Подальше от людей, зато с собой и совестью в согласии
- Репортаж
- 11-12-2001
Их дом находится далеко от шумных улиц. Чтобы добраться до него, надо идти пешком в направление Урала, спускаясь по степной дороге ниже и ниже. Когда наступает ночь, небо сверкает звездами не только сверху, но и со всех сторон. Кажется, на свете больше нет ничего и никого. Так им хочется думать. Пространство наполнено тишиной, которая величественно молчит и охраняет поселившийся в душе покой. Они страшатся одного - потерять то, что наконец-то обрели.Олег Березников родом из Узбекистана, хотя по национальности русский. Вырос и жил в тамошнем городе Чиракчи. В семье немаленькой, с десятью ребятишками, но не бедствующей. Олег окончил школу, выучился на шофера. Перед ним открывался весь мир. Армейская служба проходила на Украине. Тогда он еще не подозревал , что целых два года пробыл за границей. Между тем, так оно и было. Вскорости бывшие братские республики «союза нерушимого» кинулись врассыпную, мелькая пятками. Демобилизованный солдат вернулся на родину и не узнал ее. Будто подменили людей. Из соседнего Карабаха несло гарью межнационального раздора. Узбеки на русских тоже начали коситься и постепенно вытеснять.
- Чтобы получить место водителя, требовалось дать приличную взятку, - вспоминает парень. – Мать работала медсестрой в больнице, получала сто рублей. Откуда у нас деньги?
На подобный вопрос ответа не находилось. Однако жить как-то надо было. Вчерашний воин засучил рукава гимнастерки и пошел в люди: ремонтировал кровли зданий, заливал бетоном фундаменты под особняки «новых узбеков», освоил электросварку. Одним словом, сменил баранку на мастерок.
Давно замечено: человек, когда ему становится туго, принимается перебирать в памяти родственников. Причем всех подряд: близких и далеких, участливых и равнодушных, хороших и не очень. Таким образом, городу Чиракчи ответил город Орск. Старший брат звал: приезжай, мол, сюда, есть работа, возможность выбить комнату в общежитии - тоже.
- Я поступил в ПОГАТ-1, -продолжает свой рассказ Березников – Попросился слесарем для начала. Водительские навыки перерыва не любят, да и город мне незнакомый. Решил обвыкнуть, осмотреться, тогда уж и за руль.
Планы и реальная действительность совпадают не всегда. Порой, а точнее, чаще всего обещания, заверения должностных лиц остаются пустым звуком. Время шло, перспективы отодвигались, и Олег ютился у брата, снимавшего квартиру. Однако упорство было вознаграждено. Наступил день, когда он поехал за матерью. Удалось, отказывая себе во многом, скопить денег. Если продать отчий дом, то появлялся шанс приобрести угол в Орске.
Покупка получилась, мягко говоря, скромной: комната и кухня в Старом городе. И неудачной к тому же. Хозяйка пересчитала причитающуюся сумму и отдала документы на строение. А оно, выяснилось вдруг, не оформлено еще предыдущим владельцем. Как на грех, у старшего брата возникли неожиданные обстоятельства. В итоге мать справляла новоселье с ним, ведь у него семья и ребенок.
Изучала или нет отечественная наука значение жилья в жизни человека, неизвестно. Олег ощутил проблему на собственной шкуре сполна. Раньше, несмотря на недостатки существующего строя, молодежь страны победившего социализма на данный счет могла не беспокоиться. Достаточно было избрать завод для применения сил и способностей, в ход шла опробованная годами система: комната в коммуналке, отдельная маломерка, а потом и полнометражка. Сегодня она полностью демонтирована, взамен ничего не создано. Поэтому когда скиталец из Средней Азии нашел свою половину - Розу, его ждала двойная радость: в виде, само собой, жены плюс давно желанной прописки у тестя и тещи.
К сожалению, счастье длилось недолго. Отношения с зятем не сложились и его паспорт скоро украсил штамп с грозной отметкой «Выписан». А раз выписан, значит, не светит трудоустройство. Перебиваться случайными подрядами надоело. И Олег решил:
- На глаза попалось объявление о наборе солдат запаса в Чечню. Его я расценил как способ выбраться из тупика. Он стал уже угнетать. В качестве разведчика- гранатометчика подписал контракт на три года. Часть дислоцировалась в Ханкале. Воевали каждый день, без выходных и праздников. В одном из боев меня ранило сразу в обе ноги. В одну - пулей, в другую - осколком. Два месяца провалялся в госпиталях Волгограда и Новочеркасска. Выписался, хромал первое время.
С воинского учета его сняли. Чечня 96-го покалечила и оборвала множество молодых жизней. Парню, выходит, еще повезло. Жалованье за полгода выдали небольшое, на реабилитацию организма оно ушло мигом. Впереди - снова неизвестность.
Другой бы проклял судьбу, махнул на себя рукой и ждал, куда кривая вывезет. Березников, судя по всему, из другого теста, сдаваться без боя не в его характере. Тем более, только что из пекла, которое, как известно, одних сжигает, других закаливает.» Поехали в Тюмень,- предложил он жене- может, там повезет». Действительно повезло. На строительстве особняка или точнее замка для президента сибирской компании « Ямал» платили неплохо. Роза без дела тоже не сидела - торговала товарами с оптовой базы. Возвращались в Орск с надеждами. Лишь одно обстоятельство огорчало: исчез паспорт Олега. То ли потерял, то ли вытащили где-то. Впрочем, с кем не бывает. Не он первый, не он и последний. Но его ждала западня.
- Я нахожусь в ней уже второй год, - рассказывает Березников. - Паспорт не выдают по причине отсутствия прописки. Прописаться некуда. Складывается впечатление, что обществу я не нужен и никому до меня нет дела. Без бумажки я никто. Остается один путь - за решетку, потому что в создавшейся ситуации спасение от голода заключается в воровстве. Можно заняться наркотиками. Или разбоем. В криминал попасть несложно. В конце концов это тоже способ существования. Я хочу жить честно, в ладу с совестью. Мне и в этом отказывают.
Справедливости ради стоит заметить: попытки помочь Олегу все же предпринимались. После Чечни военкомат посылал его к руководству одного из подразделений железной дороги с ходатайством предоставить общежитие. Отказали. В другой раз его путь лежал в жилищный отдел горадминистрации. Там потребовали необходимые справки. В бюро технической инвентаризации дали от ворот поворот - без паспорта и разговаривать не стали.
Равнодушие чиновников сил, конечно, не прибавляет. Скорее, наоборот. К счастью, свет не без добрых людей. В садовом обществе «Кумачок» освободилась должность сторожа. Здесь, вдали от людей, в избушке Березников с сентября и обосновался. Не один, с женой, у которой с документами полный порядок. Иначе тоже ничего бы не вышло. Им тут хорошо. В комнатах тепло и уютно. Семейная пара держит кур, кроликов, добросовестно присматривает за имуществом кооператива.
Каждый день Олег обходит вверенную ему территорию, выпроваживает непрошеных гостей, охотников за цветным металлом. Выпал снег и на нем множество следов зайцев и лис. Солнце слепит глаза, еще тонкий наст сверкает всеми цветами. Вечером хозяин печет хлеб. Уже научился. Хозяйка вяжет носки. Рядом верные друзья – Мухтар и Гамлет. На них можно положиться, в ответ на ласку и внимание собаки платят круглосуточной верной службой. Чечню Олег не вспоминает - не любит. Зато любит помечтать. О том, чтобы осесть здесь основательно, завести свое хозяйство. И просто жить.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024