На улице Купеческой жизнь кипела...
- Репортаж
- 06-12-2006
Пионерская – одна из небольших улочек Старого горда. Она расположена параллельно Советской. Некогда на ней кипела жизнь, и не случайно она называлась Купеческой. Красивые капитальные строения словно красуются друг перед другом. Каменные дома в Орске принялись строить после пожара 1888 года. На этой улице обращает на себя внимание здание городского самоуправления, возведенное в 1890 году при городском голове Д. Г. Швецове. Именно на эту улицу имел главный выход Спасо-Преображенский собор с площадью. Здесь же – торговые дома «Нидеккер А. Л. и К°», «Смирнов и сыновья», дом орского 2-ой гильдии купца В. И. Назарова, один из самых старых двухэтажных домов. О нем имеются сведения уже в середине 1870-х годов.
В 1891 году в связи с посещением Орска цесаревичем, будущим царем Николаем II, с площади убрали многочисленные лавки, окружавшие собор. А к дому Назарова вымостили дорогу плиточным камнем – в его доме Николай Александрович Романов принимал делегацию Орска. В 1894 году Назаров установил мемориальную доску в память об этом событии.
В 20-е годы улица носила имя Августа Бабеля, а с мая 1937 на основании письма Дома пионеров, разместившегося в бывшем торговом доме Нидеккера, улица получила нынешнее наименование.
Богданка
Прогулку по улице Пионерской мы начнем от площади Богдана Хмельницкого. Не могу сказать, как выглядело это место в дореволюционном Орске, зато наши со-временники вспоминают этот ныне забытый уголок как ухоженную и многолюдную площадь.
Вера Семеновна Клюшина, пенсионерка:
– Еще детьми мы бегали на Богданку, чтобы купить стакан лимонада. Полдня клянчила у мамы копейки, а даст – такое счастье! Глазами гипнотизировали продавщицу, наливавшую сироп из колбочек: «Тетенька, побольше сиропа!» Самой вкусной была газировка с вишневым сиропом.
Настя, 23 года:
– Для меня Богданка так и осталась бы заурядным серым местом в Орске, если бы не самое яркое впечатление детства. Мне было года четыре. Перед самым Новым годом мама вела меня в детский сад. И вдруг вижу – на площади стоит самый настоящий Дед Мороз! На меня столбняк напал от прилива восторга. Хороший Дед Мороз попался, поговорил со мной, конфетку из своего волшебного мешка достал. Благодаря ему я еще пару лет верила в Чудо.
Пожарный обоз на панихиде
Первое в Орске пожарное депо с высокой, почти в 3 этажа, каменной башней размещалось за зданием горуправы. Башня сохранялась до 1925 года, сегодня здесь разместилось здание пожарной части № 10 Советского района. В 1896 году, то есть 110 лет назад, в отчете о деятельности Орской городской управы сообщалось: «…Пожарный обоз имеет 5 больших машин (имеются в виду насосы. – Т. З.), 19 бочек, 1 багровый ход с кошеменными щитами. Пожарные служащие помещаются в каменном доме, а обоз и лошади – в деревянном здании, и отдельно имеется на Преображенской горе каланча с часовым. Служители: 1 брандмейстер, 22 рабочих, 20 постоянных лошадей. Пожарное депо в ночное время освещалось керосином за счет городских сумм, как и здание горуправы». Пожарный «поезд» – это экипаж ярко-красного цвета, сбруя с медными украшениями, блестящие пожарные каски. Брандмейстер – глава пожарной части – должен был быть в зеленом армейском сюртуке и посеребренном шлеме. Пожарный обоз участвовал во всех городских событиях (в дни коронования, молебнах в общественных зданиях и прочее, а также при панихидах знатных людей города).
Вся власть Советам!
Следующее здание – горуправы (ныне лаборатория горбольнцы № 1) – занимает особое место в истории Орска. Приведу лишь короткий отрывок из воспоминаний Константина Дмитриевича Сергеева: «Уездный съезд буржуи прохлопали с самого начала, когда начались дебаты по поводу избрания президиума. В президиум в подавляющем большинстве прошли большевики и беспартийные. Степан Долгоруков, избранный председателем президиума, тут же объявил о переходе власти в руки трудящихся и предложил уездный съезд считать первым Орским уездным съездом Советов рабочих, крестьянских, солдатских, казачьих и мусульманских делегатов. Зал встретил заявление гулом одобрения. Тут же кто-то из зала начал скандировать: «Да здравствует Советская власть! Да здравствует великий Ленин!», а потом запели «Интернационал». В тот момент большевики чувствовали себя именинниками. Понимали, что потом многие из делегатов поостынут, отмежуются и даже перейдут на сторону противника, но не сейчас. Почувствовали это и сторонники эсеров и меньшевиков. Правдухин, только что сидевший в кресле председателя съезда, был взбешен. Он демонстративно покинул заседание. За ним вышли его сторонники. Но их оказалось всего 14. Президиум съезда выдвинул предложение: «Ввиду малочисленности группы, покинувшей зал, считать съезд правомочным продолжить заседание».
