоже когда-то начинали с торговли алкоголем…
–Прошло то время, когда предприниматели зарабатывали капитал на нашем здоровье. Современный потребитель заслуживает качественное обслуживание в удобных красивых магазинах, где соблюдаются правила хранения продукции.
– Сколько предпринимателей вынуждены будут покинуть алкогольный рынок?
– Если в прошлом году в городе работали 244 лицензиата, которые организовали 331 точку продажи алкоголя, то на сегодняшний день прошли лицензирование по новым условиям всего 60 юридических лиц. Еще 14 находятся в процессе оформления. На новую систему перешли все сетевики: «Магнит», «Экспресс», «Ринг», «Ника», оформили документы магазины «Фортуна», «Центральный». Не лучше ситуация по восточному Оренбуржью: из 846 лицензиатов переоформили документы порядка 90.
В Кваркено, Адамовке, Айдырле – по 1-2 лицензиата. Некоторые решили отказаться от алкогольного бизнеса только из-за солидных штрафов. Если за нарушение правил торговли предприниматель платит 3–6 тысяч рублей, то юридическое лицо – от 30 до 60 тысяч. Да и сама лицензия обходится недешево: оформление, согласования, прописанный в законе необходимый уставный фонд. Итого 250–280 тысяч рублей.
– Самым значимым минусом закона может стать расширение теневого бизнеса.
– После сокращения количества торговых точек мы не исключаем, что появится левая продукция. Поэтому стараемся делать все возможное, чтобы предприниматели как можно быстрее переоформили документы. Конечно, сейчас всех волнует вопрос, как успеть до июля продать все бутылки с марками старого образца. На днях вышел проект постановления правительства РФ, согласно которому алкоголь с маркой старого образца снимается. Замена на марку нового образца будет производиться по новому порядку до 1 января 2007 года.
– С 1 июля начнет действовать Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), с помощью которой контролеры станут отслеживать весь путь горячительных напитков – от производителя до потребителя. Получается, что теперь все фирмы должны установить в магазинах компьютеры, да еще и программу приобрести?
– Сведения об объемах оборота алкоголя будут предоставлять в ЕГАИС три оптовых склада, поскольку фирмам это не по карману. Сама программа стоит порядка 700 тысяч рублей плюс техническое обслуживание. Думаю, что проблем с составлением деклараций не будет, поскольку оптовику выгодно соблюдать закон. Если в базе данных сведений о той или иной бутылке не окажется, это нелегальный алкоголь со всеми вытекающими последствиями: штраф и даже приостановка деятельности предприятия.
– Многие предприниматели, чтобы не закрывать алкогольные отделы, вынуждены сдавать площади сетевикам или, как они говорят, «пускать на полку».
– Так выходят из ситуации предприниматели не только в Орске, но и других городах. Им это выгодно. Во-первых, не надо тратить деньги на перерегистрацию. Во-вторых, не придется отвечать за торговлю алкоголем, платить, в случае чего, огромные штрафы, нести ответственность за качество. В-третьих, предприниматель остается в своей системе налогообложения. К примеру, если у него нашли нарушения по «скоропорту», он будет платить штрафы как предприниматель, а не в десять раз больше как юридическое лицо. Кроме того, он, как собственник площади, получит доход от аренды, а по договору оказания услуг – определенный процент от продаж. Выигрывает в данном случае и потребитель. Если раньше оптовик делал свою наценку, предприниматель – свою, то в этой ситуации получается, что оптовик напрямую торгует алкоголем.
– Такое ощущение, что алкоголь лишь первая ступень в борьбе с малым бизнесом…
– Нет. Это не борьба с малым бизнесом, а наведение порядка в работе с потребителями и предпринимателями. У доброго российского обывателя двойное отношение к ситуации. С одной стороны, нам хотелось бы жить как в других крупных странах, покупать качественный продукт, обслуживаться в красивых удобных магазинах. С другой стороны, жалко предпринимателей, которые не могут создать нормальных условий для покупателей. Каждый должен заниматься тем, чем он может заниматься. Почему мы понимаем, что медсестра не может делать операцию, ее должен делать хирург с высшим образованием. Но не хотим соглашаться с тем, что государство потребовало от предпринимателя цивилизованных условий торговли алкоголем ради здоровья населения и установило, что алкогольный бизнес – это не легкий способ заработать. Ответственность перед населением должна быть соизмерима с прибылью. А у мелкого предпринимателя есть масса возможностей реализоваться в других сферах деятельности. Что касается цен на алкоголь, она в ближайшее время не изменится, так как существующие крупные и средние магазины за счет сокращения алкогольных точек и так получат выгоду. А те, кто пил, «самопальную» водку, не променяют ее на дорогой алкоголь. 1 июля – не конечный срок для оформления лицензии. Те, кто не успел переформить документы, смогуть сделать это в любое время.
Без вина виноватые?
