Сказку для взрослых снимают в Орске
- Репортаж
- 31-08-2006
Вторую неделю в Орске работает съемочная группа из Екатеринбурга. Известный режиссер Алексей Федорченко снимает в наших краях художественный фильм «Железная дорога» по сценарию Александра Гоноровского. Мы решили побывать на съемках фильма, чтобы увидеть своими глазами, как делается хорошее кино.
Уже в 10 утра мы стояли, как два тополя на Плющихе, возле профилактория «Степные зори», где и разместились киношники. А вокруг – тишина. Как выяснилось, съемочная группа собирается начать рабочий день позже обычного – в 11 часов. Что ж, ради искусства можно и подождать.
«Все смешалось в доме Облонских» уже через полчаса. Киношники в темпе грузили аппаратуру, аксессуары в автобус и две «Газели». Видимо, живут по принципу «все свое ношу с собой». Мало ли что может пригодиться. К счастью, нам тоже нашлось место в автобусе. Читатель, вперед!
Подробно пересказать содержание фильма нам не смогли.
– О чем фильм? О железной дороге! – пошутил кто-то из актеров, потом серьезно добавил: – Это сказка для взрослых. Главные герои – директор школы, отец и сын – едут по железной дороге на тепловозе, который они угнали. Отец рассказывает сыну о его матери, сбежавшей от них с циркачом. О том, как она тушила пожары, спасала раненых… В общем, конец счастливый. Все находят то, что искали…
А вот что рассказал сам режиссер Алексей Федорченко: «Главные герои – директор школы, отец и сын – крадут вагон угля и по заброшенной ветке везут его продавать, чтобы заработать деньги и школе помочь. Фильм сложный, фэнтези. Ветка заброшена, а люди живут. И они трансформировались, и время непонятное – некое безвременье».
О любви – это хорошо. А то уж больно подустал наш народ от сериалов про ментов и зону. Хочется чего-то душевного и философского.
Нам повезло: поехали не в Тукай, к черту на кулички, а в сторону бывшего молокозавода. Именно здесь киношники решили снимать сцену, где главный герой ищет клад. Роет настолько глубоко, что падает стена милицейского управления. В фильме этот эпизод длится 20-30 секунд, а работы – как минимум, полдня.
Режиссер пообещал сцену обрушения части стены здания, пиротехник – небольшой, но взрыв («игрушечный такой»), в общем, остались мы наблюдать за всем этим действом в предвкушении ярких впечатлений. Заняли место на переносных стульях в «партере».
Скоро сказка сказывается, да не скоро фильм снимается. Массу времени отнимает подготовка к этим самым минутам съемки. Отмотаем воображаемую киноленту назад. Организаторы искали и нашли нужное полуразрушенное здание, затем вышли на собственников.
Не знаем как, но получили разрешение разрушить часть стены. Рано утром вставили стекла в окно на первом этаже – в фильме это отделение милиции. Внутри помещения повесили занавески. До приезда группы на площадке уже стоял экскаватор, которым умело управлял паренек в клетчатой рубашке.
Каждый на съемочной площадке занимается своим делом. Пиротехник готовит взрыв, двое парней обставляют мебелью комнату на втором этаже – поставили книжный шкаф с папками, письменный стол, глобус, повесили занавески, кто-то полез прибивать доску с надписью «Отделение милиции». Гримеры колдуют над лицами актеров. Операторы настраивают аппаратуру. Жизнь кипит, солнце припекает, а мы занервничали – прошел почти час, а съемки еще и не начинались.
– Так и работаем, –- констатирует режиссер. – По советским нормам в день надо снимать 23 метра, это всего несколько минут на экране. Очень много времени занимает подготовка к съемкам.
Режиссер на площадке – Бог. Он, как дирижер, руководит огромным «оркестром». Решает не только важные, но и второстепенные, и даже третьестепенные задачи.
– Алексей Станиславович, актеров одевать?
– Какого цвета шторы вешать?
– Будем снимать детей? А когда?
– Шторы вешать снаружи или внутри?
(Последний вопрос вызвал на площадке добродушный хохот.)
Подошел продюсер фильма, предложил ознакомить ся со сметой. Как бы между делом решили, в каком вагоне из трех предложенных будут снимать завтра.
Федорченко дает совет пиротехнику, потом идет к оператору, несколько раз заглядывает в окуляр камеры. Вот он уже у трактора смотрит «картинку» и что-то долго обсуждает со своими коллегами… То здесь, то там мелькает его ярко-жёлтая майка.
Режиссерское кресло долго пустует без хозяина, даже возникло желание плюхнуться в него, но актеры не дали – плохая примета. Ох, уж эти суеверия! Говорят, перед началом съемок нового фильма екатеринбуржцы разбивают тарелку с названием фильма, каждый берет себе по осколку. Хорошая подобралась команда. Режиссеру нет смысла повторять что-то дважды, все его указания исполняются незамедлительно. За все время нашего пребывания на площадке он ни разу не повысил голос.
