РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Машинист легендарного паровоза

Почти год прошел с того дня, когда я разговаривала с Федором Михайловичем Косицыным. За неказистой внешностью невысокого человека открылась личность с неординарной судьбой. Тогда я сделала лишь некоторые записи, пообещала непременно встретиться и… не выполнила обещания. Недавно он умер. И теперь я могу лишь восстановить в памяти нашу беседу, чтобы хоть частично выполнить свое обещание.За долгую трудовую жизнь, а работе на железной дороге он отдал 55 лет, получил Федор Михайлович Косицын немало наград и званий, в том числе и орден Трудового Красного Знамени. И все это время он даже не мыслил себя в другой профессии. Но особо запомнилась одна из первых наград, поскольку поводом для нее послужил случай, когда довелось ему предотвратить крушение поезда.
Вел он свой состав по одному пути и увидел, что на встречном, прямо на полотне, стоит трактор с прицепом. Связь не работает. Федор Михайлович знает, что впереди у встречного подъем, значит, он сейчас скорость будет набирать, и тогда крушения не миновать. Пришлось горящим фонарем отмашку делать. Позже Федор Михайлович узнал, что пьяный тракторист уснул в тракторе. Машинист встречного поезда из кабины трактора смог его вытащить, лишь разбив стекло. Отогнали трактор в сторону и продолжили движение. А состав был грузовой, весом в 5,5 тысячи тонн. Тогда же наградили Федора Косицына знаком «Отличный паровозник».
Случай этот произошел уже в мирные послевоенные годы, а начиналась его трудовая биография в грозном 41-ом, и было Федору Михайловичу всего 16 лет. На фронт его не взяли, и мальчишка написал заявление в школу трудовых резервов, чтобы заменить тех, кто ушел на фронт. Четыре месяца учебы, месяц практики, и новоиспеченный помощник машиниста был направлен на паровоз 732-34М серии «Э». Обслуживали участок Орск – Айдырля. В одну сторону водили составы с углем для орских предприятий, санитарные поезда, в другую – составы с вооружением, техникой для фронта. Работа у помощника машиниста – не позавидуешь: за полтора суток приходилось перекидывать в топку паровоза по 20 тонн угля. И особую сноровку для этого выработать следовало: не в одну кучу уголь бросать, а так, чтобы девятью лопатами равномерно закрыть шесть квадратных метров топки. Когда случалась поломка, времени на стоянку для ремонта не было, ремонтировались на ходу. Забросают горящую топку мокрым углем, чтобы огонь сбить, наденет Федор мокрую шапку, рукавицы и лезет исправлять повреждение. Иной раз выскочит из горячей топки, а одежда на нем уже тлеет.
В 1943 г. сдал он экзамен на машиниста. В 44-ом Федор Михайлович стал уже старшим машинистом все того же 732-34М. Всю войну водил Федор Косицын поезда, не допустив ни одного происшествия. Лишь в 1945 г. случилась нестандартная ситуация, когда по ошибке стрелочника паровоз, ведомый Федором Михайловичем, вышел на путь со встречным поездом. Но и тогда успел машинист экстренно затормозить, остановив состав в нескольких метрах от другого паровоза. От пережитого напряжения Федор Косицын весь холодным потом покрылся, еще в себя прийти не успел, а тут прибегает человек из его состава, сопровождавший вагон вина, и сетует: «Что ж ты, дорогой, не притулился к нему! Я бы весь вагон списал как бой!»
В 1946 г. все паровозы серии «Э» на Орском участке железной дороги заменили серией «СО». Опять Федору Михайловичу пришлось переучиваться, что впоследствии приходилось делать неоднократно, так как профессия машиниста требует постоянной учебы, совершенствования, освоения новой техники.
Когда же решили на перроне орского вокзала установить паровоз и выбор пал именно на его родной 732-34М серии «Э», Федор Михайлович воспринял это событие как встречу со старым добрым другом и искренне был рад, что признали заслуги этого безотказного трудяги. Ведь даже отработавшие свое паровозы, словно старые солдаты, остаются в запасе.

Татьяна Зиннатуллина

Материалы по теме

Машинист легендарного паровоза

Почти год прошел с того дня, когда я разговаривала с Федором Михайловичем Косицыным. За неказистой внешностью невысокого человека открылась личность с неординарной судьбой. Тогда я сделала лишь некоторые записи, пообещала непременно встретиться и… не выполнила обещания. Недавно он умер. И теперь я могу лишь восстановить в памяти нашу беседу, чтобы...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.