РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Долг платежом красен?

Власть согласилась возместить населению убытки, причиненные незаконным распоряжением о повышении тарифов коммуналки. Но только тем, у кого есть на руках судебное решение. Судиться или не судиться – вот в чем вопрос. Город условно разделился на два лагеря. Одни считают, что обращение в суд – это почти преступление, поскольку выплаты серьезно подорвут и без того слабое здоровье коммуналки. Другие, напротив, уверены, что надо вернуть свои «кровные», раз есть такая возможность. К барьеру!
«Город обанкротится, если все пойдут в суд»
Начальник юридического управления горадминистрации В. Баширова считает, что тарифы коммуналки, утвержденные незаконным распоряжением мэра в 2003 году, были экономически обоснованными, и называет политиканами тех, кто смакует на митингах и в прессе вопрос о переплате.
– Решение судов вынесено по заявлению одного человека – Ю. Вострухина, но у орчан появилось основание для обращений в суд по тому же вопросу, и вот почему. Если нарушается порядок функционирования системы разделения властей (что и произошло в случае превышения полномочий мэром Орска), пострадать может любая из сторон. Тем более что ранее горсоветом было принято решение об оплате населением не менее 70 процентов от экономически обоснованного тарифа. Тарифы, утвержденные мэром и впоследствии отмененные судом, были ниже этого уровня.
В течение почти двух лет именно горбюджет реально нес завышенные расходы по содержанию ЖКХ. А услуги тем не менее оказывались, и себестоимость их оказания не становилась меньше от того, были они утверждены мэром или Советом.
– А что показала экономическая экспертиза?
– Экономическая экспертиза, проведенная до принятия распоряжений, устанавливающих впоследствии отмененные тарифы, показала, что тарифы составляют в среднем 60-65 процентов от затрат на производство коммунальных услуг. Не удосужившись вникнуть в экономические тонкости, мировой судья Октябрьского районного суда отказал в назначении экономической экспертизы в судебном порядке. А ведь именно он должен был ответить на вопрос о том, кто же все-таки больше пострадал от необдуманных и несогласованных решений мэра. По-человечески можно понять судью: ни на кого из коллег не обрушился такой вал работы, связанной с судебными исками, никому из других судей не пришлось выстоять перед натиском местных псевдоправозащитников, газетчиков, любящих помусолить скандальные факты...
Решено взыскать разницу, не задумываясь о том, что никто не вернет бюджету денег, уже заплаченных газовикам и энергетикам, неуклонно повышающим свои расценки.
– Сколько потратит бюджет, если все жители Орска подадут иски в суд?
– Более 300 миллионов рублей. Для бюджета это означает фактическое банкротство при том, что в течение двух лет город компенсировал расходы на содержание коммунального хозяйства, которые по решению горсовета должны были нести жители и предприятия города и которые «добрый» мэр «взял на себя».
Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить себе, что ожидает в этом случае городское здравоохранение, образование, да и, пожалуй, город в целом... Политиканы! Другого слова не нахожу для определения смакующих на митингах и в прессе вопрос о переплате, тех псевдорадетелей за народ во имя собственной, сомнительного толка, популярности, коих у нас немало. Власть не делает одолжения: она исполняет решения суда, вступившие в законную силу. Что не исключает их обжалования.
– А почему бы администрации не компенсировать деньги всем пострадавшим без всяких судов?
– Для выплаты из бюджета необходимо юридическое основание, иначе та же прокуратура имеет право заявить о нецелевом использовании средств. Установить, были ли понесены убытки конкретным жителем, в какой именно сумме, может только суд. Его решение является основанием для выплаты бюджетных средств.
– А как быть инвалидам, не имеющим возможности лично оформлять судебные документы?
– Инвалиды, как и другие граждане, не имеющие возможности либо не желающие лично этим заниматься, вправе выдать доверенность на ведение дела в суде, а также на предъявление исполнительного листа к исполнению. Если пострадавший по состоянию здоровья или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах гражданина вправе также прокурор.
И в заключение хотелось бы обратиться к жителям Орска. Идти или не идти в суд – ваше личное право. Но давайте подумаем и о том, что город должен где-то взять 300 миллионов рублей на возмещение последствий формальной ошибки прежнего руководителя, как и средства на то, чтобы содержать коммунальное хозяйство, развивать образование и здравоохранение. Замечу, что долги населения перед жилищно-коммунальным хозяйством города составляют на 1 января текущего года 168 миллионов рублей. Исполняя требования суда, администрация города официально заявляет о том, что намерена принять к неплательщикам самые жесткие меры. Долг, как говорится, платежом красен.

«И власть можно поставить на место»
Президент Ассоциации по защите прав предпринимателей восточного Оренбуржья И. Аленский считает, что в сложившейся ситуации виноват не экс-мэр, а муниципалитет в целом. Поэтому любой орчанин имеет моральное право подать иск в суд для возмещения убытков, причиненных незаконным повышением коммунальных тарифов.
– Часто приходится слышать, что в сложившейся ситуации виноват только бывший мэр. Я же считаю, что виноват муниципалитет, который позволил одному человеку принять решение, касающееся всего населения Орска.
Наша задача заключалась, в первую очередь, в том, чтобы оспорить порядок принятия таких решений, а не сами тарифы. Депутаты должны утверждать расценки на коммуналку, а не власть. В свое время глава города, которого мы, по сути, наняли, решил на наше мнение наплевать. Поступил противоправно, поэтому и суды были выиграны.
Мне неприятно слышать, когда местная администрация говорит: «Вернем деньги, хотя виноваты не мы». Проблема – в самом отношении власти к нам. Многие люди благодарили не за то, что им дали возможность вернуть деньги, а за то, что правозащитники показали: и власть можно поставить на место, а люди – это не быдло.
– А вы сами-то подали иск в суд?
– Нет, и не собираюсь. Моральное удовлетворение отчасти я уже получил, потому что удалось добиться правды в суде. Призывать кого-то судиться с администрацией не хочу, но считаю, что мы живем в правовом государстве и надо отвечать за свои поступки, будь то муниципалитет или любой из нас. При всем при том, что возвращение денег населению было одним из скрытых лозунгов на выборах главы города.
Ошибочно пытаться убедить людей, что будет плохо. А куда еще хуже? То, что происходит сейчас, считайте штрафными санкциями за правонарушение. Поэтому каждый имеет моральное право требовать возврата денег. Идут за компенсацией в основном нуждающиеся. И не надо уговаривать их не обращаться в суд, потому что в положение этих людей никто не хочет войти. Их не спрашивают, есть ли у них деньги, чтобы прокормить семью.
– Почему ассоциация не потребовала от прокуратуры обращения в суд от неопределенного круга лиц?
– Мы обращались в прокуратуру в то время, когда десятки людей решили пойти в суд, создавая очереди. Но прокурор ответил, что не может так поступить в силу закона. Лично я не сомневаюсь, что он мог и должен был это сделать. Аналогичную ситуацию описывала «Российская газета», и в том случае инициатива исходила именно от прокуратуры.
– Дорогое удовольствие – получить право на компенсацию?
– Общие расходы составят рублей 300-400 – не больше, и согласно закону затраты на госпошлину потом людям должны компенсировать.
– Много орчан обратилось к вам в этом году с просьбой растолковать что к чему, помочь составить исковое заявление?
– Человек десять. К счастью, к разъяснительной работе подключились и другие общественные организации. С населением работают НПСО, общество по защите прав потребителей, профсоюз предпринимателей и другие. И большинство – бесплатно.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.