Сервис завтрашнего дня
- Репортаж
- 09-08-2006
Домоуправления десятками лет демонстрировали стране свой «ненавязчивый сервис». Мы привыкли, сжав зубы от возмущения, платить по неслабым счетам за квартиры, самостоятельно чинить краны, менять «гусаки» и стояки, унитазы и мойки.Но примерить на себя профессию управдома можно только с похмелья или пройдя тернистый путь О. Бендера. Помнится, бессмертный персонаж из «Золотого теленка» именно так продолжил свою карьеру.
Странное начало
Итак, я управдом на один день. В фирме «Ленинский жилищно-коммунальный сервис-3» управляющей компании «Ленинская» мне предстоит проработать смену рядом с настоящим директором О. Беляевой. И, конечно, разобраться, как предприятию с определенным имиджем можно стать приличной фирмой по обслуживанию жилого фонда.
Шоковая терапия в сервисе – для меня явление неожиданное, но именно так, кардинально изменив экономику предприятия и требования к подчиненным, самостоятельный директор коммуналки сломала стереотип похмельного слесаря-сантехника и намерена в будущем благоустроить все дворы огромной территории своей вотчины. Скажу наперед: шок от этого рабочего дня останется в памяти надолго.
Знакомимся с клерками Ленинской компании, одна из управленцев, высокая красавица в светлом костюме, показавшаяся знакомой, и есть Ольга Федоровна, которой я определен в дублеры.
Рабочий день начинается с того, что утром я не увидел посетителей, непременных для коммунальных контор. Вместо утренней ругани с подчиненными – небольшой праздник в офисе управляющей компании. Цветы, подарки, стихи, теплые слова – начальствующему юбиляру. Здесь все свои, передел структуры предприятий еще только-только закончился, и коллектив остается единым, профессионалы – товарищи, связанные годами трудовых будней.
После поздравлений – за дело. В небольшом кабинетике фирмы – рабочий уголок для кассира, сейф, стол директора, пара стульев для посетителей и шкаф для бумаг.
Сразу пытаю Ольгу Федоровну, куда дела народ, почему никого нет. И слышу в ответ невероятное:
– Сама удивляюсь. После дождя по весне народу столько, что подпрыгиваешь. А чтобы в начале августа после дождя ни одной жалобы на протечки – это уже достижение. (За окном лужи от ночного ливня. – Авт.) Август и сентябрь у нас считаются традиционно «урожайными» на засоры канализаций (жильцы бросают в унитазы огурцы и помидоры, а потом в кабинете управдома выясняют, за чей счет пробивать засоры). Но и этих жалоб сегодня нет. Наплыва посетителей уже и не жду. Работа выстроена так, чтобы все обращения граждан решались на месте и своевременно. Приход ко мне – это уже ЧП.
– Куда идут владельцы квартир со своими проблемами? Почему в коридоре нет посетителей?
– Мы стали обществом с ограниченной ответственностью, работаем как подрядная организация управляющей компании «Ленинская». Все заявки, жалобы принимаются двумя мастерами, техниками или помощником директора, ввели такую должность специально, она нужна для работы с населением. Мне еще предстоит принимать посетителей по личным вопросам и, как всегда, буду помогать выдавать справки с места жительства, о составе семьи. Но самостоятельность фирмы обязывает заниматься и другими делами. Договоры с предприятиями, банковские и бухгалтерские проблемы отнимают много времени.
Подтверждением служит шустрая девушка, влетевшая в кабинет на несколько секунд:
– Ольга Федоровна, отдайте четыре тысячи, должны были вернуть еще на прошлой неделе. Отдадите?
Услышав подтверждение, девушка исчезает за дверью, а мне остается выслушать пояснение.
– Только выплатили зарплату и премию коллективу, на счете пусто, а пришлось срочно искать несколько тысяч на покупку деталей для замены трубопровода. Вот и заняли в другом жилкомсервисе.
Разговор перебивает парень в джинсовом костюме. Короткий диалог о проводке и лампочках заканчивается, как только я вникаю в его суть. Начальник электрослужбы из диспетчерской (тоже получившей юридическую самостоятельность) отчитался о подготовке нескольких подъездов и подвалов к ремонтным работам.
Следом приходит бригадир слесарей (видно по рабочей одежде), ему срочно нужны триста рублей на мелочи при замене ржавого стояка на полипропиленовый. Работа выполняется для жильцов за отдельную плату, с долговременной гарантией. Поэтому кассир получает команду на выдачу налички.
А я делаю вывод, что профессионалы, заглядывавшие в кабинет директора для решения текущих проблем, больше похожи на заводских инженеров, а не на коммунальных рабочих. С изменением статуса коммунальных контор меняется и профессиональная среда. Словом, появляется повод порасспросить о профподготовке и директрису. На вопрос об образовании Ольга Федоровна заметно смущается. Потом выдает неожиданное:
– Филологический оканчивала, преподаватель английского языка. Но есть опыт работы в школе, а карьеру управдома начинала после службы в УВД.
Азы коммунального сервиса постигала у знаменитого в нашем городе директора треста коммунального хозяйства Морозова. Он очень жесткий руководитель, но сейчас вспоминаю его школу с благодарностью. Приходилось все делать бегом и немедленно, зато сегодня знаю, как организовать труд подчиненных. А диплом педагога помогает в общении с жителями. Бабушки любят приходить на прием со своими заботами, а то и просто поговорить.