Похоже, что государству малый бизнес перестает быть интересным как налогоплательщик. После введения в силу новых правил торговли с рынка, скорее всего, исчезнет часть частных предпринимателей. Как следствие, освободятся площади для новых магазинов. Быстро и легко зарегистрировать ООО или ЗАО для торговли спиртными напитками могут только крупные компании, например, производители водки и пива. Так что, вполне можно ожидать, вместо ИЧП появятся сетевые алкогольные магазины. Безусловно, государству намного проще контролировать крупный бизнес, а крупному бизнесу намного легче договориться с государством. Государство так и не создало эффективного механизма надзора и контроля над бизнесом и вместо этого вводит все больше запретительных мер. Малому бизнесу оставляют все меньше возможностей для развития. так считает молодой предприниматель Денис Волков.
– Изменения, связанные с производством и оборотом алкогольной продукции, бурно обсуждаются всеми участниками рынка: производителями, оптовиками, представителями власти и розничными продавцами. Считается, что все принятые нововведения пойдут всем на пользу.
По мнению разработчиков закона, благодаря новшествам усилится контроль над оборотом алкоголя, население будет защищено от «паленой» продукции, налоговые поступления в бюджеты всех уровней увеличатся. Если в крупных городах, где водка и другая алкогольная продукция активно продаются и покупаются в различного вида супер- и гипермаркетах, которые горожане посещают как обычный продуктовый магазин, у нас «в ходу» небольшие магазинчики рядом с домом. Большая часть таких павильонов просто закроется. Ведь согласно закону никто из индивидуальных предпринимателей (а хозяевами таких небольших магазинов являются именно они) не будет иметь права торговать алкогольной продукцией. «Зеленый свет» на «вино – водку» закон дает только юридическим лицам, поэтому первая головная боль для всех «чэпэшников» – перерегистрация. А перерегистрация ИЧП в юридическое лицо обойдется в 30-40 тысяч рублей. Кроме того, придется покупать новые кассовые аппараты. Многие из моих знакомых вот уже несколько месяцев не знают, что им делать. Даже опытные, не первый год работающие в сфере торговли, имеющие не один магазин, долго пребывали в раздумьях – стоит ли игра свеч: решаться на перерегистрацию или нет? Проблема в том, что за короткое время индивидуальному предпринимателю нужно обойти не одно ведомство и собрать кучу бумаг, а также при перерегистрации пройти заново все проверки (Госпожнадзор, Роспотребнадзор и прочие).
Так, если предприниматель остановит свой выбор на ООО, то для его регистрации нужно принять устав, открыть расчетный счет в банке, а также при обретении формы юридического лица вести бухгалтерский учет, а значит, нанимать опытного бухгалтера, сдавать в налоговые инспекции ежеквартальный баланс.
Значит, и цена на винно-водочные изделия будет еще выше, потому что на всё это нужны дополнительные деньги. Времени на перерегистрацию уходит много. Не меньше месяца, чтобы вместо «чэписта» стать ООО. Думаю, что закон был принят исключительно в интересах крупных компаний. Этим законом они прикончат многих. У многих лицензии могли быть действительными еще года два, а теперь государство одним росчерком пера все аннулирует. Ты сначала мог, а теперь не можешь! Сегодня ты «чэпэшник» и водка у тебя легальная, а завтра ты переоформишь лицензию на ООО и твоя водка будет уже нелегальной! Потому что по закону после переоформления лицензии тот алкоголь, которым торговал, уже нельзя продавать.
Новый закон ставит еще одну подножку предпринимателям – десятикратное увеличение штрафов с 3-4 тысяч рублей до 30-40 тысяч. Для многих такой штраф равен разорению. Мелкий предприниматель закроется, и оставшуюся водку сам будет пить лет 15-20 с горя. Получается, что сначала «чэпэшник» переоформит свою деятельность на ООО, все сделает, а на следующий день придет проверяющий, найдет несоответствие, наложит штраф больше тысячи долларов, и проще будет закрыться, чем, оплатив этот штраф, ждать следующего.
Единственный выход у многих – «лечь под оптовиков», то есть сдавать им свою территорию в аренду. Другого выхода лично я не вижу.
И ещё один момент. Основной упор закон делает на контроль спиртосодержащей продукции технического плана. Теперь вся эта продукция должна пройти обязательное лицензирование. То есть все эти средства типа «Максимки» и «Кирюши» исчезнут из свободной торговли. Это хорошо, но, скорее всего, если количество магазинов, торгующих водкой, сократится, то «самопальной» водки станет еще больше, чем сейчас. Куда пойдет тот, чей бюджет не предполагает траты на покупку качественной водки? Конечно, по известному адресу. С тем, что появится много «левой» продукции, согласны все.
Вот такой парадокс: закон создавали как раз ради того, чтобы продавалась только качественная алкогольная продукция. А тут такой бумеранг…
Подготовили Ольга Дядюра, Александр Карандеев
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024