ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА. В ПРОШЛОМ - РУКОВОДИТЕЛЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НАРКОМАНОВ, В НАСТОЯЩЕМ - НАСТОЯТЕЛЯ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ
- Репортаж
- 14-04-2001
Спасение души, установление царства Божьего на земле, сеяние доброго и светлого... В эпоху душевного смятения эти фразы приобретают особый смысл, заставляя человека идти в церковь, задумываться о вечном, искать свой путь к Вере. Благо, что помощников, предлагающих свои услуги, на этом пути не счесть.Среди них - как настоящие радетели за спасение души человеческой, так и обыкновенные аферисты, думающие лишь о материальной выгоде. Но опасны далеко не последние, их жертвы обходятся все-таки малой кровью. Существует угроза более весомая. Речь идет о том типе людей, которые в безоглядной вере в свою Мессию, высшее предназначение, в первую очередь опустошают души и сердца, сея вместо добра и справедливости слезы и боль.
Настоящий шок я испытала в минувшую среду, когда в утренней новостной программе «Орск-ТВ» сначала услышала знакомый запинающийся говорок, а затем увидела лицо, добрая часть которого скрывалась в жидкой волосяной растительности, символизирующей, как оказалось, принадлежность этого человека к духовному сану. Через минуту пристального вглядывания в экран, я поняла, что не ошиблась. Передо мной - старый знакомый, Александр Еграшин в церковном обличье. Ряса, клобук - все чин чинарем, как и полагается облачаться всем служителям церкви. Возмущение мое от лицезрения новоявленного настоятеля церкви во имя Александра Меня (о которой вообще разговор отдельный), я думаю, будет понятно после того, как вы немного познакомитесь с прошлым сего «священнослужителя».
ПРЕДЫСТОРИЯ
Александр Еграшин еще очень молод, ему всего 23 года. Впервые на городском общественном небосклоне Шурик появился осенью 1998 года. Выступая от христианской организации «Рука помощи» (за достоверность и более того реальное существование христианских союзов и объединений, от лица которых любил действовать Еграшин, не ручаюсь, потому что все попытки найти «концы» успехом так и не увенчались - авт.), он развернул в Орске бурную деятельность по созданию реабилитационного центра для наркоманов. Надо отдать ему должное, он явился первым зачинщиком столь многотрудного дела. Но какие благие мотивы подвигли его на эту деятельность - не знаю, не видела, не слышала... Как показало время, бед им было наделано немало. Предполагаю, что и сегодняшние трудности в обустройстве центра, которым занимается общественная организация «Родители против наркотиков», во многом связаны с подмоченной репутацией «отца-основателя» Еграшина. Но факт остается фактом - идею в то время все с энтузиазмом подхватили и, к счастью, это знамя борьбы против наркомании, пусть и с переменным успехом, до сей поры несет общественность города. А журналисты тогда много и часто писали о создании реабилитационного центра, давали координаты счетов, на которые можно было перечислять деньги, брали интервью у Еграшина. Городские власти также не остались в стороне. Депутаты горсовета ходатайствовали о придании центру юридического статуса, искали помещение, опять же выделялись материальные средства. Шум вокруг персоны Шурика поднялся невероятный. Откликнулись горожане, в первых рядах, как всегда, оказались добросердечные пенсионеры, которые несли Еграшину продукты, отдавали последние десятирублевки. Встрепенулись родители наркоманов, совсем было отчаявшиеся найти где-либо помощь, да что там - элементарное сочувствие. Еграшин, в свою очередь, заручившись столь весомой общественной поддержкой, смело ходил во власть, требовал здание и деньги. Ему шли навстречу. Как рассказывает Виктор Андреевич Исаев, тогдашний зам. мэра по социальной политике, городской властью предпринимались неоднократные попытки поддержать начинания Еграшина (которые обратного эффекта почти не давали, но это выяснилось намного позднее).
- В первый же день, когда он обратился к нам с этой идеей, я попросил его предоставить для начала все необходимые для регистрации документы - Устав центра, разработанную программу лечения. Устав вскоре был предоставлен, организация получила юридическое оформление. А наша помощь выражалась, если так можно сказать, в морально-организационных моментах. Город не раз выделял помещение под центр в разных лагерях города, обращался к предпринимателям, трудовым коллективам Орска с просьбой обеспечить центр необходимым инвентарем. Я знаю, что многие откликнулись - помогали продуктами, стройматериалами. Но вся деятельность Еграшина носила хаотический характер, он то появлялся, то куда-то исчезал. К тому же, поговорив с главным наркологом области Карпецом, я получил предупреждение специалиста о том, что реабилитацией наркоманов могут заниматься лишь те, кто владеет лицензией на право трудовой, медицинской и психологической адаптации. Поэтому он посоветовал ребятам обратиться непосредственно за помощью к нему. Но, как мне известно, Еграшин так и не откликнулся на это предложение. А потом ко мне пришли родители тех ребят, которые жили в центре, и попросили больше никогда и ничем не помогать Еграшину, дискредитировавшему всю реабилитационную работу. Эту ношу в итоге взвалили на себя сами родители, объединившись в движение «Родители против наркотиков».
