Магазины самообслуживания: прилавки убрали, беззаконие осталось
- Репортаж
- 28-03-2007
В феврале в «ОХ» была опубликована история читательницы, которая оказалась жертвой грабителей: её сумку украли прямо из магазинной камеры хранения. Публикация вызвала множество откликов. Звонили и те, кто столкнулся с несправедливостью в магазинах самообслуживания.
Кража, обыск и допрос... в магазине
История 1. Я зашёл в магазин за продуктами. Когда шёл вдоль прилавков, решил для удобства переложить из одного кармана в другой упаковку клея, купленного раньше.
Через пару минут ко мне подошла работница торгового зала и смущённо произнесла: «Знаете, мы только что через камеру наблюдения видели, как вы что-то спрятали в кармане...» Я позволил девушке себя обыскать. Ничего, кроме клея, который в их магазине не продаётся, она, разумеется, не нашла.
Девушка удалилась, но через какое-то время вновь подошла ко мне: «И всё-таки вы что-то спрятали. Разрешите проверить ещё раз, пожалуйста». И вновь полезла в мои карманы. Что сказать, внимание со стороны молодой и привлекательной продавщицы может быть приятно. Но зачем быть столь навязчивой?
Вы не поверите, но когда я подошёл к кассе с корзиной, меня ещё и там проверили. Это уже было просто унизительно. Не знаю, почему я позволил это сделать снова. Просто был в состоянии шока. На глазах у изумлённой публики мне вновь вывернули карманы. Не стану называть магазин. Скажу лишь, что он находится в Ленинском районе.
Виталий.
История 2. Я зашла в магазин поздним вечером, народу было немного. У входа стоял охранник. В руке у меня была открытая сумочка, из которой торчал пакет сухариков. Охранник никак не отреагировал на это, хотя проводил меня взглядом. А вот когда выходила из магазина, охрана меня, видимо, уже подкарауливала. Потому что сухари были тут же замечены и извлечены на свет божий:
– Та-ак! Мы сейчас проверим, имеются ли в нашем магазине такие. Если да, придётся за них заплатить!
Аналогичный товар нашёлся. Мои протесты, дескать, купила в другом месте, были напрасны.
В течение получаса в подсобном помещении я доказывала, что не верблюд.
– Проверьте запись с камер слежения! Там видно, что я зашла с этими сухарями!
– Не можем. У нас камер нет. Это муляжи. Вы знаете, сколько стоит развесить по такому огромному магазину камеры?
В конце концов меня отпустили. Интересно, а при желании могли бы посадить из-за пакетика сухариков?
Анастасия.
Подобное, к сожалению, может произойти практически в любой торговой точке, где есть самообслуживание. Давайте попробуем разобраться, кто в этих конкретных случаях прав – работники магазинов или их клиенты?
Никто не может обязать сумку в камеру сдавать
Имеют ли право работники магазинов самообслуживания требовать от покупателей, чтобы те сдавали вещи в камеру хранения? Не нарушает ли это гражданские права? С такими вопросами мы обратились в торговый отдел администрации города.
Специалисты Управления по торговле и наружной рекламе подтвердили: покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Заставляя сдавать сумки, работники нарушают принцип свободы заключения договора (статья 421 Гражданского кодекса).
Прием и хранение вещей относятся к услуге, которую магазин оказывает для удобства покупателя. К подобным услугам относятся организация мест отдых, комната матери и ребенка (при продаже товаров для детей), гарантированное хранение купленных товаров, организация питания покупателей, продажа продуктов питания с потреблением на месте, парковка личных машин на обустроенной возле магазина стоянке.
Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления купленных в других магазинах товаров. А при выходе – проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Это предусмотрено п. 34 письма Комитета РФ по торговле от 17.03.94 № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети».
Если сотрудники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои вещи в камеру хранения (а иначе не пускают в магазин), то потребитель вправе потребовать книгу жалоб и предложений.
Кроме того, отказывая во входе в торговый зал, администрация магазина нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку торговое предприятие не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при возможности продать товар или оказать услугу. А занесенная в зал сумка продаже не мешает.
Распространенным нарушением является проверка сумок охранником при выходе покупателей из магазина. Осмотр может осуществляться только сотрудниками милиции при составлении определенной документации и лишь в том случае, если посетитель подозревается в краже товара.
Торжество справедливости
Вмешательство «Орской хроники» возымело действие. Оказалось, что до нашего обращения в отделе торговли горадминистрации ничего не знали о случае кражи сумки из камеры хранения. Получив запрос нашей газеты, специалисты отдела немедленно обратились в магазин. И на сей раз администрация торгового учреждения заверила их, что деньги пострадавшей клиентке обязательно будут возмещены в соответствии с законодательством.
Это достойный пример того, как человек не боится отстаивать свои права. Но ущерб от подобного нарушения можно не только возмещать, но и предотвращать. Удачи вам в борьбе с беззаконием, уважаемые покупатели!
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024