РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Жизнь после смерти... любимого

Рубрику «РетроПортрет» мы открыли в апреле. И среди найденных героев прошлых публикаций был один человек, без сомнения, интересный и незаурядный. Это Александр Шаповалов. Многим он был известен как заместитель начальника цеха № 2 ОАО «Орскнефтеоргсинтез». Мы же искали его как героя публикации в «Орском рабочем» от 23 мая 1970 года, молодого солдата из Орска, попавшего на военную службу в Хабаровский край. Вот только не довелось нам пообщаться с самим героем. Случилось несчастье – в мае этого года его не стало. Погиб на предприятии. Служат у нас два молодых воина, два хороших парня из вашего города. Это Александр Шаповалов и Александр Мамков. До призыва в Советскую Армию оба работали слесарями в ремонтно-механическом цехе завода имени Чкалова.
С первых дней службы заводские парни показали себя дисциплинированными, исполнительными солдатами. С любыми заданиями они умело справляются. Чувствуется рабочая закалка и сноровка.
Рядовые А. Шаповалов и А. Мамков упорно учатся военному делу, повышают мастерство, принимают активное участие в художественной самодеятельности, не забывают о спорте.
В дни подготовки к ленинскому юбилею молодые воины приступили к изучению теоретического наследия вождя революции. Они тщательно конспектируют произведения Владимира Ильича, участвовали в проведении ленинских чтений на тему «Заветам В. И. Ленина верны». В числе первых успешно сдали ленинский зачет.
Парни из вашего города служат примером для других воинов. Вы можете гордиться ими, товарищи орчане.
<Г. Гаврюшенко. Хабаровский край.