В ЦЕНТРЕ НАРКОМАНЫ ЗАРАЖАЛИСЬ СПИДом
История развития центра на протяжении двух лет претерпевала весьма существенные изменения, правда, в основном географические - центр базировался то в частном доме, то в лагерях «Юность» и «Восток», то в поселке Рысаево под Кувандыком. Менялось и название - сначала «Рука помощи», затем - «Возрождение». Неизменным оставалось одно - денежные махинации руководителя, обман, предательство, повсеместная ложь. Татьяна Николаевна Потаскина, мама одного из реабилитантов, вспоминает о рысаевском периоде центра так:
- В Рысаево мой сын не пробыл и недели. Вернулся крайне обескураженный происходящим в центре. Ребята пили самогонку, которую покупали у местных жителей. Грязь, бардак, отсутствие нормальной пищи было явлением обычным. Происходили бесконечные гулянки, участие в них принимал и их руководитель Еграшин. Деньги на попойку брали, продавая сельчанам лапшу, которую выделила в порядке спонсорской помощи Орская макаронная фабрика. Вскоре реабилитационный центр прикрыли. Взбунтовались жители, собрали сельский сход и выгнали со своей земли ребят. Людей можно понять. Воровство с подворий, шатающаяся по улицам пьяная молодежь - кому это понравится. Сын с горечью рассказывал, что даже иконы, привезенные Еграшиным в Рысаево для лечения больных душ, были осквернены.
В один голос родители твердили: верить этому человеку нельзя, он обманывает всех и вся, неумело изворачивается, когда его застают «на месте преступления», ни за что в итоге не отвечает... Но такие неутешительные выводы давались родителям и их больным наркоманией детям чересчур дорогой ценой. Одни в разочаровании отходили в сторону. Но приходили другие, новички, верили и надеялись, доверяли Шурику самое сокровенное - судьбы своих детей. Чтобы не быть голословной, приведу несколько весьма показательных примеров.
Шурик постоянно что-то обещал: высококлассных специалистов, помощь из центра. В том числе говорил о своей связи с другими реабилитационными центрами. Так, однажды собрав с родителей по 1500-2000 рублей, он пообещал им отправить детей в Москву - в давно и успешно работающий реабилитационный центр, где, по его словам, лечение гарантировано и проблем никаких не возникнет. Вручив ребятам железнодорожные билеты с конечной станцией где-то в периферийном городе (вовсе не столице, как было заверено), Саша объявляет, что на перроне их будет встречать некий Иван Иванович, который и препроводит их куда положено, позаботившись о их жизни и здоровье. Ребят, рано утром вышедших из поезда, как можно догадаться, никто не встретил. Бесцельно потолкавшись по вокзалу, они ни с чем вернулись домой. В Орске спасения никто не ждал. Разбитый, разграбленный до нитки реабилитационный центр «Возрождение», который к тому же не раз горел, для некоторых наркоманов стал своеобразным местом обетованным, где безбоязненно можно было употреблять наркотики, живя на всем готовом - еду привозили родители.
Жертвами безответственности Еграшина были не только орчане. Молва о том, что в уральском городе лечат наркоманов, разнеслась по всей стране. В Орск, например, приезжала группа наркоманов из Балаково, которые в конце концов также уехали несолоно хлебавши. На ветер таким образом выбрасывались деньги и время многих людей. О разбитых надеждах не говорю, как и о чувствах безысходности и полного отчаяния людей, в очередной раз оказавшихся у разбитого корыта. Кстати, вопрос о деньгах и натуральной помощи до сих пор вызывает немало кривотолков.Сколько Еграшин взял денег у тех же родителей, никто уже не сосчитает. Мелкие сборы по 50-100 рублей чередовались более крупными суммами - от 800 до 2000 рублей. Отчет за них он ни перед кем не держал. Некоторые наркоманы в буквальном смысле слова трясли Еграшина, выбивая у него средства на наркотики. Он их безропотно отдавал.
Следующий факт, рассказанный самими реабилитантами, своим трагизмом перечеркивает все прошлые проступки Александра. Как утверждают ребята, в центре некоторое время жили наркоманы, инфицированные ВИЧ. Еграшин об этом знал, но позволил находиться рядом с ребятами. А так как употребление наркотиков там было делом обычным, вскоре смертельную инфекцию подхватили и остальные...