– Сейчас будет репетиция для вас, – обратился Федорченко к водителю экскаватора. – Заводите, кидаете ковш на землю и после хлопка (взрыва) быстро выбегаете из кабины. Понятно?
Монотонно загудел экскаватор. Рядом актер Виктор Тереля (директор школы) экспрессивно жестикулирует. Ковш опускается на землю, а водитель преспокойно сидит в кабине.
– Стоп! Вы чего не выбежали?
– Так репетиция же…
– Для вас репетиция. Давайте еще раз.
В нужный момент водитель с испуганным лицом покидает кабину. Все. Можно снимать.
Мотор!
Через несколько секунд после съемки группа собирается в палатке, где установлен компьютер. Снятый материал тут же просматривается. Совсем игрушечным получился взрыв.
– Еще раз!
Потом – снова подготовка к сцене обрушения стены. Режиссерская группа пытается представить всю картину мысленно. В случае чего, дубля не сделать.
– Полетят папки, сорвется гардина, лучше, если будет течь вода.
– Зачем вода-то?
– Так трубы водопроводные должно порвать от такого удара. Будет красиво.
– А как это сделать?
– С крыши в трубу будем качать воду.
– Не получится.
– А может ее разлить по полу?
– Нет. Неправдоподобно.
Обсуждают каждую деталь. Словно от того, как висят календарь или занавески, зависит глубокий смысл будущей картины. «Обрушить стену легко, попробуйте сделать это образно», – произносит кто-то философски.
Пока мы наблюдали за съемками, «милиционера» Андрея Титова остригли наголо. Очень жарко. Он уже давно готов к съемкам.
Мы интересуемся, что это за зверь такой на подставке. Оказалось, микрофон. А мохнатая шубка всего лишь защита от ветра.
Солнце палит так нещадно, что мы не выдерживаем и прощаемся со съемочной группой. До обрушения стены остается час или два…
А. Федорченко: «Мы делаем хорошее кино»
– Алексей, нам сказали, что на съёмочной площадке вас не поймать, – обратились мы с просьбой об интервью к режиссёру проекта за несколько минут до выезда.
– Что вы, я не так-то быстро бегаю, – засмеялся Федорченко.
Этот добродушный человек в широких штанах и оранжевой футболке развеял наш миф о нервных режиссёрах и сразу расположил к общению.
– Алексей, откуда идея фильма?
– «Железная дорога» – это готовый сценарий Гоноровского, одного из авторов сценария к фильму «Первые на луне». Сценарий очень хороший – необычный, интересный, добрый, странный, даже страшный. Здесь смесь жанров. Это и сказка для взрослых, и фильм-дорога, и притча.
– Кино о любви?
– Скорее, это анатомия ревности и прощения.
– Мы слышали, что вы снимаете неизвестных актёров, не «засвеченных» в сериалах. Откуда этот принцип?
– В этом жанре не должно быть известных лиц. Главное – типажи.
– Сложно было найти заброшенную железнодорожную ветку?
– Очень сложно. Везде постройки, линии электропередач, столбы. Именно в посёлке Светлом оказалась такая тупиковая станция. Основные съёмки будут там. Тукай – одна из станций по дороге, единственное большое село, которое мы встречаем по пути. Часть станций сами строим у Рудного Клада. В Орске и его окрестностях стараемся снять максимально много, а 10 сентября переезжаем в Светлый снимать непосредственно железную дорогу.
– Когда зрители смогут увидеть фильм?
– Снимаем достаточно плотно. Планируем закончить в мае.
– У него будет слава «Первого на луне»?
– Сначала надо сделать хорошее кино, а там посмотрим.
В. Тереля: «Мне не интересно искусство, похожее на жизнь»
– С Алексеем Федорченко работать – за честь, – рассказывает актёр Виктор Тереля за несколько минут до съёмки эпизода с взрывом у отделения милиции. – Это режиссёр-философ, человек мифологического склада. Вопрос «Кто разбил чашку и кого за это ставить в угол?» ему не интересен. Лёша похож на человека, который увидел носорога и не верит, что он настоящий. Поясню. Носорог у Федорченко вроде как носорог, а на самом деле – какое-то мифическое существо, равное гипогрифу. Вот это и есть искусство. Убеждён, что режиссёр, показывающий зрителю носорога и говорящий, что это именно носорог, ненастоящий художник. Фильм «Железная дорога» не реалистический, это фантасмагория, притча, сказка. Для любого зрителя, способного удивляться. История в нём удивительно красивая. Мой герой тоже неординарный человек. Директор школы – идеалист, выдумщик, авантюрист. У него куча идей. Он ищет клад – добывает деньги для своей школы.
Ольга Дядюра, Юлия Мишина
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024