Поостыв и рассудив, что лучше знать, что происходит на съезде, оппозиционеры вернулись в зал. Они боролись отчаянно за утекавшую из рук власть. Особенно яростно выступали врач из Сары по фамилии Остров и два священника. Они пытались давить на религиозные чувства депутатов и щедро сыпали выдержками из Библии. Но и тут были биты. Был в числе собравшихся депутат Егор Варенов. Несмотря на преклонный возраст, обладал он могучей фигурой. Был прекрасным знатоком Священного Писания, умел на всякое изречение священнослужителя найти свой контраргумент».
Пионеры у Нидеккера
Далее по улице – два купеческих дома. В одном из них уже при советской власти размещался Дом пионеров.
– Едва заканчивались уроки в школе, – рассказывает Антонина Ивановна Марченко, – я бежала в Дом пионеров. Заниматься хотелось во всех кружках. В драмкружке ставили пьесы. На наши спектакли приходили все желающие, – «Улица мальчиков», «РВС», «Пионерский галстук». Зала со сценой не было. Спектакли и концерты проходили в подвале. Зимой там было очень холодно, но это никого не останавливал.
А вот о чем писал «Орский рабочий» в 1948 году: «Двор Дома пионеров – красивое, ухоженное место. Здесь в беседке за шахматами проводят летние дни школьники. Но вот появились новые хозяева – столовая индустриального техникума и швейная фабрика, которые устроили во дворе яму для помоев. А штамповочная мастерская гормолкомбината устроила складирование отходов производства. Между тем школьники хотели посадить цветы, устроить волейбольную площадку».
Соборная площадь
Расскажем еще об одном несохранившемся здании, располагавшемся некогда на улице Купеческой.
В 1852 году завершилось строительство Соборной Спасо-Преображенской церкви. Вот ее описание 1910 года: кирпичная, на каменном цоколе. Оштукатурена и окрашена снаружи и изнутри масляной краской. Покрыта железом. Длина собора с колокольней – 39 метров, ширина – 16,33 метра. Колокольня высотой более 15 метров. Одна большая глава. Сейчас на бывшей Соборной площади расположен индустриальный колледж. В годы революции здесь разыгралась кровавая драма. Еще раз обратимся к записям Константина Сергеева:
«Отход из Орска был произведен ночью. Хотя части, уходившие из Орска, были обременены обозом, первые 10-12 километров они прошли без каких-либо имеющих значение боевых действий. Этому опять способствовало то, что сам отход был проведен настолько секретно, организованно и быстро, что белые о нем ничего не знали. Руководил отходом т. Краснощеков. При таких условиях красные бойцы и командиры оставили Орск. А там остались их старики отцы, матери. Их жены и малолетние дети, в ужасе и страхе ожидая расправы врага.
Лишь к часам 10 утра белые установили полный отход красных из Орска. Первые же данные об этом они получили от своих агентов, находящихся в городе. И после тщательной проверки белоказаки вступили в г. Орск. Вслед за войсками прибыл и командующий генерал Дутов, встреченный буржуазией морем цветов, и по пути его следования по улицам центра города были разостланы ковры. На Соборной площади протоирей Страхов служил карательный молебен большевикам и дарования победы Оренбургскому казачьему войску. На площади собралось почти все население города. Заняв город, белоказаки производили повальный обыск домов, кварталов, где жил трудовой люд. Они собрали всех мужчин. Подчас обнаруженный не имел никакого отношения к красным, но для задержания оставшихся в Орске мужчин достаточно было того, что он был рабочий или крестьянин. Их приводили на площадь, где служили молебен и произносились похвалы генералу Дутову и его сподвижникам. По приказу Дутова приведенных тут же на глазах всех присутствующих белоказаки рубили клинками. Без суда и следствия. За несчастных попытался вступиться бывший священник Пальмов, обратившись к Дутову и его свите. Ночью он был схвачен. Его привязали к хвосту лошади, которую погнали в поле».
Заметим, что воспоминания частного лица не являются неопровержимым фактом, но имеют право на жизнь хотя бы как версия.
Татьяна Зиннатуллина
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024