Осенью 2000 года на общем собрании движения «Родители против наркотиков» Еграшина пытались призвать к ответственности. С трибуны с обличающими монологами выступали как родители, так и сами наркоманы. Но все слова уходили в пустоту - в зале Еграшина не было. Быстро сориентировавшись, почувствовав, что над головой сгущаются тучи, он ретировался в неизвестном направлении. Казалось, что больше он не объявится... Как показали последние события, я была слишком наивной в убежденности, что после подобных деяний ни один человек не посмеет объявить о себе во всеуслышание еще раз.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
Я познакомилась с Александром в самом начале его деятельности и на первых порах, также загоревшись идеей «спасти весь мир от наркомании», ходила за ним по пятам на различные собрания, слушала проповеди, общалась с наркоманами. В попытке определить: что это - реальное дело, способное привести к не менее реальному результату, или идея-фикс неопытного мальчика с незрелыми взглядами на жизнь - я добросовестно пыталась понять Сашины побуждения, ездила на встречи, которые он назначал, но не приходил, искала какие-то мифические адреса, где якобы размещается реабилитационный центр... При этом делала скидку на отсутствие жизненного опыта, старалась не замечать его необязательности и робости в решении организационных вопросов, считая, что главное все-таки не это. Тем более, что Александр умело прикрывался громкими именами. Говорил, что является последователем и учеником Сергея Мотивосяна из С.-Петербурга, известного в России организатора подобных общин (о нем тогда много говорили во «Взгляде»). В доказательство приводил свои поездки (деньги собирал у тех же родителей) в северную столицу, якобы набираться опыта. Жил неизвестно где по несколько месяцев, возвращался с новыми прожектами, увлекал за собой людей. Обещание Шурика привезти внятную, конкретную программу лечения, разработанную профессионалами, которые много лет занимаются проблемой немедикаментозного излечения от наркомании, выполнено им так и не было. В итоге вся программа ограничилась составлением распорядка дня, где молитвы перемежались работой. Но на практике даже это расписание не осуществлялось. Да и как можно было наладить весь механизм реабилитации, если центр без конца прекращал свою деятельность, переезжая с места на место...
Николай Петрович Регер, пастор церкви «Благая весть», от лица которой очень долго действовал Еграшин, в своих суждениях о нем резок и категоричен:
- Я знаю Сашу давно, еще подростком он подвизался у нас в церкви, и потому, видя многие его дела, могу утверждать, что это самый обыкновенный шарлатан. Так и напишите. То, что он делал, прикрываясь нашим именем, - это позор христианству. Его деятельность надо рассматривать на уровне всего города, иначе он будет еще долго обманывать честных людей.
И вместе с тем, должна заметить, что Шурик - парень вовсе не злой. Нерешительность, масса комплексов - то, что можно было простить любому человеку (куда без недостатков?), невозможно человеку, ведущему за собой людей. Не умеющий постоять за себя просто не вправе отвечать за других, защитником и врачевателем которых он себя объявляет. Отсутствие внутреннего стержня, безответственность, даже детскость в суждениях об очень серьезных вещах - все это присуще Шурику, по крайней мере - это мое личное впечатление.
На следующий день после телевизионной «встречи» с Сашей я нашла «героя» в двухкомнатной квартирке, где обосновался его приход, если вообще это слово уместно в контексте замусоленного таза для омовений и играющего на кухне радио «Европа плюс». Опять зазвучали те же фразы о покровительстве сильных мира сего. Теперь Шурик попал под опеку известного общественного деятеля Глеба Якунина, который, якобы, был настолько наслышан о положительной результатах (!!!) реабилитационного центра «Возрождение», что немедленно провозгласил нашего героя иереем, отправив на оренбургскую землю с миссией возвести храм. «А как же наркоманы, обвиняющие тебя, мягко говоря, в недобросовестностном отношении к ним?». «А бог с ними! - отвечает Шурик. - Они клевещут на меня, потому что я выгнал их из центра за то, что они воровали». Небольшая поправка - воровали все, в первую очередь- неугодные. В центре существовала иерархия - особо приближенные и неугодные Шурику ребята. Шурик думал, что ему все можно - лгать, карать и миловать, удовлетворять свои прихоти, потому что его никто никогда не наказывал. Безнаказанность породила вседозволенность, индивидуума, уверенного в своей непогрешимости, не видящего грани между плохим и хорошим Он смел и решителен в новом обличье настолько, что созывает местные СМИ на пресс-конференцию и заявляет о себе всему городу. Как же, настоятель храма Новомучеников и исповедников российских... Фигура весомая.
Более двух лет Александр обманывал и предавал доверивших ему свое горе людей. Сейчас в рясе он вещает о смысле бытия, собирает пожертвования на строительство часовни, грозит городским властям миссией ООН, если они не разрешат вести ему «святой образ жизни»... Похождения Еграшина на орской земле продолжаются.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024