Разместить рекламу возможно по телефону:
(Viber или Whatsapp) 8-922-87-26-626

С. Рожков: КИНЕМАТОГРАФ В РОССИИ НЕ УМЕР

На днях в кинотеатр "Орск" с программой фильмов Уолта Диснея приехал Сергей Рожков, член Союза кинематографистов и кинооператоров России, заведующий лабораторией стереокинематографа научно-исследовательского института кинематографии и фотоискусства (НИИКФИ), работа которого в 1991 году номинировалась на премию "Оскар".Пока ребята с замиранием сердца смотрели "Бемби", "Белоснежку", "Цветы и деревья", корреспонденту "ОХ" удалось пообщаться с этим интересным человеком.
- Сергей Николаевич, расскажите о том, как Вы пришли в кинематограф?
- Как это ни смешно звучит, но у меня диплом Московского энергетического института. А в кинематографе я оказался случайно. Начинал в любительской студии. После того, как я снял пару короткометражных фильмов, буквально "загорелся" кино. Всерьез начал подумывать о том, чтобы бросить институт и поступать во ВГИК. Но друзья отговорили.
Получив диплом, занялся кинематографом всерьез, начал снимать фильмы, некоторые из даже вышли на большой экран. Демонстрируя свои (и не только) картины, посчастливилось побывать и в столицах, и в самых отдаленных уголках нашей Родины.
- За годы работы наверняка было много интересного…
- Однажды, когда я выступал в Харькове, ко мне подошел парень и сказал, что он раскопал огромную коллекцию фильмов. Этот молодой человек познакомился с девушкой, предок которой был владельцем дореволюционного харьковского кинопроката. Верив в скорое свержение большевиков, он замуровал свою коллекцию в погребе. Парень настолько "заболел" эти делом, что поступил на киноведческий факультет ВГИКа. Я взял несколько кинолент. И самое интересное, что некоторые из них были цветные(!). На реставрацию пленки ушло больше месяца (удивляюсь, как она вообще сохранилась с 17-го года), но работа не прошла даром - на праздновании 90-летия кинематографа в Доме кино картину отметили. Все это я совмещал с работой в институте. До сих пор удивляюсь, откуда энергия бралась.
- Кстати, чем занимается ваш институт?
- Основное направление работы - это объемное стереоизображение, которое может располагаться не только в плоскости экрана, но и перед ним, за ним. Чтобы добиться требуемого эффекта, фильмы необходимо снимать определенным образом. Отдельно существуют изображения для правого и левого глаза. Еще одна особенность стереофильма в том, что его смотрят в специальных поляроидных очках. Кстати, при желании стереофильмы можно смотреть и в вашем кинотеатре. Достаточно поставить мощные лампы и заменить экран. Таким образом мы уже переоборудовали несколько кинотеатров в Набережных Челнах, в Паневежисе. Стоить это будет относительно недорого.
- А есть ли вообще необходимость в громадных зрительных залах?
- Скажу откровенно, такая необходимость уже давно отпала. Сейчас некоторые кинотеатры по примеру иностранных коллег переоборудуются под многозальные комплексы, больше известные как мультиплексы. И зритель сам выбирает что и как ему смотреть. Для сравнения: в московском "Октябре" теперь 11 мини-залов, хотя большой как был, так и остался. В фойе открыли кафе, заработали игральные автоматы. И надо сказать, зритель постепенно возвращается. Люди выбирают мультиплексы, отдавая предпочтение системе объемного звука, теплу и комфорту в зале, несмотря на то, что подобное удовольствие стоит 50-100 рублей за билет.
- Как Вы оцениваете состояние российского кинематографа в целом?
- Думается, что худшие времена позади. Образно выражаясь, мы уже оттолкнулись от дна. Постепенно формируется плеяда российских режиссеров, работы которых займут достойное место в мировом кино. Главной проблемой продолжает оставаться финансирование. Государство поощряет съемку картин, но на те копейки, которые выделяются, снять нормальный фильм невозможно. Продюсеры и режиссеры ищут деньги своими силами. Сейчас и спонсоры пошли не те - редкий берется финансировать съемки от начала до конца. Интересно и то, что многие режиссеры, отправившись на "вольные хлеба", открывают частные студии. Так поступили Гарри Бардин, Юрий Нарштейн и другие. Появилась "Анимафильм". Но и государственные студии (правда, в урезанном составе) продолжают работу.
Еще одна особенность современного российского кино - это поэтапный показ фильмов. Обязательное условие - ни в одном из кинотеатров лента не должна задерживаться более пяти дней, даже если на последнем сеансе будет полный аншлаг.
В этом плане наш институт был новатором. Именно за поэтапность, а также за систему "Стерео-70" в 1991 году НИИКФИ был награжден премией американской академии "За технические достижения в области киноискусства". Могу похвастаться, что это пока первый и единственный "Оскар" в данной номинации, выданный нашей стране. Так случилось, что получать награду в Лос-Анджелес отправили меня.
- И каковы впечатления?
- За несколько дней я толком не узнал об Америке ничего, но когда я бродил по Голливуд-бульвару, удивила очередь за билетами на не самый лучший штатовский фильм.
Наверное, правы те, кто утверждает, что американцы не просто снимают много фильмов, но и смотрят исключительно свое кино. Дело не в количестве интеллекта - просто они такие. Конечно, в США время от времени проходят недели российского, немецкого, итальянского кино, но мало кто из зрителей на них ходит.
- Сергей Николаевич, у вас колоссальный опыт работы в кинематографе. При чем тогда мультики?
- Наряду со стереоскопическими фильмами я немного занимаюсь анимацией. Над одной лентой мне посчастливилось работать с известным режиссером Ивановым-Вано, с ним же на киностудии "Союзмультфильм" мы снимали "Волшебное озеро".
Я сам обожаю смотреть хорошие мультики и хочу, чтобы российские дети знали первоклассную анимацию, а не те халтурные китайские сериалы, которыми заполонен экран.
Настоящая мультипликация - это особый вид искусства, где лишь используют кинотехнику. Мультфильмы учат любить, понимать друг друга, природу и животных. По этому поводу хочется процитировать выражение известного аниматора: "Все в мире можно купить за деньги, кроме вилянья собачьего хвоста".
В заключение нашей беседы Рожков сказал пару слов об орских зрителях. На его взгляд, чтобы зал не пустовал, кинотеатр для начала нужно осовременить. Самое же главное для успешной работы - это реклама и хорошие фильмы. К примеру, большим рекламным событием было бы то, что в "Орске" больше не торгуют мебелью...

Обсудить материал

Комментарии

Последние новости

Мнения