Куда девать «лишние» руки и ноги
- Репортаж
- 13-12-2006
Сколько в Орске бытовых отходов, знают, пожалуй, только жители поселка Победа. В той стороне расположена городская свалка, и неиссякаемый поток мусоровозов здесь обычное явление. Главным поставщиком такого «добра» служит, конечно, население. За ним следуют разного рода учреждения, которых тоже немало. Среди них и лечебно-профилактические.
Больничный мусор имеет весьма специфический характер. Рядовой житель о нем даже не догадывается. Чего нельзя сказать об обслуживающем персонале, начиная от уборщиц и кончая главврачами. Речь идет об использованных перевязочных материалах, одноразовых шприцах, перчатках, халатах, рентгеновских пленках, отходах пищеблоков, препаратах крови, кожных лоскутах, отсеченных органах, просроченных лекарствах. Впрочем, всего не перечислить. Важно другое: отходы представляют собой реальную угрозу.
- Они делятся на пять классов, два из них нуждаются в особом внимании: в первый входят идентичные обычным твердо-бытовым, во второй - опасные, - уточняет начальник Управления здравоохранения горадминистрации В. Бондаренко. - Соответственно одни вывозятся согласно договору со «Спецавтохозяйством», другие проходят дезинфекцию, маркируются цветными мешками, складируются в отдельные контейнеры и отправляются на переработку.
Эта сторона функционирования больниц для руководителей является дополнительной и не простой обузой. Вместо того чтобы полностью сосредоточиться на лечении пациентов, применять современные и искать новые методы, они вынуждены нести нелегкое бремя хозяйственных забот.
Специализированных служб у нас нет и, похоже, не предвидится. Согласно правилам СанПиН за утилизацию медицинских отходов отвечает тот, кто их производит. Вот незатейливый перечень обязанностей, регламентированных документом, выпущенным в 1999 году: собирать, сортировать, опасные и особо опасные отходы предварительно обезвреживать и уничтожать в спецустановках термическим способом.
Сочинить инструкцию большого ума не надо. На деле поставленная задача не из легких. Причем создавшаяся ситуация одинакова по всей стране. Даже в крупных городах вскрываются факты, от которых становится не по себе. В частности, обнаруживались ампутированные конечности, валяющиеся на территории лечебных учреждений, а на свалки вывозятся послеоперационные человеческие останки. Туда же попадают и отходы фтизиатрических отделений. И это на фоне растущего числа онкологических, туберкулезных и ВИЧ–инфицированных больных.
Правда, у нас подобного еще не происходило. Между тем острота проблемы не меньше. Так называемые биологические отходы сродни постоянной головной боли, которой власти маются, но терпят. Если говорить обо всех муниципальных ЛПУ Орска, то только они их «выдают» примерно по 400 килограммов в день. С онкологическим, наркологическим, психоневрологическим и туберкулезным диспансерами набирается целая тонна. За год – 360–400 тонн!
– Вата, бинты и другие аналогичные материалы сжигаются в печах котельной третьей больницы, становятся неопасными, – замечает Бондаренко, – поскольку, например, раковые клетки при температуре 500–600 градусов уничтожаются.
– Мы долго думали, как избавляться от отсеченных крупных органов, – продолжает главврач больницы № 2 В. Лещенко. – Какое–то время они уничтожались в кочегарке. Так продолжалось бы и до сих пор, если бы не газовики, которые забраковали нашу горелку. А теперь вопрос решается путем захоронения. За 1500 рублей в неделю. Подобную услугу оказывает известное в Орске предприятие «Реквием».
К слову, трубы, откуда вылетают продукты горения, фильтрами не оборудованы. На смену им должна прийти плазменная установка, уже применяемая кое–где в стране. По–научному называется инсинератор. Вдобавок получаемым теплом можно отапливать помещения. Но цена в 10 миллионов рублей является непреодолимым препятствием. В 2006–м ЛПУ Орска перечислили на природоохранные мероприятия 2,3 миллиона. Вернувшиеся в город 600 тысяч пошли на оплату работы «Реквиема».
– Администрация Орска обеспокоена проблемой. В текущем году мы анализировали ситуацию с отделом охраны природы. Все упирается в финансы. Проект установки оценивается в 1 миллион рублей. Надеемся, в бюджете 2007–го деньги будут предусмотрены, – говорит Бондаренко.
Проблемы города, как известно, неиссякаемы. Средств на все постоянно не хватает. Выход – в определении приоритетов. В их числе, несомненно, экология. Ведь кривая разнообразных недугов неумолимо ползет вверх. А когда на ветру горит свалка с обсемененным патогенной микрофлорой медицинским мусором, возбудители опасных инфекций мгновенно разлетаются на десятки километров вокруг. Не спасает и захоронение в землю. Опасные микроорганизмы вымываются грунтовыми водами, а когда биорганика неминуемо загнивает, они попадают на поверхность с выделяемыми при этом газами.
Как удалось выяснить, медотходы отправляются на кладбище, где для них есть отдельный участок. Погост возле поселка Первомайского существует с 1968 года. По нормам он не должен занимать более 40 гектаров. Сегодня могилы располагаются на 120 гектарах. Местность там пересеченная, есть лощины. Это и тревожит. Специалисты утверждают, что 70 процентов территории Орска подтоплено. Кто даст гарантию безопасности 250–тысячному городу?
Похоже, мы столкнулись с явлением, которое напоминает известный круговорот. Но не воды в природе, а разного рода заразы. Витая в воздухе, затаившись в подземном пространстве, она ждет определенных условий. А нам остается ждать последствий. Вот только каких?
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024