***
– Нету больше вашего парня, – сказал мне бесцветный женский голос по телефону. Неделю спустя я сидела напротив Любови Шаповаловой, слушала её сбивчивый рассказ. И… страшно сказать… поймёте ли вы меня, дорогие читатели? И завидовала ей. В конце постараюсь объяснить, почему.
***
В армии Александр служил в 1969-1971 годах. И ему нравилось. Может быть, оттого, что там всё было по правилам, по уставу. Это был человек, любящий и умеющий работать. Но не за деньги, а за идею.
После армии Александр Шаповалов вернулся на Орский нефтеперерабатывающий завод им. Чкалова. Как говорится, пошёл по стопам работавшего здесь отца, Геннадия Ивановича.
Любовь Александровна, тогда ещё просто Люба, молодая девчушка, приехала в Орск, когда наш герой был уже механиком цеха. Они познакомились, год встречались. Когда поженились, Любе было 19. Александр – на 10 лет старше.
***
«Никогда я ни с кем не дружила до Саши. И ничуть о том не жалею. Видно, судьба так распорядилась, что он меня дождался… когда я выросла. Мы в вузах учились в одно время: я в Орске, а он – на заочном отделении в Москве».
***
Только на последнем курсе пришлось ему уехать на год в столицу. Вот тогда жене довелось несладко: ведь в то время у неё на руках уже был четырехмесячный ребёнок – первая дочка. И институт надо было как-то оканчивать. Помогли хорошие люди. Соседская семья брала девочку к себе на время Любиных занятий в вузе. А когда у них заболел дедушка и присматривать за ребёнком они больше не могли, все остальные жильцы в подъезде договорились между собой и объявили молодой маме: «Мы тебя не бросим. Будем каждый день по очереди нянчить дочку, пока ты в институте».
***
«А Саша мне письма писал из Москвы. Вот, смотрите, какая толстая пачка всего за один год накопилась! Я тогда благодаря соседям поняла, что плохих людей не бывает. Всё зависит от того, как ты сам к окружающим относишься. Хотя я всегда была более открытой для других, чем Саша. Он более замкнут в себе. Пожалуй, главным его другом была я. А все мои друзья – его друзья. Но эта его замкнутость не была мрачной, отталкивающей. Просто немногословный скромный человек».
***
Александр Шаповалов никогда не кичился своими знаниями, хотя имел на то полное право. Кажется, не осталось ни одной области, в которой он не разбирался. Особо увлекался шахматами – имел первый разряд. Изучал географию – всё мечтал сам поехать в путешествие. И очень любил астрономию. Подолгу изучал звёздное небо через телескоп, купленный женой для детей. Думал после выхода на пенсию устроить дома на чердаке маленькую обсерваторию… Это уже в последние годы, когда появился собственный дом.
***
«Мы столько мест жительства поменяли! Первые три года жили у его родителей. Потом нефтеперерабатывающий завод выделил нам квартиру. Потом, когда у нас уже трое детей было, дали другую, трёхкомнатную. Тоже на Сашиной работе.
Я же много мест сменила. Со своим образованием учителя физики и математики, имея восемь лет педстажа, работала и лаборантом, и штукатуром. Для семьи старалась. Саша тоже всё делал для семьи. И его единственная работа помогала в этом. А сменить её и не смог бы – слишком консервативен был. Полюбил свой завод сразу – и на всю жизнь… Знал все трубы, все задвижки... Привык к нему, прикипел…»
***
Вообще и Любовь Александровна, и сослуживцы Александра Шаповалова говорят, что для него работа всегда стояла на первом месте. Причём, как уже было сказано, этот человек никогда не ставил во главу угла материальные ценности, вознаграждение. Смена эпох не коснулась его. В душе он остался советским человеком – в самом лучшем смысле этого слова. Человеком, которому труд приносил радость и удовлетворение. Человеком, для которого вопросы нравственности и морали всегда были превыше материальных благ.
***
«Вспомнила интересный случай: когда его портрет на Доску почёта поместили, было какое-то торжественное мероприятие по этому поводу. Он с детьми туда отправился. Дети потом прибегают домой: «Мама, мама! Папу в красную книгу занесли!» Надо было его занести в Красную книгу как редкий во всех отношениях «экземпляр»… Он был большим ребёнком. Не мог врать и верил на слово другим людям. Не осуждал людей никогда… Получается, что жил по заповедям. Но в Бога не верил. Ещё ни под кого не подстраивался. Был очень непосредственный, без задних мыслей, без двойного дна человек».
***
Александр Геннадьевич мог днями и ночами пропадать на предприятии. Иногда любимая работа не отпускала домой и в выходные. Но это не значит, что семья была забыта. Он был и заботливым, любящим отцом. Иногда сам нянчил детей, менял им пелёнки. А когда решили строить дом, тоже всё делал своими руками. Не стерпел бы, если б в его дом пришёл чужой мужчина и что-то делал за него. Поэтому и крышу сам крыл, и электричество проводил, и отопление. Никто другой не смог бы сделать так, чтоб ему угодить.
***
«Когда мы только начали дом строить, на месте вот этого камина стояла голландка. А рядом лежали две двери. И поддоны валялись. И мы здесь в таких условиях спали, голландку топили. Помню, когда в первый раз зажгли свечку, я вышла на улицу, посмотрела – так радовалась, что в нашем новом доме свет зажёгся! Камин они вместе с сыном Мишкой делали. Берёзку Саша посадил возле дома перед смертью…»
***
Директор завода, придя на поминки, заметил, что Шаповаловы живут очень небогато. И решил помочь, дал рабочих, чтобы закончить ремонт. Самой Любови Александровне не потянуть.
Сын тоже вырос парнем трудолюбивым. И помогает матери чем может. Правда, только летом – когда приезжает на каникулы. Мише – 19 лет, он окончил второй курс самарского технического вуза. Двум старшим дочерям, Тоне и Наде, по 26 и 24. Они обе вышли замуж и живут отдельно. Но ни на день не оставляют мать наедине с горем.
***
«Когда был жив Саша, мне было всегда 17-19 лет. А сейчас с каждым днём я на год старше становлюсь. И поэтому мировоззрение тоже каждый день меняется. Очень многое успела передумать за это время.
Мы прожили всю жизнь как один день. Я даже не могу различить в памяти те отношения, которые были сразу после свадьбы, и те, что в последние годы. Потому что и в последние годы мы были так же нежны друг к другу, как и 27 лет назад.
А теперь апатия возникает. Боюсь её. И стараюсь не унывать. Не быть эгоисткой. После смерти Саши заболела сильно. В больнице лежала. И мне там один мужчина сказал: «Вы не падайте духом, вы должны жить ради своего мужа». Вот и решила жить. Я пишу картины. Теперь только это мне и остаётся. Следующие работы посвящу Саше.
Мишка на нашей серебряной свадьбе так интересно сказал: «Дорогие родители, желаю, чтобы мне никогда не было за вас стыдно».
Не нам за него, а наоборот! И все тогда засмеялись. Теперь я хочу, чтоб ни Саше, ни моим детям никогда не было за меня стыдно. Вот так жить надо, не кривя душою перед собой и другими. Стала читать Серафима Саровского. Он пишет, что надо жить, никого не осуждая. А если человек недобр, нужно отойти в сторону. И помолиться за него, чтоб прозрел. Ведь самому человеку трудно оттого, что он зол…»
***
Не каждой женщине довелось испытать такую любовь, быть рядом с таким человеком. И пронести своё чувство через все трудности, не растеряв ни одного ласкового слова, ни одного нежного взгляда. Я не удержалась и спросила о главном…
«Как удалось сохранить любовь через много лет? Скажу, безусловно, банальность: главное – терпение. Я не сразу ему научилась. Вот, помню, в молодости очень любила капризничать. А Саша как-то всегда с пониманием ко мне относился. И умел успокаивать. Ещё вспомнила… Когда молодая была, хотелось каждый день признания в любви слышать. А он мне однажды говорит: «Я тебе один раз сказал, что я тебя люблю. И ты меня больше никогда не спрашивай. Это на всю жизнь!» Знаете, он тогда ведь, как всегда, правду сказал».

Материалы по теме

Жизнь после смерти... любимого

Рубрику «РетроПортрет» мы открыли в апреле. И среди найденных героев прошлых публикаций был один человек, без сомнения, интересный и незаурядный. Это Александр Шаповалов. Многим он был известен как заместитель начальника цеха № 2 ОАО «Орскнефтеоргсинтез». Мы же искали его как героя публикации в «Орском рабочем» от 23 мая 1970...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.