При этих словах я догадываюсь, на кого она похожа и лицом, и статью. Бабушки, наверное, приходят поглядеть на телеведущую и певицу Лолиту. Только орская намного моложе и заметно культурнее.
Новые хозяева старого жилья
Минуты рабочего дня летят стремительно, наступает время приема по личным вопросам, и разговор незаметно переходит в диалог с посетителями. Странный диалог. Людей волнуют новые проблемы, не знакомые советской коммуналке.
Вот женщина купила запущенную квартиру дочке, она пришла проконсультироваться, что делать в этом случае и кто должен восстанавливать подачу воды в квартиру, чистить давно забитую канализацию. Она оставляет номер телефона, чтобы техник-смотритель мог договориться о времени осмотра помещения.
Еще приходили люди с жалобой на мусор под окнами, у кого-то засорилась канализация. Женщина, увидев, что бригада отделочников начинает ремонт фасада, попросила отремонтировать балкон.
Последний посетитель был более радикален, но разговор также касался купли-продажи. Хозяйка приобретенной квартиры делает ремонт перед тем, как в нее заселиться. Одновременно выяснила, что общие с соседями коммуникации прогнили и могут выйти из строя в любое время. Она предлагает сервисной фирме обновить общие коммуникации, но ждет платы за ремонт по трудовому соглашению, поскольку он будет вестись для других жителей дома.
Бизнес есть бизнес, и решение однозначно – договор на эти работы будет составлен по дефектной ведомости с применением невысоких расценок предприятия. Требования по качеству – жесткие. За материалы – отдельная плата.
Договор заключается не с жиру. Просто сейчас – сезон подготовки к зиме, свои мастеровые работают по удлиненному графику, и лишних рук просто нет. Да еще, как на беду, несколько слесарей, научившись работать с полипропиленовыми трубами, подались на вольные хлеба в сельские районы.
Заработки в бытовке невысокие, слесарям приходится работать в подвалах, случается, что и в грязи. И люди идут в эту профессию без энтузиазма. Хотя сейчас многое меняется и в этой работе. Полипропилен большого диаметра уже ставится и на общедомовые разводки. Работа становится интереснее, сложнее, квалифицированнее.
В конце рабочего дня нам пришлось идти проверять, как бригада устанавливает новый бойлер, изготовленный по современным технологиям. В подвале действительно не очень уютно, белый пластик трубы резко контрастирует с чернотой старых стен, а водогрейный прибор просто поражает своими миниатюрными размерами и аккуратностью высокотехнологичного производства. Такое качество раньше было только у оборудования для «оборонки», но точные технологии приходят в подвалы орских многоэтажек.
Бдительный «народный контроль» из дам послебальзаковского возраста, расположившийся на лавочке у подъезда, докладывает результаты наблюдения:
– Молодцы мальчики. Работают весь день, не ругаются матом. Говорят, что вечером закончат. Похвалите их через газету. А мы ждем горячую воду.
Ольга Федоровна подтверждает, что слесарь А. Ерцанкин, специалист по полипропилену О. Катков и сварщик В. Ильясов работают здорово, а за эту работу получат дополнительную премию. И еще поясняет, что современные бойлеры, установленные в домах на территории управляющей компании «Ленинская», показали отличный результат, а летние испытания подтвердили их надежность. Главное – найти средства на переход к новым технологиям. Но это уже забота вышестоящей компании. Ее дело – удержать классных работников премиями, новыми знаниями. И подумать о повышении заработной платы.
Территория чистоты
Есть еще одна сторона жизни коммунального сервиса, и заглянуть в эту жизнь можно только с утра пораньше.
Гвардия дворников, прибрав свои участки с семи утра, часиков в восемь собирается на свою планерку. Бригадир получает задание на день для всей команды и расставляет «бойцов» на выкос трав, очистку территории, покраску мусорных баков или плит ограждения площадок. На такой сход профессионалов метлы мы и отправились.
Характерная примета профессии – кто-то кинулся подметать асфальт перед лавочками у дома со словами: «Семечки вечером лузгала молодежь, сейчас все подмету».
Проблем с дворниками нет, они знают дело, работают добросовестно, другое дело – обход территории. Пока ходили внутри микрорайона, менеджер коммунальной фирмы открывал мне проблемы. Вот здесь – куча земли, укатанная колесами, а весной жильцы просили завезти грунт, чтобы сделать клумбу. Придется вызывать трактор и разравнивать. Вот вдоль пятиэтажки заборчик из старых досок и проволоки. Сколько ни говори, что здесь он не нужен, жильцы слушать не будут, сами притащат от мусорных баков старье, но изгородь перед окнами у подъездов будут восстанавливать до бесконечности. А по-хорошему здесь достаточно невысокого кустарника. Надеемся, подзаработаем денег и будем понемногу заниматься планировкой территории и ландшафтным дизайном. Пробовали у общежития сажать кусты акации, но немногие принялись. Грунт слишком грязный, да еще утрамбованный транспортом, под саженцы надо бы завозить землю специально. Это завтрашний день.
И уже без моего присутствия.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024